Председатель комитета АКЗС по бюджету и налогам Владимир Устинов рассказал об итогах работы комитета за пять лет
На прошлой неделе депутаты Алтайского Заксобрания ушли на летние каникулы. В конце августа они проведут заключительную сессию седьмого созыва, а уже 19 сентября жители региона выберут новый состав краевого парламента. Пока депутаты в отпуске, «Алтайская правда» решила подготовить серию материалов по итогам пяти лет их работы. Первый гость - председатель комитета АКЗС по бюджету и налогам Владимир Устинов. Доходы и расходы - Владимир Николаевич, для вашего комитета самым трудоемким традиционно является процесс подготовки и принятия бюджета края. С 2016 года доходная часть главного финансового документа неуклонно растет. Расскажите, как была организована работа в эти годы? - Действительно, в этом вопросе мы наблюдаем заметный прогресс. Доходы консолидированного бюджета края за 2020 год составили 154,3 млрд рублей или на 55% больше, чем было получено в 2016 году. Это результат тесного взаимодействия представительной и исполнительной власти по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, и значительная работа органов местного самоуправления и Управления федеральной налоговой службы по Алтайскому краю по повышению собираемости налогов. При этом собственные (налоговые и неналоговые доходы) выросли с 66,5 млрд рублей до 80 млрд рублей или на 20%. Цифры, конечно, серьезные, но реагировать на них следует сдержанно. Алтайский край - агропромышленный регион с огромным потенциалом. Нам надо двигаться дальше, наращивая темпы, необходимые чтобы преодолеть отставание от других субъектов РФ. Социальные обязательства - Доля социальных расходов в Алтайском крае традиционно составляет три четверти от общего объема расходов регионального бюджета. Однако в 2020 году Минфин РФ оценил объем социальных расходов в пересчете на одного человека в нашем регионе как достаточно низкий. Отчего такие противоречивые показатели? - Исторически так сложилось, что в Алтайском крае почти половина населения региона проживает в сельской местности. Естественно, эти территории требуют развития, обслуживания протяженной инфраструктуры. Мы ежегодно выполняем свои социальные обязательства. Задолженности по мерам социальной поддержки граждан тоже нет. Удельный вес расходов на социальную политику в Алтайском крае выше, чем во всех субъектах СФО. При этом хочу отметить, что по показателю расходов на душу населения в 2020 году прирост составляет 23,6%. В целом же в прошлом году на социальные расходы было направлено 72% всех бюджетных затрат. - В 2020 году Алтайский край вошел в десятку регионов по федеральным дотациям. Причем поддержка увеличивается из года в год. Почему нашему региону уделяется столько внимания? - Все средства, которые получает Алтайский край используются по назначению, поэтому к нам такое внимательное отношение. Субвенции из федерального бюджета поступают в край на исполнение переданных полномочий. А вот чтобы получить субсидии, надо постоянно работать с федеральными министерствами. И Правительству края, и депутатам, нужно быть готовыми обеспечить средствами участие края в государственных программах и мероприятиях. Налоги и преференции - В ходе седьмого созыва депутаты АКЗС приняли более восьмидесяти важных законопроектов, касающихся бюджета и налогов. Какие из них вы считаете наиболее значимыми? - Бесспорно, ежегодно мы принимаем самый важный документ - закон Алтайского края о краевом бюджете. Ряд законопроектов касался поддержки предпринимательского сообщества. Так, на протяжении последних лет мы планомерно совершенствовали налоговое законодательство, в том числе одобрили проекты региональных законов о продлении до 2024 года налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и расширили возможности получения налогового патента. В течение 2013-2020 годов на территории края патентной системой налогообложения воспользовались порядка 2,8 тысяч индивидуальных предпринимателей. Общая сумма налога, поступившая в консолидированный региональный бюджет, составила 102,9 млн рублей. В результате принятых в 2020 году на федеральном и региональном уровнях мер по совершенствованию патентной системы, в том числе в рамках обеспечения «бесшовного» перехода плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на иные режимы налогообложения, данным налоговым режимом с начала текущего года воспользовались более 14 тысяч предпринимателей, которым выдано более 17 тысяч патентов. А на июньской сессии мы внесли очередные корректировки в закон о патентной системе, которые направлены на уточнение порядка исчисления патента для объектов розничной торговли с торговыми залами. Вышли из тени - В прошлом году депутаты приняли законопроект о введении на территории края специального налогового режима для самозанятых. Ставилась цель - вывести предпринимателей из тени. Оправдались ли ожидания? - После отмены ЕНВД плательщиками нового специального налогового режима «налог на профессиональный доход» стали более 18 тысяч физических лиц. Новый формат получил такую широкую востребованность благодаря минимальной ставке налога и оптимизации формальной отчетности. Более того, благодаря его внедрению, значительная часть предпринимателей, которые по каким-либо причинам ранее работали нелегально, получили возможность «выйти из тени» и значительно расширить рынок сбыта за счет взаимодействия, в том числе с юридическими лицами. О льготах и сборах - Несколько раз депутаты возвращались к рассмотрению вопроса о льготах резидентам территорий опережающего социально-экономического развития. Как работает закон? - Документ предусматривает предоставление налоговых льгот резидентам ТОСЭР, закрепляет право на освобождение от уплаты налога на имущество организаций. Льгота предоставляется на пять налоговых периодов и действует с 1 числа следующего месяца после постановки резидента на учет. Кроме того, для резидентов установлена льготная ставка налога на прибыль, предназначенного для регионального бюджета - 5%. Эта ставка также действует в течение пяти лет. Резиденты начали работать и уже показывают положительные результаты. Думаю, что скоро они заработают на полную силу. - В 2017 году депутаты АКЗС приняли региональный закон о курортном сборе, рассчитанном до конца 2022 года. Можно ли будет делать выводы об эффективности эксперимента в связи с пандемией? - По этому закону тоже было много споров, его противники говорили, что мы отпугнем туристов и останемся ни с чем. Тем не менее, уже в 2019 году в Фонд развития курортной инфраструктуры Алтайского края от уплаты курортного сбора поступило более 52 млн рублей. Собранные средства направляются на поддержку курорта - реконструкцию, благоустройство и ремонт объектов инфраструктуры. Раньше на это денег никогда не хватало. Отдыхающие увидели плоды проделанной работы и ответили в этом году стопроцентной заполняемостью курорта до конца лета. Думаю, что закон будет работать и в дальнейшем. Важных документов в седьмом созыве было принято достаточно много. Мы стремились организовать работу так, чтобы иметь обратную связь с населением. Это не законы ради законов. Всем отраслям народного хозяйства региона была оказана значительная поддержка. Бюджет Алтайского края в последние годы был социально ориентированным, взвешенным. Он направлен на создание благоприятных условий во всех сферах жизнедеятельности. Уверен, что принятые седьмым созывом законотворческие акты в дальнейшем запустят процесс развития бизнеса, социальной сферы и экономики Алтайского края в целом. Подготовил Вадим КУЛЕШОВ. |
29.06.2021 Теги: В.Н. Устинов