• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание


Председатель комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму

Дата и время проведения: c 11.03.2025 12:00 до 11.03.2025 13:00

Принято вопросов: 11

Вопрос: На фоне меняющейся политической обстановки появилось немало слухов о возвращении на российский рынок зарубежных товаров и производителей. Какими будут основные препятствия для их возврата и насколько длительным, по Вашему мнению, окажется этот процесс? Какова Ваша оценка влияния возвращения иностранных компаний и товаров на экономику Алтайского края? В возвращении каких конкретно зарубежных компаний и товаров заинтересован Алтайский край, а от каких товаров и услуг регион может отказаться, учитывая уже найденные альтернативные решения (например, параллельный импорт)? Как при этом будут защищены интересы алтайских производителей, которые заняли освободившиеся ниши на рынке в последние годы?
Автор: Наталья Максимовна Косых
Ответ:

Здравствуйте, Наталья Максимовна!

Достоверно сказать о том, какие компании, в какие сроки и на каких условиях вернутся на российский рынок, пока невозможно по ряду причин. Многое зависит от международных политических отношений. Россия и США сейчас находятся только в самом начале диалога, а с ЕС– он еще не начат. Более того, мы понимаем, что компании, которые будут заходить на рынок повторно, захотят страховать себя дополнительными гарантиями. Но и мы, принимая их, будем ставить те условия, которые бы защищали нашу экономику и исключали повторение тех условий, когда мы в одночасье оказались, например, без запасных частей для техники, сервисного обслуживания оборудования и так далее. Вот этот процесс поиска взаимных обязательств, он, на мой взгляд, точно сильно затормозит возвращение иностранных компаний на российский рынок. Кроме того, по многим направлениям мы сумели уже наладить собственное производство. С учетом курса рубля, с учетом того, что западные товары стали значительно дороже для нас, наш производитель получил преимущество. И вхождение на рынок, который уже занят российский производителем, - это, конечно же, непростая задача для иностранных компаний. На мой взгляд, одно можно сказать точно: российский рынок интересен для иностранных компаний, но процесс возвращения быстрым и простым не будет.

В связи с тем, что мы не понимаем, какие компании и на каких условиях вновь придут на российский рынок, оценить влияние их возвращения на экономику региона, на мой взгляд, также достаточно трудно. Для нас важно, что санкции не обвалили основу экономики нашего региона – сельхозпроизводство, сельхозпереработку, промышленность. Наш регион по-прежнему обеспечивает себя всей линейкой продуктов питания, за исключением некоторых продуктов премиального сегмента. Полагаю, что с учетом опыта мы сможем защитить местного товаропроизводителя

Если говорить о параллельном импорте, то здесь важно отметить, что параллельный импорт - это вынужденная мера, возникшая вследствие определенной заинтересованности в ряде товаров. Как правило, параллельный импорт увеличивает стоимость товаров из-за более дорогой логистики и дополнительных издержек. Если же иностранные компании со своими товарами вновь зайдут на российский рынок, то и параллельный импорт просто сойдет на нет.

Например, сельхозмашиностроение: с учетом соотношения «цена/качество» наша продукция уже выглядит достаточно прилично. Это, в первую очередь, касается производства навесного оборудования, переработки и хранения зерна. Что касается сложной техники: комбайнов, тракторов и др., то у нас, помимо российского производителя, есть производители из Китая, и у нас продолжает реализовываться как раз через различные схемы техника иностранных производителей, правда, значительно выше по стоимости. Конечно, будут сельхозтоваропроизводители, которые готовы заплатить высокую цену за импортный товар.

На мой взгляд, машиностроение за эти годы достаточно окрепло, набрало необходимые объемы, обросло сервисным сопровождением своей продукции и стало вполне конкурентным.

Если говорить о защите интересов алтайских производителей, то, во-первых, нужно отметить, что сейчас российских производителей защищает слабый рубль. Из-за ослабления рубля наша продукция становится конкурентной не только на нашем рынке, но и на внешних рынках. Таким образом, сейчас слабый рубль является определенным дополнительным препятствием для вхождения на наш рынок импортной продукции.

Во-вторых, алтайские производители получают существенные меры поддержки от государства. В целом господдержка, например, АПК составляет 3-4 млрд рублей. И, конечно, мы в первую очередь поддерживаем и будем поддерживать своего производителя: это и кредиты на приобретение российского оборудования, и субсидирование лизинга нашей техники и т.д.

