РЕКОМЕНДАЦИИ
«круглого
стола» фракции «КПРФ»
Алтайского
краевого Законодательного Собрания по теме
«О выполнении
закона Алтайского края «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в
общественных местах на территории Алтайского края»
г. Барнаул
29 июня 2011
года
Обсудив
актуальные проблемы выполнения закона Алтайского края от 7 декабря 2009 года №
99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на
территории Алтайского края» (далее - закон Алтайского края № 99-ЗС), участники «круглого
стола» отмечают.
Закон Алтайского края № 99-ЗС в полном объёме вступил в силу с 1 апреля
2010 года. В порядке его реализации Главным управлением внутренних дел по
Алтайскому краю была разработана инструкция.
Согласно требований закона
Алтайского края № 99-ЗС для оценки
предложений об определении
общественных мест, нахождение в которых
несовершеннолетних ограничено, в муниципальных районах и городских округах были созданы экспертные комиссии.
С учётом мнения экспертных
комиссий органами местного самоуправления утверждены перечни мест, нахождение в которых несовершеннолетних ограничено. В основном органы местного самоуправления продублировали
соответствующие перечни, установленные законом Алтайского края
№ 99-ЗС, не воспользовавшись своим правом по их расширению. В ряде
муниципальных образований, например, в городах Барнауле, Бийске, Белокурихе, Рубцовске
перечни дополнили. В большинстве случаев перечни не содержат пообъектное указание
общественных мест, нахождение в которых несовершеннолетних ограничено. Иным
путём пошли в городе Бийске, где привели пообъектный перечень территорий, на
которых осуществляется строительство, городе Заринске, где весь перечень
общественных мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их
физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному
развитию составлен пообъектно.
При
принятии закона велись дискуссии о перечне мест, нахождение в которых
несовершеннолетних ограничено. Так, в крае фактически отсутствуют пивные
рестораны, винные бары, пивные бары, рюмочные, другие места, которые
предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков,
изготавливаемых на его основе, в которых законом Алтайского края № 99-ЗС не
допускается нахождение несовершеннолетних. В то же время родители свободно
посещают в ночное время с несовершеннолетними, в том числе младенческого
возраста, злачные места, где к спиртным напиткам продаётся закуска, посетители
свободно курят табак и ищут клиентов на ночь. Несовершеннолетним запрещено
находиться в подвалах зданий, хотя в части из них продолжают работать
спортивные секции для детей, на законных основаниях действуют иные организации,
посещение которых никак не может причинить вред здоровью детей, их физическому,
интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
Органами местного самоуправления определены
места временного нахождения детей до установления личности доставляемого
ребенка, его места жительства и родителей, лиц, их заменяющих, лиц,
осуществляющих мероприятия с участием детей, или наличия реальной возможности
передачи ребёнка указанным лицам, или направления в специализированные
учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Вместе
с тем, в Кулундинском, Смоленском, Солонешенском, Табунском районах такие места
определены только в районных центрах. Как правило, это 2-3 койкоместа в
центральных районных больницах. Условия для нахождения в этих местах
несовершеннолетних в большинстве случаев не созданы по причине отсутствия
необходимого финансирования.
Практически не исполняется требование закона Алтайского края № 99-ЗС к юридическим лицам и лицам, осуществляющим
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, размещать
предупреждающие надписи и знаки, оповещать посетителей в общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью
детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Причём
это касается не только тех мест, по которым изначально высказывались сомнения в необходимости
и исполнимости указанного требования.
Не зафиксировано случаев, когда бы юридические
лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, удерживали обнаруженных на их объектах несовершеннолетних до
прибытия их родителей, лиц, их заменяющих, либо лиц,
осуществляющих мероприятия с участием детей, или уполномоченных должностных
лиц.
