Парламентские слушания в Государственной Думе РФ
5 декабря в Комитете Государственной Думе РФ состоялись парламентские слушания по вопросу «О законодательном обеспечении повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции». Цель парламентских слушаний - обсуждение приоритетных направлений государственной поддержки агропромышленного комплекса в условиях присоединения России в ВТО. В парламентских слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, руководители и специалисты сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, представители науки, бизнес-сообщества, отраслевых союзов и ассоциаций АПК. Всего участников парламентских слушаний - 150 человек. С докладом по основному вопросу «О законодательном обеспечении повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции» выступил заместитель Министра сельского хозяйства РФ Петриков Александр Васильевич. С сообщениями выступили первый заместитель Председателя Государственной Думы - Мельников И.И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам - Панков Н.В., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству - Руденский И.Н. От Алтайского края в парламентских слушаниях принял участие и выступил Сергей Серов председатель комитета по аграрной политике и природопользованию АКЗС, председатель Алтайагропромсоюза. В своём выступлении Сергей Серов отметил, что Алтайский край является признанным производителем и поставщиком экологически чистых продуктов питания не только в Сибирском Федеральном округе, но и в Российской Федерации. Сельхозпродукция края экспортируется и за пределы страны. Агропромышленный комплекс Алтайского края на четверть формирует экономику региона и является одной из основополагающих сфер ее развития. По производству молока и поголовью крупного рогатого скота в 2011 году регион занял третье место в стране, сливочного масла - четвёртое, зерна - пятое, удерживает лидирующие позиции в России по выпуску муки и сыра. На долю края приходится более 13% российской муки, 15 % сыров, более 5% сливочного масла, при этом потенциал производственных мощностей алтайских предприятий до конца не использован. Регион может значительно увеличить объемы переработки сельскохозяйственного сырья и производства мукомольной продукции, сыров и других продуктов на молочной основе. В настоящее время за пределы края вывозится 70% производимых жирных сыров и мукомольной продукции, около 40% сливочного масла. Таким образом, край решает одну из главных задач Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации - снижение зависимости рынка продовольствия страны от импорта. В соответствии с государственной программой «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», в крае в октябре 2012 года принята ВЦП «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2013-2020годы», определены основные направления и целевые показатели развития АПК. Ведётся определённая работа и принимается комплекс мер по адаптации АПК к условиям ВТО. В связи с существующими проблемами в АПК и ужесточением требований к качеству сельхозпродукции, Сергей Серов в своём выступлении внёс следующие предложения по поддержке сельхозтоваропроизводителей и переработчиков сельхозпродукции: 1. Объёмы финансовой поддержки сельского хозяйства и социального развития сельских поселений, утверждённые в государственной программе «Развитие сельского хозяйства до 2020 года», должны быть пересмотрены в сторону увеличения, начиная с 2013года. 2. Ускорить принятие двух значимых для АПК проектов: - проекта Федерального закона «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» по поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах (законопроект принят ГД Федерального Собрания РФ в первом чтении 23.11.2012 г.); - проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка и критериев отнесения территорий к неблагоприятным для ведения сельского хозяйства регионам» с учетом замечаний и предложений. Государственная поддержка регионов с неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства должна быть направлена на выравнивание природно-климатических и социально-экономических условий сельскохозяйственного производства в регионах РФ. При этом должно учтено, что выплаты по программам региональной помощи неблагоприятным регионам в соответствии с Соглашением ВТО по сельскому хозяйству относятся к «зеленой корзине» и не подлежат сокращению. 3. Для обеспечения комплексной оценки территорий с неблагоприятными условиями ведения сельского хозяйства (6 критериев оценки в проекте), считаем необходимым дополнить данный перечень показателями, отражающим эффективность производства сельскохозяйственной продукции: - стоимость валовой продукции в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий; - показатель «плотность автомобильных дорог» необходимо скорректировать на плотность населения, проживающего на территории. 4. Внести поправки в условия агрострахования, предусмотренные Федеральным законом от 25.07.2011 № 260 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»: - страховое возмещение выплачивать при гибели урожая в размере 20 и более процентов (старая редакция 30 и более); - предусмотреть возможность страхования отдельных участков посевных площадей сельскохозяйственных культур; - установить сроки заключения договоров страхования до начала посевных работ (установленный Законом срок заключения договоров сельскохозяйственного страхования «не позднее чем в течение пятнадцати календарных дней после окончания их сева или посадки» не оправдан, так как страховые организации в данный период уже могут оценить состояние посевов и корректируют условия договора или отказываются от его заключения. - установить четкий регламент по разработке объединениями страховщиков типовых договоров страхования. Нужны продуманные законодательные акты в сфере агрострахования, не позволяющие неисполнение страховыми компаниями своих обязательств перед сельхозтоваропроизводителями. 