В целом я не вижу угрозы для алтайских производителей в случае открытия рынка. Кроме того, у нас появится возможность уйти от серых схем, параллельного импорта и, соответственно, получить доступ к импортному высокотехнологичному оборудованию. Это, на мой взгляд, даст дополнительный толчок в развитии. Мы уже достаточный объем продукции производим, достигли определенных результатов, и для дальнейшего развития нужны новые возможности, которые нам как раз и сможет обеспечить доступ зарубежных рынков с их технологиями и оборудованием. Более того, у банковского сектора появится доступ к дешевым деньгам. Полагаю, что снятие санкций приведет к росту экономики, при условии, что мы, безусловно, поддержим наших производителей и найдем выгодные для российской экономики условия возврата зарубежных компаний на наш рынок.

 
Вопрос: Уважаемый Владимир Владиславович! Как в регионе проходит процедура обязательной классификации средств размещения? Какие сложности испытывают предприниматели? Требуются ли дополнительные законодательные инструменты для регулирования данных нововведений?
Автор: Екатерина Гаськова, издание "Толк"
Ответ:

Здравствуйте, Екатерина.

С 2025 года перечень объектов, подлежащих обязательной классификации, расширен до 4 основных видов: гостиницы, санатории, базы отдыха (включая глэмпинги), кемпинги. Санаторно-курортные организации включаются в реестр классифицированных средств размещения на основании сведений, содержащихся в Государственном реестре курортного фонда Российской Федерации. Не подлежат классификации: детские лагеря, социальные и реабилитационные учреждения, крестьянские фермерские хозяйства, средства размещения религиозных организаций, средства размещения специального жилого фонда (в том числе служебные квартиры и общежития), медицинские организации и санатории силовых ведомств и федеральных органов исполнительной власти.

Согласно постановлению Правительства РФ от 27.12.2024 № 1952 «Об утверждении Правил классификации средств размещения и Правил формирования и ведения единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии» владельцы средств размещения, не включенных в реестр и ранее не подлежавших классификации, должны были внести сведения о таких объектах в реестр классифицированных средств размещения до 1 марта 2025 года, пройдя самооценку. Владельцы средств размещения, уже включенных в реестр, обязаны до 1 сентября 2025 года провести оценку соответствия требованиям, установленным для их типа и добавить подтверждающие сведения.

По информации управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, в настоящее время в Единый реестр объектов классификации в сфере туристской индустрии включены 400 объектов размещения, расположенных на территории Алтайского края. Это гостиницы, санатории, базы отдыха (включая глэмпинги) и кемпинги.

По данным, полученным от муниципальных образований, еще порядка 80 объектам предстоит пройти процедуру самооценки в ближайшее время.

Одной из типовых ошибок заявителей Росаккредитация называет направление подтверждающих документов не в полном объеме. Также ряд предпринимателей столкнулись с трудностями технического характера, но такие вопросы оперативно решаются. Инструкции по прохождению процедуры классификации размещены в свободном доступе, возникающие вопросы помогает решать информационный центр Росаккредитации, поэтому необходимость разработки дополнительных законодательных инструментов в настоящее время отсутствует.


 
Вопрос: Уважаемый Владимир Владиславович, в январе 2025 года в МТУ Росимущества по Алтайскому краю и Республике Алтай сообщали, что на территории Крытого рынка в Барнауле провели опись и инвентаризацию, после чего планировалось сделать официальную оценку помещений, чтобы выставить их на торги. Предположительно, приватизация объекта должна была состояться в марте 2025 года. Располагает ли комитет АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму сведениями о дате указанных торгов? Известна ли сумма, в которую оценили объект? Планируется ли соблюсти договоренности о сохранении целевого назначения объекта (рынок) и мест для арендаторов, независимо от собственника?
Автор: Екатерина Михеева, ИА "Банкфакс"
Ответ:

Добрый день!

В настоящее время идет оценка объекта недвижимости, предварительно помещения Крытого рынка оценили в 100 млн рублей. Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» планируется включение Крытого рынка в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2025 – 2027 годы.

Планируется сохранение целевого назначения объекта: рынок. Ожидается, что продажа объекта будет осуществляться с обременением (с арендаторами).