За 2010 год должностными лицами
органов внутренних дел за нарушение
требований закона Алтайского края № 99-ЗС, предусмотренных ст. 32-1 закона Алтайского края «Об административной
ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского
края», выявлено 2045 несовершеннолетних (за 5 месяцев 2011 года - 994). Из них,
после составления актов об обнаружении несовершеннолетнего,
находящегося в общественном месте в нарушение установленных ограничений,
2004 переданы родителям (за 5
месяцев 2011 года - 986), 25 - лицам,
заменяющим родителей (за 5
месяцев 2011 года - 12), 2 - лицам, осуществляющим
мероприятия с участием детей (за 5 месяцев 2011 года - 5), 2 - помещены
в социально - реабилитационные центры (за
5 месяцев 2011 года - 3), 12 - доставлены в
места временного нахождения детей (за 5 месяцев 2011 года - 4).
Случаев,
когда ребенок не был передан родителям, лицам, их заменяющим, или лицам,
осуществляющим мероприятия с участием детей, по причине наличия объективных признаков
того, что пребывание ребёнка с ними или в определённой обстановке может нанести
вред его жизни и здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному
и нравственному развитию, не зафиксировано.
В общественных местах, нахождение в
которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному,
психическому, духовному и нравственному развитию, задержано 28 подростков (за 5
месяцев 2011 года - 36). Должностными лицами органов внутренних дел на
родителей и законных представителей составлено 1794 административных протокола
(за 5 месяцев 2011 года - 880), на должностных лиц - 19 (за 5 месяцев 2011 года
- 23), на юридических лиц - 9
(за 5 месяцев 2011 года - 2).
Помимо
должностных лиц органов внутренних дел, протоколы об административных
правонарушениях за нарушение требований закона Алтайского края № 99-ЗС вправе составлять должностные лица органов
исполнительной власти Алтайского края и местного самоуправления, однако правом
этим они практически не пользуются.
Сотрудниками
ОВД, представителями КДНиЗП городов и районов края, представителями служб
социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования,
здравоохранения регулярно проводятся рейдовые мероприятия, направленные на
выявление фактов нарушения требований закона Алтайского края № 99-ЗС. В районах рейдовые мероприятия проводятся в большей части в районных центрах или близлежащих к
ним сёлах.
В определённой
степени принятие и реализация закона Алтайского края № 99-ЗС положительно повлияли на состояние
преступности среди несовершеннолетних на территории края.
Так, в 2010
году несовершеннолетними на территории края совершено 1670 преступлений, что на
23,0% меньше чем в 2009 году. К уголовной
ответственности привлечено 1576 подростков (в 2009 году -1992, снижение
на 20,8%). На 25,3% (с 584 до 436) сократилось количество преступлений, совершённых
несовершеннолетними в группе. По итогам 2010 года зарегистрировано 1576
преступлений, совершённых в отношении
несовершеннолетних, при аналогичном показателе в 2009 году - 1797 (снижение
на 14,0%).
В течение 5
месяцев 2011 года несовершеннолетними на территории края совершено
636 преступлений, что на 5,4% меньше аналогичного периода прошлого
года (далее - АППГ) (673). К уголовной ответственности привлечено 639
подростков (АППГ -
662, снижение на 3,5%). На 6,3% снижено количество преступлений, совершённых
несовершеннолетними в группе со 174
до 163. В течение 5 месяцев 2011 года 541 подросток стал жертвой преступных
посягательств (АППГ - 716, снижение на 24,4%).
Ограничения,
установленные законом
Алтайского края № 99-ЗС, направлены на содействие
физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному
развитию детей. Право на введение соответствующих ограничений было
предоставлено Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации». При этом одновременно в тех же целях было указано, что
органы власти создают
благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций,
организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для
детей. К сожалению, необходимые условия ещё явно не созданы.
Участники «круглого
стола» рекомендуют:
1. Алтайскому краевому Законодательному
Собранию рассмотреть ход
выполнения закона Алтайского края № 99-ЗС.
2. Администрации Алтайского края при разработке проекта краевого бюджета на
2012 год и на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотреть оказание
финансовой помощи местным бюджетам на создание, особенно в сельской местности,
благоприятных условий для осуществления деятельности физкультурно-спортивных
организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную
инфраструктуру для детей в целях содействия физическому, интеллектуальному,
психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков
здорового образа жизни; для функционирования мест временного нахождения детей.
