Александр Романенко: «Человечность - главная черта для любого политика»
«Алтайская правда» продолжает серию интервью с председателями краевого парламента разных созывов, посвященные юбилею представительной власти на Алтае. Сегодня гость редакции - Александр Романенко, председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания ныне действующего созыва. «Не нужно быть голословным» - Александр Алексеевич, седьмой созыв АКЗС стал для Вас пятым сроком работы народным избранником. Без малого 20 лет в политике - приличный срок. Давайте вспомним, как начинался Ваш путь в депутаты? - Работать на производстве я начал сразу после получения высшего образования. После окончания Алтайского политехнического института по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» по распределению уехал трудиться в Павловский район. Затем был приглашен на работу в райком комсомола. Вот тогда мне впервые довелось испытать на себе, что значит быть депутатом. На тот момент - районного совета. В то время «поход» в местную представительную власть осуществлялся в основном по рекомендации райкома партии, так было и со мной. Уже тогда я осознал важность существования самого института представительной власти, когда мне, как депутату, людьми была предоставлена, делегирована возможность работать в их интересах на районном, позже - на краевом уровне. И по сей день, когда депутатская работа занимает в моей жизни куда больше места, я четко осознаю кто меня выбрал, для чего и на что мне опираться при принятии ежедневных решений. С того времени депутатскую деятельность я не прекращал. Когда работал директором совхоза, был депутатом сразу двух уровней - Павловского райсовета и сельского совета. В тот период избирались только по одномандатным округам. Когда глава администрации района Николай Иванович Золотарев предложил представить Павловский район в АКЗС, я внутренне уже был готов к этому решению. Не скрою, двигали мной задачи не политические, а, скорее, производственные. Стабильных форм целевой господдержки сельского хозяйства, можно сказать, не было: чтобы что-то получить, надо было приехать в главное управление сельского хозяйства, либо к заместителю главы администрации края по сельскому хозяйству, и что-то попросить, доказательно, аргументированно. Помогут или нет - никто не гарантировал. С теми же проблемами сталкивались и руководители других хозяйств. Я посчитал, что нужна более программная работа, и главное - на законодательном уровне, чтобы полнокровно решать насущные задачи аграрного сектора края. - Как проходили ваши избирательные компании? - Считал и до сих пор считаю - самое важное, это встречи с избирателями, рабочими коллективами, просто с людьми. Агитационная печатная продукция, выступления в СМИ - конечно, необходимы, если есть задача, чтобы в короткий срок о тебе узнало как можно большее число людей. Но мы же не утюги-пылесосы продаем: чтобы по-быстрому привлечь внимание, получить желаемое, а дальше «хоть трава не расти». Поэтому важно, чтобы кандидат прошел по своему избирательному округу, встретился с людьми, узнал самые животрепещущие проблемы и определил для себя, что он может для их решения сделать, куда дальше двигаться и об этом уже рассказать будущим избирателям. Чем больше кандидат пройдет по своему избирательному участку, большим количеством людей встретится, тем больше у него шансов на успех. Человек реагирует прежде всего на личность - как мыслит, излагает свои предложения, действует. При этом в моем характере никогда не было что-то обещать людям, когда я не вижу возможности сразу решить поставленную задачу. Это делать не надо. Нужно откровенно высказать свои мысли, видение проблем. Если вам доверяют и отдадут за вас голоса- тогда уже делом покажите, какие силы вкладываете в решение тех или иных задач, идите к этому целеустремленно и настойчиво. А быть голословным - не надо. - Были ли встречи, после которых Вы чувствовали досаду, вопросы на которых Вас ставили в тупик... Как Вы реагируете на такие моменты? - Конечно, были, и вопросы, которые ставили в тупик, и неприятные возгласы в спину, и необоснованные обвинения, и необходимость отвечать за решения, к которым лично ты не имеешь никакого отношения. Понимаете, человеку ведь все равно, какой уровень власти или ее ветвь (законодательную или исполнительную) ты представляешь, в любом случае ты - власть, и ты должен отвечать перед людьми, быть готовым к любым вопросам, и уметь дать не только аргументированный ответ, но и держать свои эмоции в узде. Это я и пытался всегда делать. И при этом - надо говорить людям правду. Горькую ли, сладкую - но правду. Повторюсь, я никогда не принадлежал к популистски настроенным политикам, и это мое жизненное кредо, если хотите. - Если сравнить эти пять созывов - какими они были? Что поменялось за эти годы? - Менялась ситуация в стране, и мы помним, допустим, 90 е годы, массовые невыплаты заработной платы, тяжелую экономическую ситуацию. Этот эмоциональный накал неудовлетворенности, взаимных претензий, острых проблем естественно был во всех сферах жизни, и в политической особенно. Сейчас ситуация другая. Все мы смотрим телевидение, следим за новостями в стране и мире, научились сравнивать цифры и факты. Конечно, когда люди видят отставание региона по уровню доходов населения - возникает болезненная реакция. Но при этом люди не могут не замечать и то хорошее, что сегодня делается в городах и селах: строятся современные школы, детские сады, асфальтируются дороги... Словом, разное время диктует разные социальные ситуации, но неименным остается вполне понятное желание людей жить комфортно и спокойно сейчас, в данный момент. И потому