• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание


Председатель комитета АКЗС по здравоохранению

Дата и время проведения: c 19.05.2025 11:00 до 20.05.2025 11:00

Принято вопросов: 8

Вопрос: Уважаемый Владимир Алексеевич! Прошу проверить добросовестно ли выплачивал работодатель филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае" в г. Рубцовске... по обязательному медицинскому страхованию. Так как я не могла обратиться в ЛПУ полис был недействителен который выдал работодатель. С ноября 2011 г я без полиса ОМС до настоящего времени.
Автор: Семейкина Ольга Рубцовск
Ответ:

Уважаемая Ольга!

От уплаты страховых взносов работодателя наличие полиса ОМС у гражданина не зависит. Скорее всего у Вас на руках полис ОМС старого образца, который все равно является действующим и который необходимо поменять на полис нового образца.

Для получения или обмена полиса ОМС Вам необходимо обратиться в одну из страховых медицинских организаций, работающих в городе Рубцовске и расположенных по следующим адресам: компания РЕСО-МЕД – пр. Ленина, д. 47, каб. 12; компания КАПИТАЛ – ул. Комсомольская, д. 106.

С собой необходимо иметь паспорт и СНИЛС.

При обращении в страховую компанию полис Вам должен быть выдан.

 
Вопрос: По данным одного из недавних исследований, среди регионов Сибирского федерального округа в Алтайском крае предлагают одну из самых низких зарплат врачам — 62,5 тысячи рублей, при том, что врачи-соискатели рассчитывают на зарплату в 78,6 тысяч рублей. С чем связана такая низкая зарплата у медиков в регионе? Почему в других регионах СФО она выше? Как данная ситуация, по вашему мнению, влияет на отток медицинских кадров из Алтайского края?
Автор: Семичева Марина, ИА "Банкфакс"
Ответ:

Уважаемая Мария!

Действительно, уровень заработных плат в государственных медицинских учреждениях Алтайского края ниже большинства Сибирских регионов.

О причинах мы уже говорили. Разветвленная сеть, большое количество маломощных больниц, - все это погружено в расходы по территориальной программе и сказывается на уровень оплаты труда.

По информации регионального Минздрава, по данным мониторинга за 4 месяца 2025 года в медицинских организациях, подведомственных Министерству здравоохранения Алтайского края, средняя заработная плата по категории «врачи» сложилась в размере более 89 тыс. рублей, по категории «средний медицинский персонал» - более 47 тыс. рублей, по категории «младший медицинский персонал» - более 44 тыс.рублей.

В соответствии с действующими нормативными актами средняя заработная плата рассчитывается на физическое лицо, а не на занимаемую ставку и формируется с учетом всех источников финансирования и видов дополнительной работы, и включает в себя как заработную плату по основному месту работы, так и за работу по совместительству.

С учетом специальных выплат у большинства медицинских работников уровень дохода является достойным в сравнении с другими категориями работников бюджетной сферы.

Надеемся, что с 2027 года будут реализованы намерения по установлению единого уровня оплаты труда в системе здравоохранения по всей территории Российской Федерации.

Сегодня специалисты, получив квалификацию и определенный опыт, действительно не редко переезжают в регионы с более высокой заработной платой или значительными разовыми выплатами. Чтобы сократить отток и привлечь кадры в здравоохранение края, несмотря на принятые меры, нам есть над чем работать.

 
Вопрос: Уважаемый Владимир Алексеевич! В медиа появилась информация об очередной волне оптимизации учреждений здравоохранения. Сообщается об упразднении 32 ФАПов, "разжаловании" ряда амбулаторий до ФАПов и укрупнении некоторых городских и районных больниц. Какое количество учреждений действительно будет реорганизовано в 2025 году и в ближайшие годы (и какие, в качестве примера)? И как будет учитываться мнение местного населения?
Автор: Екатерина Гаськова, издание "Толк"
Ответ:

Уважаемая Екатерина!

В соответствии с приказом министерства здравоохранения и социального развития «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу, который заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания или пребывания на определенной территории, а также в зависимости от численности проживающего населения.

В населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием передвижных медицинских комплексов.

