• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание


Заместитель председателя АКЗС - председатель комитета по правовой политике и местному самоуправлению

Дата и время проведения: c 20.01.2022 12:00 до 20.01.2022 13:00

Принято вопросов: 4

Вопрос: Денис Александрович, добрый день. Расскажите, пожалуйста, какие изменения разрабатываются и планируется внести в законодательство после трагического случая отравления детей электронными сигаретами в Бийске? Ранее вы заявляли о необходимости ужесточения законодательства в этом направлении. О чем именно идет речь?
Автор: Наталья Тишкова, ТАСС
Ответ: Уважаемая Наталья!

C 1 февраля 2021 года окончательно вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции».

В законе дано определение никотинсодержащей продукции. К ней относятся любые изделия, которые содержат никотин или его производные (включая соли никотина) и предназначены для потребления никотина посредством сосания, жевания, нюханья или вдыхания, в том числе изделия с нагреваемым табаком (IQOS и др.), растворы, жидкости или гели с содержанием жидкого никотина в объеме не менее 0,1 мг/мл, порошки, смеси для сосания, жевания, нюханья.

Федеральным законом установлен полный запрет на продажу табачной продукции, никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для ее потребления несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции путем покупки для них либо передачи им табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для ее потребления, предложения либо требования употребить табачную продукцию, табачные изделия или никотинсодержащую продукцию любым способом.

В случае возникновения у продавца сомнения в достижении лицом совершеннолетия он обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность, а в случае его отсутствия - отказать в продаже такой продукции.

За продажу несовершеннолетним перечисленной продукции установлена административная ответственность по ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ, которая влечет наказание в виде штрафа для граждан в размере от 20 до 40 тысяч рублей, для должностных лиц в размере от 40 до 70 тысяч рублей, для юридических лиц от - от 150 до 300 тысяч рублей.

За вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции предусмотрена административная ответственность по ст. 6.23 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде штрафа для граждан в размере от 1 до 2 тысяч рублей. В случае совершения указанных действий родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, размер штрафа для них составит от 2 до 3 тысяч рублей.

Запрещено потребление несовершеннолетними никотинсодержащей продукции, устройств для ее потребления (вейпы, айкосы, испарители, электронные сигареты и др.), использование кальянов.

За нарушение указанного запрета подростки могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 6.24 КоАП РФ, а их родители - по
ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних), за совершение которого предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

В настоящее время комитет анализирует статистику привлечения лиц за нарушение данных норм с целью принятия решения о необходимости разработки законодательной инициативы о внесении изменений в КоАП РФ в части ужесточения ответственности.

При этом на федеральном уровне выдвинуты и более радикальные предложения, в частности, о полном запрете продажи никотинсодержащей продукции, устройств для ее потребления (вейпы, айкосы, испарители, электронные сигареты и др.).

 
Вопрос: Денис Александрович, на недавнем совещании в АКЗС были названы некоторые муниципалитеты (Славгород, Змеиногорск, Суетка, Чарыш "и, возможно, другие муниципальные образования"), которые как минимум потенциально рассматривают переход на систему муниципального округа. Расскажите, какой муниципалитет в какой стадии рассмотрения? И от кого поступил этот запрос? От глав, депутатов или населения? Как вы считает, в 2022 году в регионе появится еще один муниципальный округ?
Автор: Александра Черданцева, Политсибру
Ответ: Уважаемая Александра!

Буквально недавно, 18 января, в Парламентском центре состоялось совещание по вопросу создания муниципальных округов, в котором наряду с депутатами и сотрудниками аппарата АКЗС приняли участие представители Правительства Алтайского края, Управления Росреестра по Алтайскому краю, Избирательной комиссии Алтайского края и трех муниципалитетов (Суетского, Чарышского и Змеиногорского районов). Органы местного самоуправления указанных районов инициируют вопрос об объединении всех поселений в их составе с созданием муниципального округа. Во многом это связано с тем, что поселениям, испытывающим кадровый и финансовый голод, все сложнее исполнять свои полномочия, и фактически основные полномочия по решения вопросов местного значения осуществляются на уровне района.

В связи с тем, что в этом году у большинства муниципалитетов края будут проходить выборы в представительные органы, а объединение поселений не может осуществляться в период избирательной кампании, комитетом АКЗС по правовой политике и местному самоуправлению был подготовлен план мероприятий, которые необходимо успеть провести для завершения такого вида преобразования в 2022 году.