3. Комитету Алтайского краевого
Законодательного Собрания по законности, правопорядку и защите прав граждан:
3.1. Проанализировать
ход выполнения закона Алтайского края № 99-ЗС и подготовить предложения по
установленным в нём неработающим или неэффективно работающим нормам.
3.2. Рассмотреть
возможность внесения в закон Алтайского края № 99-ЗС следующих изменений:
а) в статью 1 ввести понятия «товары и
иная продукция сексуального характера», «реклама сексуального характера», «зрелищные
мероприятия сексуального характера»;
б) в пункте 4 статьи 1 дополнить
перечень общественных мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью
детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и
нравственному развитию, местами для реализации услуг в сфере общественного
питания, для развлечений, досуга (особенно в ночное время), где предусмотрена
розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на
его основе, и (или) разрешено курение табака, в отсутствие специально
отведённых для этого мест;
в) в части 1 статьи 2 сократить с учётом
сезонных и территориальных (сельская местность) условий ночное время, в течение
которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей, лиц, их
заменяющих, а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в
установленных общественных местах;
г) в пункте 1 части 2 статьи 3 исключить фактически
неисполнимую обязанность юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, размещать предупреждающие
надписи и знаки на коллекторах, теплотрассах, канализационных колодцах,
оповещать посетителей коллекторов, теплотрасс, канализационных
колодцев, лифтовых и иных шахт, технических этажей, чердаков, подвалов
и крыш зданий об ограничении пребывания в этих местах несовершеннолетних;
д) в пункте 2 части 2 статьи 3 исключить фактически
неисполнимую обязанность юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, не допускать в ночное время
несовершеннолетних в принадлежащие им объекты (территории, помещения): коллекторы;
теплотрассы; канализационные колодцы; лифтовые и иные шахты, технические этажи,
чердаки, подвалы, крыши зданий; места общего пользования в жилых домах -
межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры; территории,
прилегающие к жилым домам, в том числе детские площадки, спортивные сооружения;
е) в пункте 6 части 2 статьи 3 установить
обязанность юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, принять меры по выдворению
несовершеннолетних, обнаруженных без родителей, лиц, их заменяющих, либо лиц,
осуществляющих мероприятия с участием детей, в дневное время в общественных
местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их
физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному
развитию;
3.3. Увязать пункт 2 статьи 11 закона
Алтайского края «Об охране общественной нравственности», где запрещено
привлекать к распространению и продавать продукцию эротического характера лицам
моложе 16 лет, с 18-летним возрастом, до которого не допускается нахождение
несовершеннолетних в магазинах (салонах), дискотеках, салонах, клубах, саунах,
банях, гостиницах и иных помещениях (местах) временного пребывания граждан, в которых
распространяются товары и иная продукция сексуального характера, используется
реклама сексуального характера, проводятся зрелищные мероприятия сексуального
характера.
4.
Главному управлению внутренних дел по Алтайскому краю, органам местного
самоуправления:
4.1. Провести проверку исполнения юридическими
лицами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, установленную пунктом 1 части 2 статьи 3 закона
Алтайского края № 99-ЗС обязанность информировать об ограничении пребывания
несовершеннолетних в общественных местах путём размещения предупреждающих
надписей и знаков и оповещать посетителей.
4.2. Давать в средства массовой
информации сведения о ходе выполнения закона Алтайского края № 99-ЗС.
5. Органам местного самоуправления:
5.1. Рассмотреть
ход выполнения закона Алтайского края № 99-ЗС.
5.2. Активизировать
деятельность, направленную на
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и
нравственному развитию детей.
5.3. В
случаях, необходимых для исключения неоднозначного понимания, в каких из
общественных мест ограничено нахождение несовершеннолетних, утверждать
соответствующие общественные места пообъектно.
6. Прокуратуре Алтайского края организовать проведение проверок
соблюдения прав несовершеннолетних при их
обнаружении в запрещённых общественных местах, доставлении, передаче родителям (законным
представителям), а также при помещении и содержании их в местах временного нахождения
детей либо специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Руководитель фракции КПРФ
В.А. Сафронов