• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Председатель комитета АКЗС по бюджету и налогам Владимир Устинов рассказал об итогах работы комитета за пять лет

На прошлой неделе депутаты Алтайского Заксобрания ушли на летние каникулы. В конце августа они проведут заключительную сессию седьмого созыва, а уже 19 сентября жители региона выберут новый состав краевого парламента.  Пока депутаты в отпуске, «Алтайская правда» решила подготовить серию материалов по итогам пяти лет их работы. Первый гость - председатель комитета АКЗС по бюджету и налогам Владимир Устинов.

Доходы и расходы

- Владимир Николаевич, для вашего комитета самым трудоемким традиционно является процесс подготовки и принятия бюджета края. С 2016 года доходная часть главного финансового документа неуклонно растет. Расскажите, как была организована работа в эти годы?

- Действительно, в этом вопросе мы наблюдаем заметный прогресс. Доходы консолидированного бюджета края за 2020 год составили 154,3 млрд рублей или на 55% больше, чем было получено в 2016 году. Это результат тесного взаимодействия представительной и исполнительной власти по совершенствованию налогового и бюджетного законодательства, и значительная работа органов местного самоуправления и Управления федеральной налоговой службы по Алтайскому краю по повышению собираемости налогов.

При этом собственные (налоговые и неналоговые доходы) выросли с 66,5 млрд рублей до 80 млрд рублей или на 20%. Цифры, конечно, серьезные, но реагировать на них следует сдержанно. Алтайский край - агропромышленный регион с огромным потенциалом. Нам надо двигаться дальше, наращивая темпы, необходимые чтобы преодолеть отставание от других субъектов РФ.

Социальные обязательства

- Доля социальных расходов в Алтайском крае традиционно составляет три четверти от общего объема расходов регионального бюджета. Однако в 2020 году Минфин РФ оценил объем социальных расходов в пересчете на одного человека в нашем регионе как достаточно низкий. Отчего такие противоречивые показатели?

- Исторически так сложилось, что в Алтайском крае почти половина населения региона проживает в сельской местности. Естественно, эти территории требуют развития, обслуживания протяженной инфраструктуры. Мы ежегодно выполняем свои социальные обязательства. Задолженности по мерам социальной поддержки граждан тоже нет.

Удельный вес расходов на социальную политику в Алтайском крае выше, чем во всех субъектах СФО. При этом хочу отметить, что по показателю расходов на душу населения в 2020 году прирост составляет 23,6%. В целом же в прошлом году на социальные расходы было направлено 72% всех бюджетных затрат.

- В 2020 году Алтайский край вошел в десятку регионов по федеральным дотациям. Причем поддержка увеличивается из года в год. Почему нашему региону уделяется столько внимания?

- Все средства, которые получает Алтайский край используются по назначению, поэтому к нам такое внимательное отношение. Субвенции из федерального бюджета поступают в край на исполнение переданных полномочий. А вот чтобы получить субсидии, надо постоянно работать с федеральными министерствами. И Правительству края, и депутатам, нужно быть готовыми обеспечить средствами участие края в государственных программах и мероприятиях.

Налоги и преференции

- В ходе седьмого созыва депутаты АКЗС приняли более восьмидесяти важных законопроектов, касающихся бюджета и налогов. Какие из них вы считаете наиболее значимыми?

- Бесспорно, ежегодно мы принимаем самый важный документ - закон Алтайского края о краевом бюджете. Ряд законопроектов касался поддержки предпринимательского сообщества. Так, на протяжении последних лет мы планомерно совершенствовали налоговое законодательство, в том числе одобрили проекты региональных законов о продлении до 2024 года налоговых каникул для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и расширили возможности получения налогового патента.

В течение 2013-2020 годов на территории края патентной системой налогообложения воспользовались порядка 2,8 тысяч индивидуальных предпринимателей. Общая сумма налога, поступившая в консолидированный региональный бюджет, составила 102,9 млн рублей.

В результате принятых в 2020 году на федеральном и региональном уровнях мер по совершенствованию патентной системы, в том числе в рамках обеспечения «бесшовного» перехода плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на иные режимы налогообложения, данным налоговым режимом с начала текущего года воспользовались более 14 тысяч предпринимателей, которым выдано более 17 тысяч патентов. А на июньской сессии мы внесли очередные корректировки в закон о патентной системе, которые направлены на уточнение порядка исчисления патента для объектов розничной торговли с торговыми залами. 

Вышли из тени

- В прошлом году депутаты приняли законопроект о введении на территории края специального налогового режима для самозанятых. Ставилась цель - вывести предпринимателей из тени. Оправдались ли ожидания?

- После отмены ЕНВД плательщиками нового специального налогового режима «налог на профессиональный доход» стали более 18 тысяч физических лиц. Новый формат получил такую широкую востребованность благодаря минимальной ставке налога и оптимизации формальной отчетности. Более того, благодаря его внедрению, значительная часть предпринимателей, которые по каким-либо причинам ранее работали нелегально, получили возможность «выйти из тени» и значительно расширить рынок сбыта за счет взаимодействия, в том числе с юридическими лицами.

О льготах и сборах

- Несколько раз депутаты возвращались к рассмотрению вопроса о льготах резидентам территорий опережающего социально-экономического развития. Как работает закон?

- Документ предусматривает предоставление налоговых льгот резидентам ТОСЭР, закрепляет право на освобождение от уплаты налога на имущество организаций. Льгота предоставляется на пять налоговых периодов и действует с 1 числа следующего месяца после постановки резидента на учет. Кроме того, для резидентов установлена льготная ставка налога на прибыль, предназначенного для регионального бюджета - 5%. Эта ставка также действует в течение пяти лет. Резиденты начали работать и уже показывают положительные результаты. Думаю, что скоро они заработают на полную силу.

- В 2017 году депутаты АКЗС приняли региональный закон о курортном сборе, рассчитанном до конца 2022 года. Можно ли будет делать выводы об эффективности эксперимента в связи с пандемией?

- По этому закону тоже было много споров, его противники говорили, что мы отпугнем туристов и останемся ни с чем. Тем не менее, уже в 2019 году в Фонд развития курортной инфраструктуры Алтайского края от уплаты курортного сбора поступило более 52 млн рублей. Собранные средства направляются на поддержку курорта - реконструкцию, благоустройство и ремонт объектов инфраструктуры. Раньше на это денег никогда не хватало. Отдыхающие увидели плоды проделанной работы и ответили в этом году стопроцентной заполняемостью курорта до конца лета. Думаю, что закон будет работать и в дальнейшем.

Важных документов в седьмом созыве было принято достаточно много. Мы стремились организовать работу так, чтобы иметь обратную связь с населением. Это не законы ради законов. Всем отраслям народного хозяйства региона была оказана значительная поддержка. Бюджет Алтайского края в последние годы был социально ориентированным, взвешенным. Он направлен на создание благоприятных условий во всех сферах жизнедеятельности. Уверен, что принятые седьмым созывом законотворческие акты в дальнейшем запустят процесс развития бизнеса, социальной сферы и экономики Алтайского края в целом.  

Подготовил Вадим КУЛЕШОВ.


29.06.2021 Теги: В.Н. Устинов

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Июнь 2006

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 01 02