В Чарышском районе на сегодняшний день уже проведены публичные слушания, приняты и опубликованы соответствующие решения представительных органов. Документы направлены в Правительство края, которым будут разработаны законопроекты о преобразовании, об установлении границ и об изменении административно-территориального устройства края. Их планируется рассмотреть на сессии АКЗС уже в феврале.

В Суетском районе до 21 января планируется провести публичные слушания во всех сельсоветах района. Отмечу, что в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если представительные органы двух и более поселений не согласятся на объединение, то оно не осуществляется.

В Змеиногорском районе органы местного самоуправления находятся в самом начале пути - им необходимо выдвинуть инициативу по объединению, провести публичные слушания, а представительным органам - принять решения об объединении всех поселений, входящих в состав района.

Что касается города Славгорода, то он не соответствует установленным для городских округов требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа либо к плотности населения на территории городского округа, и обязан до 1 января 2025 года быть наделен статусом муниципального округа законом края. Это планируется сделать в этом году.

Поэтому я считаю возможным, что в этом году в крае появится не один, а несколько муниципальных округов.

 
Вопрос: Здравствуйте,Денис Александрович. Ведётся ли в Алтайском краевом Законодательном Собрании работа над внедрением в Алтайском крае наказов избирателей как например в Новосибирской области?
Автор: Виктор Алексеевич Дряхлов
Ответ: Добрый день, Виктор Алексеевич!

В седьмом созыве Алтайского краевого Законодательного Собрания велась активная работа по разработке законопроекта о наказах избирателей депутатам Алтайского краевого Законодательного Собрания, был изучен опыт других субъектов, в том числе Новосибирской области. В целях разработки указанного законопроекта в 2020 году была создана рабочая группа, в состав которой вошли депутаты от всех фракций и постоянных комитетов, представители заинтересованных министерств и ведомств. Было разработано несколько законопроектов. Законопроектами было предусмотрено, что наказы избирателей будут реализованы путем их включения в государственные программы Алтайского края, ведомственные программы в порядке, установленном Правительством Алтайского края, либо в непрограммные мероприятия. Организацию выполнения наказов избирателей осуществляет Правительство Алтайского края.

Сегодня в крае на социальные объекты и инфраструктуру идет большое количество денег. Например, только в 2022 году на реализацию государственных программ в бюджете Алтайского края предусмотрено более 137 млрд рублей. В рамках осуществления парламентского контроля у депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания достаточно возможностей, чтобы курировать конкретные социально значимые объекты в муниципальных образованиях Алтайского края, реализуя наказы своих избирателей.

 
Вопрос: Денис Александрович, как вы относитесь к новому закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»? И упразднению сельсоветов, которые он предполагает, ведь многие как раз по поводу этого высказывают опасения насчет судьбы сел. Есть ли у закона преимущества и новые возможности для местной и региональной власти?
Автор: Александра Черданцева, Политсибру
Ответ: Уважаемая Александра!

Данный законопроект, внесенный в Государственную Думу сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом и депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым 16 декабря прошлого года, подготовлен в развитие положений Конституции Российской Федерации о единой системе публичной власти и направлен на совершенствование организации местного самоуправления. Предлагается обновленная модель организации и деятельности органов местного самоуправления.

Текст законопроекта очень объемный, поэтому акцентирую внимание лишь на нескольких, наиболее важных, на мой взгляд, моментах. Во-первых, это установление одноуровневой системы организации власти - осуществление местного самоуправления в городских округах, муниципальных округах и внутригородских территориях городов федерального значения. В целях обеспечения учета интересов населения в отдельных населенных пунктах законопроектом предусматривается, что в структуру местной администрации городского округа, муниципального округа, как правило, входят территориальные органы местной администрации. Судя по активизации у нас в крае инициативного процесса по созданию муниципальных округов многие органы местного самоуправления видят целесообразность в установлении данной модели.

Во-вторых, предлагается на федеральном уровне за муниципалитетами закрепить 27 полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Еще 28 полномочий, касающихся обеспечения жизнедеятельности, субъект Российской Федерации может закрепить за муниципалитетами либо они будут исполняться непосредственно органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В-третьих, предлагается внести изменения, касающиеся формирования органов местного самоуправления. Законопроектом предусматривается единственный способ формирования представительного органа муниципального образования - муниципальные выборы. Глава муниципального образования, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования, избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования. Избрание представительным органом муниципального образования осуществляется из своего состава либо из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, что обеспечивает предусмотренную Конституцией Российской Федерации возможность участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления. Также усиливается ответственность глав муниципальных образований и глав местных администраций перед высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Отмечу, что сейчас законопроект находится лишь в стадии подготовки к рассмотрению Государственной Думой.