5. Внести дополнения в проект распоряжения Правительства Российской Федерации «О распределении и предоставлении субсидий из Федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов» в связи с тем, что в законопроекте по сравнению с действующим Постановлением Правительства уменьшен перечень направлений использования кредитов, привлекаемых на пополнение оборотных средств на срок до 1 года (в частности отсутствуют такие цели как ГСМ, запасные части, средства защиты растений и т.д.). Кроме того, субсидирование инвестиционных кредитов на срок до 15 лет не предусматривает направлений, связанных с развитием молочного скотоводства и кормопроизводства. В дальнейшем необходимо оказывать сельхозтоваропроизводителям государственную поддержку по полному перечню направлений кредитования, включая перечисленные, а также включить заемные средства, выданные с 2012 года на строительство, реконструкцию, модернизацию животноводческих помещений, восстановление мелиоративных систем в перечень субсидированных кредитов и займов. 6. Предоставить регионам, пострадавшим от засухи, в 2012году отсрочки субсидируемых кредитов и займов на срок до 3-ёх лет. Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2010 года №645 закреплено право предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавших в результате воздействия засухи в 2010 году с сохранением государственной поддержки до - трёх лет. 7. В целях защиты интересов производителей молока и обеспечения эффективности использования бюджетных средств необходимо внести следующие корректировки: - субсидировать сельскохозяйственным производителям 1 кг реализованного (товарного) молока не ниже первого сорта; - распределение субсидий между субъектами Российской Федерации производить согласно не плановым, а фактическим объёмам реализации молока (производство молока связано с рисками и прогнозируемый объём его реализации может сильно отличаться от фактического объема). 8. В целях формирования комплексных мер, направленных на стимулирование экспорта зерна и продукции от переработки зерна необходимо развивать следующие направления государственной поддержки: - введение льготного железнодорожного тарифа для регионов Сибири: применение коэффициента - 0,3 на постоянной основе с нулевого километра на перевозку зерна и продукции от переработки зерна (применяется коэффициент - 0,5 с 1101 км, срок действия истекает 31.12.2012г); - введение экспортных субсидий на продукты зернопереработки; - введение ускоренной процедуры возврата НДС экспортёрам; - увеличение доли товарного наполнения мукой связанных кредитов и гуманитарной помощи, предоставляемой Российской Федерацией; - ограничение физических объёмов импортной сельскохозяйственной продукции в страну (зерно, другая продукция) и принятие жёстких требований к её качеству; - перевести в первую группу перевозки железнодорожных грузов, как социально - значимую продукцию: зерно и другую продукцию от переработки зерна (уголь относиться к 1 группе грузов, Ж.Д. тариф ниже). - внести коррективы в законодательные документы по транспортировке сельскохозяйственных грузов автотранспортом отечественного производства по категориям дорог в соответствии с заводской грузоподъёмностью. - ускорить принятие решения на федеральном уровне по финансовой поддержке сельхозтоваропроизводителей края, осуществляющих поставки продукции (зерна, муки, молока (сыр, масло) за пределы региона в соответствии ВЦП «Логистическое обеспечение агропродовольственного рынка Алтайского края» на 2012-2014годы. 9. Внести поправки в ФЗ-№381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», направленные на упрощение порядка поставки в торговые сети отечественной сельскохозяйственной продукции и предоставления ей приоритета. 10. Расширить и скорректировать комплекс мер поддержки малых форм хозяйствования, сектора личных подсобных хозяйств. Доля хозяйств населения в производстве сельхозпродукции в Сибири выше, чем в среднем по России, а в некоторых регионах ЛПХ фактически доминируют. В условиях ВТО без финансовой поддержки сбыт необработанного молока домашнего производства или туш домашнего забоя будет крайне ограничен. Необходима диверсификация сельскохозяйственного производства, осуществляемого малыми формами хозяйствования (ЛПХ КФХ), путем развития животноводства с государственной поддержкой. 11. Установить единый тариф на электроэнергию по зонам или округам, (действующие тарифы по регионам). 12. Списать пени и штрафы, основного долга по налоговым и иным обязательным платежам, возникшим до 1 января 2004 года, сельхозтоваропроизводителям, являющимся участниками программы финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». 13. Принять законодательные документы по устранению диспаритета цен на сельхозпродукцию и используемую в сельхозпроизводстве продукцию (техника, запасные части энергоносители, ГСМ, удобрения, средства защиты и т.д.). 14. Принять Закон о Государственном заказе на основные виды сельхозпродукции для регионов. 15. Принять законодательный документ по НДС для установления единого налогового поля для сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих сельхозпродукцию предприятий. В ходе обсуждения важнейшего для АПК вопроса, на парламентских слушаниях была принята резолюция по обеспечению государственной поддержки АПК России, повышению финансовой устойчивости и конкурентоспособности сельхозпродукции как на внутреннем, так и внешнем продовольственных рынках. |
06.12.2012 Теги: С.Н. Серов, РФ