 
Вопрос: Доброго дня! 1. Скажите, пожалуйста, насколько сейчас распространенная практика строительства промышленными предприятиями общежитий для проживания своих сотрудников? Ведутся ли такие работы на территории края? Если да, то где и какие это предприятия? На сколько мест рассчитаны эти общежития? 2. В связи с тем, что в промышленности наблюдается дефицит рабочей силы, представители каких стран и в каком количестве (примерно) на сегодняшний день работают в промсекторе края? А еще в 2023 году была информация, что в Алтайский край приедут работать северокорейцы. Планируется ли это все еще? И в каком предприятии могут появиться такие сотрудники?
Автор: Дараган Анастасия
Ответ:

Добрый день, Анастасия!

Спрос на общежития для проживания сотрудников сейчас действительно возрастает.

По этому вопросу, помимо Алтайского шинного комбината, в Министерство промышленности и энергетики Алтайского края обращались и другие предприятия, например, ГК «Тонар». По информации министерства, в нынешних условиях кадрового дефицита, предприятия активно привлекают на работу сотрудников из других территорий. Если они живут в соседних населенных пунктах, то их централизованно на автобусах доставляют на работу и возвращают домой. А для сотрудников, живущих на удалении от предприятий, необходимо создавать условия для их временного размещения.

Для узкоспециализированных сотрудников из других городов и регионов используется практика аренды жилья или компенсации части затрат на аренду. Но у предприятий нет финансовой возможности массово применять такую практику.

Одним из выходов из данной ситуации может стать создание собственных общежитий на предприятиях или их аренда. Например, предприятия, привлекающие работников из Индии, арендуют общежития, где и размещают иностранных специалистов.

Однако со строительством общежитий на территориях заводов ситуация сложнее. Согласно градостроительным и санитарным нормам, общежития не могут находиться в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий. На практике территория почти каждого завода находится в такой зоне, что не позволяет создавать там общежития.

Выходом из данной ситуации может быть создание общежитий за пределами предприятий, но в непосредственной близости от них. Такой вариант и планирует реализовать Алтайский шинный комбинат. При реализации проекта их общежития будут расположены за пределами производственной площадки на отдельном земельном участке.

Но у большинства других предприятий нет ни в собственности, ни на праве аренды таких участков, где можно по санитарным нормам разместить общежитие.

Массовое строительство таких общежитий затруднено и сложностью получения заемных средств. Высокие кредитные ставки становятся препятствием для привлечения средств даже в основное производство. В этой связи наш комитет обратился в Министерство промышленности и энергетики Алтайского края выйти с инициативой на федеральный уровень о включении строительства общежитий для сотрудников в программу льготного кредитования - промышленную ипотеку.

С учетом этого, можно сказать, что спрос на общежития действительно растет, но проекты по их созданию реализуются пока только точечно.

По вопросу привлечения иностранных работников для работ в промышленном секторе могу сказать, что сейчас в регионе достаточно активно ведется работа по подготовке и привлечению специалистов в промышленность. При этом для временного решения кадрового вопроса ряд предприятий привлекает иностранных работников.

В 2024 году таким образом трудоустроено 859 иностранных работников, из них по квотам из стран с визовым режимом – 232 человека, а остальные – из стран ближнего зарубежья. В 2024 году на промышленных предприятиях Алтайского края, курируемых Минпромом, работали граждане Индии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Белоруссии. При этом основное их количество – из Индии. Информация о трудоустройстве на предприятиях края граждан из Северной Кореи в комитете отсутствует.

По информации министерства, иностранные работники трудятся на предприятиях добывающей промышленности, машиностроения, легкой промышленности, химии и других отраслей. Наибольшее количество иностранцев привлекается для работы на швейные производства. Предприятия легкой промышленности испытывают потребность в ткачах, прядильщиках, инженерах-технологах, красильщиках и прочих специалистах, но особенно остро предприятия нуждаются в швеях. Только на обособленном предприятии АО «БТК групп» в г. Барнауле по данной профессии по квоте трудоустроено порядка 200 человек из Республики Индия. Помимо этого, на фабрике по профессии «оператор швейного оборудования» работают специалисты из Узбекистана.

Также иностранные работники из Индии по квоте трудоустроены на другие предприятия легкой промышленности: ООО «Конти»; ООО «Тонар Плюс» (в части выпуска швейной продукции); ООО «Тонар Агро» (в части выпуска швейной продукции).

