• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

О "комендантском часе"

РЕКОМЕНДАЦИИ

«круглого стола» фракции «КПРФ»

Алтайского краевого Законодательного Собрания по теме

«О выполнении закона Алтайского края «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края»

 

г. Барнаул

29 июня 2011 года

 

Обсудив актуальные проблемы выполнения закона Алтайского края от 7 декабря 2009 года № 99-ЗС «Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края» (далее - закон Алтайского края № 99-ЗС), участники «круглого стола» отмечают.

Закон Алтайского края № 99-ЗС в полном объёме вступил в силу с 1 апреля 2010 года. В порядке его реализации Главным управлением внутренних дел по Алтайскому краю была разработана инструкция.

Согласно требований закона Алтайского края № 99-ЗС для оценки предложений об определении общественных мест, нахождение в которых несовершеннолетних ограничено, в муниципальных районах и городских округах были созданы экспертные комиссии.

С учётом мнения экспертных комиссий органами местного самоуправления утверждены перечни мест, нахождение в которых несовершеннолетних ограничено. В основном органы местного самоуправления продублировали соответствующие перечни, установленные законом Алтайского края № 99-ЗС, не воспользовавшись своим правом по их расширению. В ряде муниципальных образований, например, в городах Барнауле, Бийске, Белокурихе, Рубцовске перечни дополнили. В большинстве случаев перечни не содержат пообъектное указание общественных мест, нахождение в которых несовершеннолетних ограничено. Иным путём пошли в городе Бийске, где привели пообъектный перечень территорий, на которых осуществляется строительство, городе Заринске, где весь перечень общественных мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию составлен пообъектно.

При принятии закона велись дискуссии о перечне мест, нахождение в которых несовершеннолетних ограничено. Так, в крае фактически отсутствуют пивные рестораны, винные бары, пивные бары, рюмочные, другие места, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в которых законом Алтайского края № 99-ЗС не допускается нахождение несовершеннолетних. В то же время родители свободно посещают в ночное время с несовершеннолетними, в том числе младенческого возраста, злачные места, где к спиртным напиткам продаётся закуска, посетители свободно курят табак и ищут клиентов на ночь. Несовершеннолетним запрещено находиться в подвалах зданий, хотя в части из них продолжают работать спортивные секции для детей, на законных основаниях действуют иные организации, посещение которых никак не может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

Органами местного самоуправления определены места временного нахождения детей до установления личности доставляемого ребенка, его места жительства и родителей, лиц, их заменяющих, лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, или наличия реальной возможности передачи ребёнка указанным лицам, или направления в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Вместе с тем, в Кулундинском, Смоленском, Солонешенском, Табунском районах такие места определены только в районных центрах. Как правило, это 2-3 койкоместа в центральных районных больницах. Условия для нахождения в этих местах несовершеннолетних в большинстве случаев не созданы по причине отсутствия необходимого финансирования.

Практически не исполняется требование закона Алтайского края № 99-ЗС к юридическим лицам и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, размещать предупреждающие надписи и знаки, оповещать посетителей в общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Причём это касается не только тех мест, по которым изначально высказывались сомнения в необходимости и исполнимости указанного требования.

Не зафиксировано случаев, когда бы юридические лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, удерживали обнаруженных на их объектах несовершеннолетних до прибытия их родителей, лиц, их заменяющих, либо лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, или уполномоченных должностных лиц.

За 2010 год должностными лицами органов внутренних дел за нарушение требований закона Алтайского края № 99-ЗС, предусмотренных ст. 32-1 закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края», выявлено 2045 несовершеннолетних (за 5 месяцев 2011 года - 994). Из них, после составления актов об обнаружении несовершеннолетнего, находящегося в общественном месте в нарушение установленных ограничений, 2004 переданы родителям (за 5 месяцев 2011 года - 986), 25 - лицам, заменяющим родителей (за 5 месяцев 2011 года - 12), 2 - лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей (за 5 месяцев 2011 года - 5), 2 - помещены в социально - реабилитационные центры (за 5 месяцев 2011 года - 3), 12 - доставлены в места временного нахождения детей (за 5 месяцев 2011 года - 4).

Случаев, когда ребенок не был передан родителям, лицам, их заменяющим, или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, по причине наличия объективных признаков того, что пребывание ребёнка с ними или в определённой обстановке может нанести вред его жизни и здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, не зафиксировано.

В общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, задержано 28 подростков (за 5 месяцев 2011 года - 36). Должностными лицами органов внутренних дел на родителей и законных представителей составлено 1794 административных протокола (за 5 месяцев 2011 года - 880), на должностных лиц - 19 (за 5 месяцев 2011 года - 23), на юридических лиц - 9 (за 5 месяцев 2011 года - 2).

Помимо должностных лиц органов внутренних дел, протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований закона Алтайского края № 99-ЗС вправе составлять должностные лица органов исполнительной власти Алтайского края и местного самоуправления, однако правом этим они практически не пользуются.

Сотрудниками ОВД, представителями КДНиЗП городов и районов края, представителями служб социальной защиты населения, опеки и попечительства, образования, здравоохранения регулярно проводятся рейдовые мероприятия, направленные на выявление фактов нарушения требований закона Алтайского края № 99-ЗС. В районах рейдовые мероприятия проводятся в большей части в районных центрах или близлежащих к ним сёлах.

В определённой степени принятие и реализация закона Алтайского края № 99-ЗС положительно повлияли на состояние преступности среди несовершеннолетних на территории края.

