В Госдуме пояснили что такое единый регистр сведений о населении и зачем он необходим
![]() |
Зачем необходим единый регистр сведений о населении, как информация в нем будет защищена, кто будет иметь к нему доступ - на эти и многие другие вопросы на сайте Государственной Думы ответил председатель комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн С 1 января вводится в силу Федеральный закон, предусматривающий создание единого федерального информационного регистра. Он будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О., дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство и семейное положение. Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов. Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений. При этом некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года. Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений. Подробнее о законе рассказал председатель комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн. - Государство будет собирать еще больше сведений о гражданах? Нет. Все сведения, которые поступают в эту базу, - это общие данные, которыми государство и так сегодня располагает, но они не соединены воедино. Грубо говоря, мы предлагаем не срывать яблоки по одному и носить их, а складывать их в корзину. Наши оппоненты говорят о том, что по одному яблоки можно срывать, а в корзину класть нельзя. Но они уже и так сорваны. Важно, что в этой базе не будет сведений ни о налогах, ни о доходах, ни о размерах пенсии. Нет в этой базе никаких данных о состоянии здоровья, QR-кодов, никакой биометрии. - Какая польза от этого регистра? Государство сможет более четко прогнозировать развитие страны, оперативно администрировать процессы. Это удобно в первую очередь для граждан, потому что им не потребуется по кругу носить документы в случае каких‑либо изменений, скажем смены паспорта. Сегодня после того, как ты меняешь паспорт, везде, где есть данные о нем, ты должен снова представить сведения о паспорте. После вступления закона в силу это будет происходить в автоматическом режиме. - Как будут защищены данные? Они будут находиться в центре обработки данных, проверенном и протестированном на безопасность уполномоченными на это органами, в первую очередь ФСБ. Из Федеральной налоговой службы ни разу за всю ее историю сведения не утекли, что говорит о достаточно высоком уровне защищенности. Внутри этой будет еще одна, внутренняя, база, связанная с деятельностью силовых структур. - Кто будет иметь доступ к регистру? Государственные органы, каждый - в части своей компетенции. Иными словами, если кто‑то работает в системе образования, он не сможет посмотреть данные, связанные, скажем, с номером ОМС. - А нотариусы? Нотариусы не будут иметь доступа к этой базе данных, но при совершении нотариальных действий обязаны будут сверяться с этими данными, отправив запрос. Это нужно для того, чтобы все нотариальные действия совершали, удостоверившись в подлинности представленных документов, сведений. - Зачем нужна еще одна база, если есть «Госуслуги»? «Госуслуги» - это не база: это портал обратной связи государства и граждан. Здесь другой формат. Сегодня государство старается выработать алгоритмы, при которых оно идет к гражданину с поддержкой, а не люди должны бегать за ним. В частности, когда мы говорим о выплатах на детей. Президент обозначил, что люди не должны сами ходить со справками. Например, известно, что у человека есть второй ребенок, и он должен получить меры поддержки. Когда в этой базе будут собраны данные, там будут видны и люди наиболее нуждающиеся. - Что делать, если я не хочу, чтобы данные обо мне собирали в этом регистре? Человек в любом случае получил паспорт, свидетельство о рождении или регистрации брака - этими данными государство уже располагает. Сейчас они просто будут собраны в единый ресурс. Удаляться из регистра записи не могут. - А что делать, если там ошибка? Важно, что человек получит право проверить сведения о себе, и в случае, если он увидит ошибку (такое возможно: например, паспорт был выдан с неправильной датой рождения), закон определяет порядок, по которому изменения в регистр могут вноситься по его заявлению. - Почему ФНС станет оператором единого регистра? Федеральная налоговая служба - самое продвинутое цифровое ведомство в стране, которое работает с большим количеством баз - даже тех, которые не относятся к его деятельности: например, с базой данных ЗАГС. Мы понимаем, что ФНС - это орган, который сегодня в состоянии не только разработать эту систему, но и эффективно ее вести и сопровождать. |
11.01.2022 Теги: Государственная Дума