Помимо этого, точечно привлекает иностранных узкоспециализированных сотрудников крупнейшее предприятие отрасли добычи полезных ископаемых в Алтайском крае АО «Сибирь-Полиметаллы». В частности, это бурильщики, горнорабочие, инженеры-технологи по разведочному бурению, машинисты подъемно-транспортных механизмов и другие.

 
Вопрос: Здравствуйте, Владимир Владиславович. 1. Статистика показывает рост уровня зарплат в Алтайском крае. Особенно на производствах. Однако есть отдельные комментарии представителей малого бизнеса, что при равных внешних экономических условиях они из-за более скромных оборотов проигрывают в гонке зарплат, соответственно, им еще тяжелее искать людей. По вашим данным и оценкам, действительно ли малому бизнесу приходится сложнее бороться с дефицитом кадров из-за невозможности конкурировать с крупными производствами? Насколько в сфере МСП растет размер средней зарплаты? 2. За последние годы в стране было введено несколько серьезных информационных систем: маркировка, Меркурий, ФГИС Зерно и другие. Насколько это, по вашим оценкам, увеличило финансовую нагрузку на бизнес? Насколько успешно эти системы работают в сельской местности края? 3. По данным представителей бизнес, у них возникают сложности с техприсоединением к инженерным сетям: во-первых, значительно выросла стоимость, во-вторых, срываются сроки. Известно ли вам об этом проблеме? Если да, то насколько по вашим данным за последние год-два выросла цена и сроки техприсоединения (возможно, есть примеры)? И как это влияет на развитие бизнеса в регионе/Барнауле?
Автор: Маслова Елена
Ответ:

Здравствуйте, Елена!

В настоящее время на территории Алтайского края активно развивается отрасль промышленности, в частности военно-промышленный комплекс. Ведется работа по импортозамещению. В связи с интенсивным наращиванием объемов производства, наблюдается острая нехватка кадров. В III квартале 2024 года уровень безработицы достиг достаточно низкого значения 3,3 %.

В связи с данными обстоятельствами между предприятиями идет борьба за кадры, и заработная плата является одним из основных стимулов для сотрудников при трудоустройстве.

В январе-декабре 2024 года среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в Алтайском крае составила 54 329 рублей. Заработная плата увеличилась по сравнению c декабрем 2023 года на 20,0%.

В обрабатывающих производствах по итогам 12 месяцев прошлого года среднемесячная заработная плата выросла на 22,9% и достигла 62,9 тыс. рублей. В добыче полезных ископаемых она составила 88,4 тыс. рублей, рост за год составил 14,9%. В энергетике прирост составил 19,3%, размер зарплаты – 62,6 тыс. рублей.

Стоит отметить, что рост зарплат в промышленном секторе края также опережает общероссийский рост оплаты труда в этой отрасли. В среднем по Российской Федерации заработная плата в обрабатывающих производствах за 5 лет увеличилась на 64%. В Алтайском крае прирост составил 84%.

По данным Алтайкрайстата, опубликованным в конце 2024 года, численность занятых в обрабатывающих производствах в январе-декабре 2024 года составила 97 639 человек, что на 4 738 человек (5,1%) выше уровня двенадцати месяцев 2023 года.

В данных условиях малый бизнес находится в наиболее уязвимом положении. Субъектам малого и среднего предпринимательства сложнее конкурировать по уровню заработной платы с крупными производствами из-за специфики финансовой модели.

Необходимо отметить, что у субъектов малого и среднего предпринимательства есть иные резервы.

Во-первых, рынок труда стабилизируется.

Во-вторых, малые предприятия имеют возможность привлечения кадров за счет иных условий труда. Несмотря на то, что уровень заработной платы является одним из ключевых факторов при принятии решения об устройстве на работу, но он не является единственным.

Малый бизнес может предложить сотруднику иную организацию труда, более адаптивную, в отличие от крупных предприятий. Более простые механизмы взаимодействия с руководством, атмосфера в коллективе и другие дополнительные «опции», которые могут предложить субъекты малого и среднего предпринимательства сотрудникам, учитываются работниками при выборе места работы.

 

В части работы систем маркировки продукции, действительно, бизнес сейчас испытывает серьезную нагрузку от неналоговых обязательств. Крупные предприятия, производящие большой объем продукции, в данном случае имеют некоторое преимущество, поскольку затраты на приобретение оборудования и внедрение маркировки в пересчете на единицу продукции составляют гораздо меньшую сумму, чем у представителей малого и среднего бизнеса.