В апреле 2024 года в регионе состоялось совещании по территориальному планированию сети структурных подразделений медицинских организаций с участием глав и заместителей глав администраций районов и главных врачей. На совещании были рассмотрены вопросы функционирования ФАПов, которые долгое время не работают из-за отсутствия медика и ветхого состояния зданий. Главные врачи сообщили, что медицинскую помощь в таких населенных пунктах жители давно получают в мобильных ФАПах. Для этого в медорганизациях составлен график выездов. В села приезжают не только фельдшеры, но и участковые педиатры и терапевты. На основании ходатайств руководителей краевых медицинских организаций о закрытии структурных подразделений в населенных пунктах с численностью населения менее 100 человек участниками совещания было принято решение о ликвидации 32 фельдшерско-акушерских пунктов в 10 районах Алтайского края. Во всех этих районах есть передвижные медицинские комплексы, с использованием которых организовано оказание первичной медико-санитарной помощи.

Мобильный комплекс позволяет провести диспансеризацию, диспансерное наблюдение хронических больных, маломобильных пациентов, детей первого года жизни, есть возможность выписать направление на обследования, больничный лист и рецепты на лекарственные препараты, также в ФАПе можно сдать кровь на анализ. Мобильный ФАП оснащен аппаратом ЭКГ, гинекологическим креслом, аппаратом для измерения давления и кислорода в крови, портативными определителями глюкозы, холестерина.

Большое количество ФАПов находится на балансе муниципалитетов, многие из них в аварийном состоянии. Необходимо привести их в соответствие или передать в Министерство здравоохранения Алтайского края. Это позволит сохранить сложившуюся структуру подразделений при наличии проживающего населения.

 
Вопрос: Уважаемый Владимир Алексеевич! Имеет ли право руководящий работник бюджетного учреждения здравоохранения (главный врач, его заместитель, заведующий отделением) одновременно занимать должность руководителя частной медицинской организации?
Автор: Васильева Анна, г. Новоалтайск
Ответ:

Уважаемая Анна!

Медицинские работники, в том числе занимающие руководящие должности, вправе осуществлять работу по совместительству, то есть выполнять другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).

Однако для руководителя медицинской организации любой формы собственности для работы по совместительству у другого работодателя необходимо разрешение уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица.

Для главного врача, который будет являться руководителем двух медицинских организаций, разрешение на совмещение должностей должно быть получено от уполномоченных органов либо собственников имущества обеих медицинских организаций.

На мой взгляд, такое совмещение является не этичным. На любой должности есть возможность для самореализации и всегда есть вопросы, планы, мероприятия, требующие от руководителя полной самоотдачи.

 
Вопрос: Здравствуйте! В этом году заканчиваю обучение в медицинском университет. Слышала, что сейчас ведется федеральный регистр медицинских работников. Кто должен регистрировать в этом регистре - сам медработник или работодатель?
Автор: Волкова Елена
Ответ:

Добрый день, Елена!

Порядок ведения персонифицированного учета лиц, участвующих в осуществлении медицинской деятельности, не содержит понятие «регистрация». Предусмотрено первичное внесение в федеральный регистр медицинских и фармацевтических работников записи о медицинском работнике, в результате которого формируется уникальный номер реестровой записи, а также создается личный кабинет медицинского работника, внесение основных сведений о медицинском работнике и актуализация указанных сведений.

По общему правилу внесение сведений о медицинском работнике в федеральный регистр должны осуществлять уполномоченные должностные лица медицинской организации – работодателя. В случаях, предусмотренных Порядком ведения персонифицированного учета и Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, поставщиками информации в федеральный регистр медработников могут быть иные уполномоченные органы и организации.

Самим медицинским работникам право вносить сведения в федеральный регистр законом не предоставлено.

 
Вопрос: Здравствуйте, Владимир Алексеевич! Имеет ли медицинская организация право отказывать в оказании медицинских услуг пациенту, который своевременно не прошел диспансеризацию?
Автор: Кузнецов Павел
Ответ:

Уважаемый Павел!

Нет, медицинская организация не вправе отказывать в оказании медицинских услуг пациенту, даже если он своевременно не прошедшему диспансеризацию.

В соответствии с нормами действующего законодательства диспансеризация - это комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медосмотр и дополнительные методы обследований, которые проводят для оценки состояния здоровья, в том числе, в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ.

Есть случаи, когда закон устанавливает, что прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются для гражданина обязательными.

Но для большинства граждан прохождение диспансеризации не является обязательным и осуществляется по их желанию.

Так, диспансеризация проводится:

  • раз в три года в возрасте от 18 до 39 лет включительно;

  • ежегодно в возрасте 40 лет и старше, а также в отношении отдельных категорий граждан, предусмотренных данной нормой.

Гражданин вправе отказаться от диспансеризации в целом либо от отдельных видов медицинских вмешательств, входящих в объем диспансеризации.

Углубленная диспансеризация прохождение данного обследования осуществляется на добровольных началах гражданами, переболевшими коронавирусной инфекцией COVID-19, и в иных случаях по заявлению гражданина.