Так, в 2010 году несовершеннолетними на территории края совершено 1670 преступлений, что на 23,0% меньше чем в 2009 году. К уголовной ответственности привлечено 1576 подростков (в 2009 году -1992, снижение на 20,8%). На 25,3% (с 584 до 436) сократилось количество преступлений, совершённых несовершеннолетними в группе. По итогам 2010 года зарегистрировано 1576 преступлений, совершённых в отношении несовершеннолетних, при аналогичном показателе в 2009 году - 1797 (снижение на 14,0%).

В течение 5 месяцев 2011 года несовершеннолетними на территории края совершено 636 преступлений, что на 5,4% меньше аналогичного периода прошлого года (далее - АППГ) (673). К уголовной ответственности привлечено 639 подростков (АППГ - 662, снижение на 3,5%). На 6,3% снижено количество преступлений, совершённых несовершеннолетними в группе со 174 до 163. В течение 5 месяцев 2011 года 541 подросток стал жертвой преступных посягательств (АППГ - 716, снижение на 24,4%).

Ограничения, установленные законом Алтайского края № 99-ЗС, направлены на содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. Право на введение соответствующих ограничений было предоставлено Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». При этом одновременно в тех же целях было указано, что органы власти создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей. К сожалению, необходимые условия ещё явно не созданы.

 

Участники «круглого стола» рекомендуют:

 

1. Алтайскому краевому Законодательному Собранию рассмотреть ход выполнения закона Алтайского края № 99-ЗС.

2. Администрации Алтайского края при разработке проекта краевого бюджета на 2012 год и на плановый период 2012 и 2013 годов предусмотреть оказание финансовой помощи местным бюджетам на создание, особенно в сельской местности, благоприятных условий для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни; для функционирования мест временного нахождения детей.

3. Комитету Алтайского краевого Законодательного Собрания по законности, правопорядку и защите прав граждан:

3.1. Проанализировать ход выполнения закона Алтайского края № 99-ЗС и подготовить предложения по установленным в нём неработающим или неэффективно работающим нормам.

3.2. Рассмотреть возможность внесения в закон Алтайского края № 99-ЗС следующих изменений:

а) в статью 1 ввести понятия «товары и иная продукция сексуального характера», «реклама сексуального характера», «зрелищные мероприятия сексуального характера»;

б) в пункте 4 статьи 1 дополнить перечень общественных мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, местами для реализации услуг в сфере общественного питания, для развлечений, досуга (особенно в ночное время), где предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и (или) разрешено курение табака, в отсутствие специально отведённых для этого мест;

в) в части 1 статьи 2 сократить с учётом сезонных и территориальных (сельская местность) условий ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих, а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в установленных общественных местах;

г) в пункте 1 части 2 статьи 3 исключить фактически неисполнимую обязанность юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, размещать предупреждающие надписи и знаки на коллекторах, теплотрассах, канализационных колодцах, оповещать посетителей коллекторов, теплотрасс, канализационных колодцев, лифтовых и иных шахт, технических этажей, чердаков, подвалов и крыш зданий об ограничении пребывания в этих местах несовершеннолетних;

д) в пункте 2 части 2 статьи 3 исключить фактически неисполнимую обязанность юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не допускать в ночное время несовершеннолетних в принадлежащие им объекты (территории, помещения): коллекторы; теплотрассы; канализационные колодцы; лифтовые и иные шахты, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши зданий; места общего пользования в жилых домах - межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры; территории, прилегающие к жилым домам, в том числе детские площадки, спортивные сооружения;

е) в пункте 6 части 2 статьи 3 установить обязанность юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, принять меры по выдворению несовершеннолетних, обнаруженных без родителей, лиц, их заменяющих, либо лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в дневное время в общественных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

3.3. Увязать пункт 2 статьи 11 закона Алтайского края «Об охране общественной нравственности», где запрещено привлекать к распространению и продавать продукцию эротического характера лицам моложе 16 лет, с 18-летним возрастом, до которого не допускается нахождение несовершеннолетних в магазинах (салонах), дискотеках, салонах, клубах, саунах, банях, гостиницах и иных помещениях (местах) временного пребывания граждан, в которых распространяются товары и иная продукция сексуального характера, используется реклама сексуального характера, проводятся зрелищные мероприятия сексуального характера.

4. Главному управлению внутренних дел по Алтайскому краю, органам местного самоуправления:

4.1. Провести проверку исполнения юридическими лицами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, установленную пунктом 1 части 2 статьи 3 закона Алтайского края № 99-ЗС обязанность информировать об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах путём размещения предупреждающих надписей и знаков и оповещать посетителей.

4.2. Давать в средства массовой информации сведения о ходе выполнения закона Алтайского края № 99-ЗС.

5. Органам местного самоуправления:

5.1. Рассмотреть ход выполнения закона Алтайского края № 99-ЗС.

5.2. Активизировать деятельность, направленную на содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.

5.3. В случаях, необходимых для исключения неоднозначного понимания, в каких из общественных мест ограничено нахождение несовершеннолетних, утверждать соответствующие общественные места пообъектно.

6. Прокуратуре Алтайского края организовать проведение проверок соблюдения прав несовершеннолетних при их обнаружении в запрещённых общественных местах, доставлении, передаче родителям (законным представителям), а также при помещении и содержании их в местах временного нахождения детей либо специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

 

 

Руководитель фракции КПРФ

В.А. Сафронов


12.07.2011 Теги: В.А. Сафронов

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Ноябрь 2023

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 01 02 03