С целью приобретения оборудования для внедрения систем маркировки продукции субъекты малого и среднего предпринимательства имеют возможность получения льготного займа в Алтайском фонде финансирования предпринимательства по ставке около 10% годовых, что в настоящее время является хорошим решением с учетом размера ключевой ставки.

Что касается работы систем маркировки в сельской местности Алтайского края - возникают трудности с передачей данных. При этом стоит отметить, что в зоне охвата ряда населенных пунктов, в которых возникают проблемы с стабильным интернет-соединением, обмен данными возможен с определенной периодичностью.

Вопросы техприсоединения к инженерным сетям субъектов малого и среднего бизнеса всегда являются ключевыми и острыми. В целом у большинства ресурсоснабжающих организаций проблем с подключением к инженерным сетям в регионе нет. Однако при этом нужно отметить, что есть некоторые сложности.

В частности, в части подключения электричества, с 2009 по 2022 год была установлена стоимость льготного присоединения к электрическим сетям потребителей с максимальной мощностью до 15 кВт включительно в размере 550 рублей. За данный период долговая нагрузка основной ресурсоснабжающей организации края существенно увеличилась, в связи с чем у компании возникли сложности с исполнением своих договорных обязательств.

В части технологического присоединения объектов к газораспределительным сетям: в настоящее время подключение газа к новым точкам приостановлено в связи с недоведением новых лимитов из федерального центра ПАО «Газпром». В первую очередь происходит догазификация.

В вопросе техприсоединения к сетям водоснабжения и водоотведения Барнаульский водоканал испытывает сложности с подключением новых абонентов в связи с тем, что старые инженерные сети имеют ограничения по нагрузке. В связи с этим не всегда существует техническая возможность подключения абонента, либо такое подключение может иметь достаточно высокую стоимость, в связи с проведением работ, необходимых для обеспечения корректной работы водопроводной сети.

Подводя итог, отмечу, что перечисленные проблемы носят системный характер (как и в других регионах) и их решение находится, как правило, на федеральном уровне.


 
Вопрос: Уважаемый Владимир Владиславович, каковы перспективы развития солнечной энергетики в Алтайском крае? Несколько лет назад власти региона анонсировали строительство объектов зеленой генерации в Курьинском, Михайловском, Калманском, Кулундинском районах и в Славгороде, но больше никакой информации не поступало. Спасибо!
Автор: Екатерина Гаськова, издание "Толк"
Ответ:

Добрый день, Екатерина!

Действительно, строительство и эксплуатация установок на возобновляемых источниках энергии ранее были одними из стратегических направлений развития энергетической системы Алтайского края.

В 2018 году было заключено соглашение между Правительством Алтайского края и компанией «Авелар Солар Технолоджи» о строительстве первых в крае солнечных электростанций в Славгороде, Курьинском, Кулундинском, Калманском и Михайловском районах. На тот момент основной задачей развития солнечной энергетики в Алтайском крае являлась необходимость создания банка углеродных единиц для товарооборота, в первую очередь со странами Евросоюза. В настоящее время приоритеты поменялись. В связи с этим изначальная мотивация развития солнечной энергетики потеряла актуальность.

Важно отметить, что строительство солнечных электростанций пока не окупаемо без государственной поддержки. Для стимулирования развития солнечной энергетики необходимы программы субсидирования.

Задача снижения негативного влияния на экологию остается, но реализуется посредством других видов возобновляемых источников энергии, таких как гидроэлектростанции и атомная энергетика.

В развитии солнечной энергетики есть перспективы, особенно в степных районах, имеющих большое количество солнечных дней в году. Прогресс не стоит на месте, эффективность солнечных установок становится выше. В обозримом будущем солнечные установки могут стать конкурентными наряду с другими источниками энергии, и тогда сегмент солнечной энергетики получит свое естественное развитие.


 
Вопрос: Владимир Владиславович, добрый день! Ранее Общенациональная Ассоциация автотуризма и караванинга предложила создать концепцию «Крылья маршрута» в целях привлечения автотуристов в Алтайский край. Ее основная идея заключалась в формировании дополнительных точек вдоль Чуйского тракта. Расскажите, пожалуйста, на каком этапе находится разработка проекта? Когда планируется начать реализовывать концепцию? Какие объекты планируется разместить в рамках концепции и в каких районах региона? Известно ли, какой объем вложений потребуется для реализации проекта?
Автор: Дарья Афанасьева, ИА "Банкфакс"
Ответ:

Добрый день!