Таким образом, повторюсь, учитывая добровольный характер прохождения диспансеризации для рядовых категорий граждан, медицинская организация не вправе отказывать в оказании медицинских услуг пациенту, не прошедшему ее в установленные сроки.

 
Вопрос: Добрый день! Скажите пожалуйста, почему услуги детских ортодонтов не входят в ОМС. Это просто катастрофа сейчас у детей с зубами. Тут даже вопрос не красивой улыбки, а нормальной речи. У абсолютного большинства детей проблемы: у кого прикус, у кого челюсть узкая и т.д. У меня двое детей и я это тоже вижу. Мне стоматологи сказали, что это поколенческая проблема, тип пищи поменялся и т.д. Я это к тому, что если раньше ортодонты занимались с единицами, то теперь это массовая история. В краевой клинике мне сказали, что лечение одного ребенка мне обойдется от 300 тыс. - это средний чек. В частной клинике еще дороже. У знакомых ситуация сложная была - в итоге, чтобы ребенок говорил нормально - 500 тысяч. Ну это же космос. надо же еще и жить на что-то. Может нужно уже какой-то разумный минимум этих услуг, когда история не в красоте, а в возможности говорить нормально, записать в страховку?
Автор: Зайцева Ирина Леонидовна
Ответ:

Уважаемая Ирина Леонидовна!

Услуги детских ортодонтов входят в программу ОМС, но в ограниченном виде услуг. Этот перечень разработан профильным институтом и утвержден приказом Министерства здравоохранения Российский Федерации.

Как правило, при выполнении полного лечебного комплекса этот перечень недостаточен. Недостающие услуги возмещаются за счет родителей. Мы не считаем это правильным. Совместно с Министерством здравоохранения Алтайского края, Правлением Территориального фонда ОМС будем инициировать расширение перечня услуг за счет Территориальной программы на основе предложений детских ортодонтов.

Абсолютно с вами согласен, что необходим достаточный перечень услуг для восстановления и сохранения здоровья детей.

 
Вопрос: Уважаемый Владимир Алексеевич! Вы знаете, что для медорганизаций есть план по охвату населения муниципалитета диспансеризацией. Неисполнение этого плана влечет санкции для медицинских организаций и это на фоне того, что многие больницы итак имеют дефицит финансовых средств. Важно, что некоторые граждане попросту отказываются проходить диспансеризацию, а кто-то начинает, но не проходит обследования полностью, и диспансеризация остается незавершенной. За это тоже несет ответственность главный врач. Это проблема. Планируется ли как-то решать ее на законодательном уровне? Почему за состояние здоровья граждан несут ответственность только медики, а сам гражданин не отвечает?
Автор: Зюзин Виктор
Ответ:

Уважаемый Виктор! 

Депутаты комитета знакомы с данной проблемой, ее решение возможно путем привлечения страховых представителей, то есть сотрудников страховых компаний, в обязанности которых входит сопровождение пациента на всех этапах оказания медицинской помощи, курирование хода лечения, в том числе профилактических мероприятий.

Помимо этого, для решения вопроса необходимо четкое взаимодействие с органами местного самоуправления, чтобы они обеспечивали транспортную доступность для населения, иными словами, чтобы каждый житель муниципалитета имел возможность приехать на муниципальном транспорте в районную больницу и вернуться домой.

Также важная роль принадлежит органам местного самоуправления в информировании населения посредством имеющихся ресурсов (районная газета, сайт администрации) о необходимости проведения диспансеризации.

Ответственность граждан за сохранение своего здоровья законодательно не закреплена. К сожалению, только просветительская деятельность, убеждение не дисциплинируют наше население, не вырабатывают культа здоровья у большей его части.

Исходя из полномочий и обязанностей, закрепленных законом, мы пытаемся подключать к этому вопросу органы местной власти. Через принятие программ по оздоровлению населения, реализации мероприятий, связанных со своевременным прохождением диспансеризации населением. Охват диспансеризацией населения является целевым показателем при оценке деятельности не только медицинских организаций, но и органов местной власти, а также работодателя, который в соответствии с законом должен добросовестно проводить периодические осмотры и создавать условия для прохождения работниками диспансеризации. Наиболее продвинутые, с высоким чувством ответственности создают на своих предприятиях и в организациях программы по оздоровлению сотрудников.

На этом этапе считаю важным стимулирование работников на заботу о своем здоровье на уровне коллективных договоров на предприятиях и организациях. Пусть это будет первым шагом к решению.