Уважаемая Дарья, в соответствии с информацией управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности, в нашем регионе реализуется программа «Развитие автомобильного туризма в Алтайском крае на период до 2035 года». В рамках этой программы при участии профессионального сообщества ведется разработка специальных туристских продуктов для путешествующих на автомобилях (автодомах) и автобусах.

Предложения о создании концепции «Крылья маршрута» были озвучены представителям профессионального сообщества в ноябре 2024 года. Однако в настоящее время информация о конкретных мероприятиях данной концепции как в управление по развитию туризма и курортной деятельности, так и в наш комитет не поступала.


 
Вопрос: Владимир Владиславович Добрый день! Почему Вас не интересуют проблемы людей которые к вам обращаются?
Автор: Семейкина Ольга Рубцовск
Ответ: Здравствуйте!

Уважаемая Ольга, работа депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания с обращениями граждан осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В рамках своей депутатской деятельности уделяю большое внимание данному направлению работы. Заявители могут обратиться в мой адрес через интернет, по почте либо лично прийти на прием граждан в Парламентском центре.

Все обращения подлежат регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Федеральным законом №59-ФЗ. Если Вы располагаете фактами непредоставления ответа на Ваше обращение, направленное ранее в мой адрес, прошу обратиться ко мне с предоставлением подтверждающей информации, по итогам рассмотрения которой я смогу ответить на Ваш вопрос. В настоящее время мне такие факты неизвестны.
 
Вопрос: Есть ли у вас планы по увеличению бюджета на развитие курорта в следующем году? Часто администрация ссылается на нехватку средств, на отсутствие материальных ресурсов, не хватка финансов на мусорные баки, на уборку снега, на реставрацию площадок.
Автор: Гнездилов Илья
Ответ:

Добрый день! 

Уважаемый Илья, к сожалению, в своем вопросе вы не уточнили название курорта. Предполагаю, что речь идет о единственном городе-курорте федерального значения в Алтайском крае – Белокурихе.

Город является лидером санаторно-курортного комплекса Алтайского края и многократно признавался лучшим федеральным курортом России. Здесь с 2018 года осуществлялась реализация эксперимента по развитию курортной инфраструктуры за счет взимания курортного сбора.

Курортный сбор - весомый дополнительный источник для обустройства курортной инфраструктуры, общественных мест курорта. Целевые средства сбора позволили более комплексно подойти к вопросу благоустройства города, создания комфортной среды, что благоприятно отразилось на имидже и привлекательности Белокурихи и способствовало увеличению туристического потока.

Так, за счет средств курортного сбора били благоустроены терренкуры, пешеходная зона «Ореховая аллея», пешеходные тропы и места общего пользования туристской территории «Белокуриха горная», набережная реки Белокуриха. Также был обустроен курортный сквер, где установили детскую площадку, высадили более тысячи кустарников и деревьев; установлена подсветка деревьев на трех общественных территориях; осуществлено праздничное оформление курорта; укреплен левый берег реки Белокуриха в районе санатория «Алтайский замок» и «Старой Радонолечебницы»; созданы системы навигации и видеонаблюдения; оборудованы Wi-Fi зоны.

За время проведения эксперимента в Фонд развития курортной инфраструктуры Алтайского края поступило почти 277 млн рублей. Размер курортного сбора в разные годы варьировался от 30 до 50 рублей.

По состоянию на 01.01.2025 в Фонде развития курортной инфраструктуры находится 39,1 млн рублей. В 2025 году они будут направлены на завершение уже начатых работ по благоустройству объектов курортной инфраструктуры.

С 1 января 2025 года в регионах России начал действовать туристический налог. Это местный налог, то есть каждый муниципалитет самостоятельно принимает решение о размере налога и целях использования полученных средств. По закону туристический налог в России в этом году будет составлять не менее 100 рублей в сутки, но не более 1% от налоговой базы. В соответствии с федеральным законодательством к 2029 году ставка налога может достичь 5%, но не превышать его.

Таким образом, увеличение в 2025 размера туристического налога до 100 рублей предполагает увеличение поступлений от его сбора как минимум вдвое.

Кроме того, турналог расширит направления использования средств. Эти средства не будут аккумулироваться на спецсчете, а будут напрямую поступать в бюджет муниципалитета. Помимо благоустройства, они могут быть направлены, например, на развитие дорожной и коммунальной инфраструктуры.

Хочу еще сообщить, что в конце прошлого года в Белокурихе прошел круглый стол «Актуальные вопросы развития туристической отрасли в Алтайском крае». Наш комитет выступил его организатором. Глава Белокурихи Константин Базаров отметил, что благодаря средствам, привлеченным от курортного сбора, удалось наладить взаимодействие бизнеса и муниципалитета. Это привело к решению спорных организационных вопросов. Он подчеркнул, что приоритетным направлением расходования средств турналога останется благоустройство и развитие курортной территории.

Считаю, что туристический налог может стать важным инструментом для развития туризма в Алтайском крае и позволит не только улучшить инфраструктуру, но и повысить конкурентоспособность региона, сделав его более привлекательным для туристов со всей страны.

Добавлю, что комитет АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму планирует вести мониторинг ситуации на территории региона, и по итогам при необходимости возможна разработка общих рекомендаций для муниципальных образований края в части корректировки как расходования средств, так и применяемых ставок.

Также стоит отметить, что муниципалитеты не вводили дополнительные льготные категории помимо тех, которые предусмотрены федеральным законом. Это тоже может являться предметом обсуждения и поводом для принятия отдельных решений.

 
Вопрос: Здравствуйте! Скажите, пожалуй, в отчетах разные ведомства говорят о росте количества самозанятых, как это влияет на общую структуру малого и среднего бизнеса в Алтайском крае. Увеличивается ли в связи с ростом самозанятых объем налогов, которые платят в крае, или на это влияет только рост зарплат (через НДФЛ)?
Автор: Егоров Иван Петрович
Ответ:

Уважаемый Иван Петрович, по данным управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, на 1 января 2025 года количество самозанятых в Алтайском крае достигло 135 119 человек, в то время как на начало 2024 года эта цифра составляла почти 105 тысяч человек.

Основная идея применения специального налогового режима для самозанятых - это дать возможность вести свой бизнес легально, открыто рекламировать свое дело, не боясь штрафов за незаконную предпринимательскую деятельность, предложив при этом удобные и посильные условия.

Соглашусь, что вклад данной категории в общий товарооборот в регионе пока еще достаточно скромный, но это в первую очередь связано с тем, что данной формой пользуется бизнес, который находится на стадии становления. Анализ тенденций в сфере самозанятости показал, что в основе роста числа самозанятых лежит, скорее всего, легализация ранее работавших в тени граждан и микробизнесов.

В этой части мне видится неплохая перспектива: с ростом количества самозанятых будут расти налоговые поступления. Кроме того, часть граждан из этой категории будет развивать, укрупнять свое дело и в дальнейшем перейдет на другие режимы налогообложения.


 
Вопрос: Здравствуйте! Вы курируете туризм. В этом году курортный сбор заменили на туристический налог. В каких городах и районах края его уже ввели? на что пойдут деньги этого налога? Его надо будет платить всем или если в служебной командировке, то не надо?
Автор: Степанова Ирина
Ответ:

Здравствуйте, Ирина!

С 1 января 2025 года в регионах России начал действовать туристический налог. По информации Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, решение о введении туристического налога местными органами самоуправления принято на территории 174 населенных пунктов в 54 муниципальных образования. Среди них Барнаул, Бийск, Новоалтайск, Рубцовск, Алейск, Заринск, Белокуриха и Яровое, а также сельсоветы, на территории которых находятся объекты размещения и туристические достопримечательности. Например, это Айский и Сростинский сельсоветы, Чарышский и Змеиногорский округа.

Туристический налог является местным - каждый муниципалитет самостоятельно принимает решение о размере налога и целях использования полученных средств. Помимо благоустройства, они могут быть направлены, например, на развитие дорожной и коммунальной инфраструктуры.

Стоит отметить, что плательщиками налога являются организации и физлица, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания граждан в объектах размещения (гостиницы, отели и т. д.), поэтому в отчетных документах отдельной строки у сотрудника, направленного в служебную командировку, не будет, - турналог включен в стоимость услуги по временному проживанию. По сути, гостиницы будут платить налог за граждан.