всегда были, есть и будут вопросы к политикам, законодателям в этом смысле. «Депутат - это профессия» - Вы прошли путь от механика до директора крупного хозяйства. Стаж опытного управленца - так ли он необходим руководителю АКЗС? Или важнее другие качества? Если да, то какие? - Конечно, управленческий опыт сложно переоценить. Он прежде всего учит правильно выстраивать взаимоотношения с людьми. Тем более, если попадаешь в кризисное время... Будучи директором совхоза, я испытал на себе переход в систему рыночной экономики. Помните, тогда массово закрывались предприятия, бастовали работники. В нашем павловском хозяйстве мы не только выжили, но и не сократили ни одного гектара пахотной земли, ни один человек не уволился из хозяйства. Не было ни одного месяца, чтобы мы не выплачивали заработную плату. Более того, мы продолжали строить жилье и производственные объекты, асфальтировать дороги. Правда для этого приходилось принимать нестандартные решения. Рисковали, выжидали варианты более выгодной реализации продукции. И мы справились. Поднялись даже - за счет мобилизации и серьезной модернизации производства, прежде всего. Я тогда очень много ездил сам и возил специалистов за опытом - в частности, в Ленинградскую область, по Сибири. В результате, когда я принимал хозяйство, средний надой на фуражную корову был 2400 кг, сдавал в 2004 году - доили почти 7 000. По поводу качеств личности - тут Вы попали в точку, главное, что я для себя вынес, еще работая директором совхоза: не важно, в какой отрасли ты руководитель и какого ранга, главное - всегда и во всем оставаться человеком. Хочет ли твой подчиненный работать, не хочет, разгильдяй он или передовик - прежде чем вынести в отношении него решение, хорошенько подумай. По возможности загляни в его жизненные обстоятельства, попытайся понять истоки тех или иных настроений, поступков. А уж потом действуй. Ровно то же относится и к политикам: это очень ценно, быть человечным. Так что опыт управленца для нынешней работы - безусловно, необходим. Для депутата любого уровня и сегодня важным остается умение слышать людей и доносить до органов власти доверенные тебе проблемы, последовательно отстаивать их, предлагать пути решения. С точки зрения личного опыта могу сказать, что депутат - это, конечно, профессия. Причем один созыв не дает человеку сформировать и сполна проявить все необходимые профессиональные качества. Они тем выше, чем больше лет он работает, допустим, в краевом парламенте. Ведь кроме опыта управленца нужна еще школа политическая, законотворческая школа. Поэтому когда человека на округе выбрали не один созыв - это хороший результат и для него, и для округа. Если же человеком движет цель сохранить статус депутата только из личных мотивов, нет желания проявлять активность, нет никакого прогресса - а такое тоже бывает, к сожалению - с такими нужно расставаться. - Александр Алексеевич, в первый созыв Вашей работы в АКЗС Вы занимаете пост заместителя председателя комитета по агропромышленному комплексу и природопользованию, три следующих - председателя комитета по бюджету - одного из самых сложных участков... В пятый - Вам предлагают возглавить весь парламент. Как Вам дались эти решения, просто ли было их принимать? - Когда на тот момент спикер АКЗС Александр Назарчук сказал, что есть предложение выдвинуть меня на председателя комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике - это явилось для меня неожиданностью. Не самый простой участок, да. Однако посоветовался с коллективом, отцом (главный мой по жизни советчик, пока был жив - он в свое время тоже руководил крупным предприятием) - и я, долго не сомневаясь, согласился. Председателем АКЗС - также, в общем, особо не раздумывал. Во-первых, был уже опыт работы и в производстве, и - вполне достаточный - в законодательной сфере. Во-вторых, я никогда не боялся новых знаний, опыта, направлений. Моя судьба - тому подтверждение. По специальности - инженер автомобильного транспорта, горожанин от роду - я 15 лет отработал в агропромышленном комплексе. Самое главное, чтобы вокруг тебя были понимающие люди, единомышленники, и - твое желание учиться, получать новые знания. Не стесняться спрашивать, просить совета. К примеру, большую консультативную помощь мне на посту председателя бюджетного комитета оказал Владимир Геннадьевич Притупов, сильнейший в крае финансист, много лет возглавлявший соответствующий профильный комитет. Столь же благодарные слова я бы адресовал Александру Григорьевичу Назарчуку, Борису Владимировичу Ларину, другим моим товарищам. «Мы - разные, но вместе мы - парламент» В октябре Вы стали председателем АКЗС, а уже в декабре - Вас избрали секретарем отделения партии «Единая Россия» Насколько совместимы два этих поста? Нет ли тут противоречия? - Начнем с того, что это двойная ответственность - отвечать перед людьми и как председатель регионального парламента, и как руководитель местного отделения правящей партии. Что касается противоречия... Алтайский край не первый, есть не мало примеров, когда должность спикера парламента и секретаря регионального отделения партии совмещаются. И потом - любая правящая партия имеет право поставить своего лидера во главе - на этот счет существует мировая практика. Другое дело, что я не должен опираться на лидерство партии внутри законодательного собрания. Поэтому я немного переформатировал свою работу в этой части и исхожу из того, что все четыре руководителя фракций равнозначны, все имеют право на свою точку зрения, потому что за каждой из партий стоят люди, которые их выбрали. Мы - единая команда, парламент, работа которого строится и на профессионализме депутатов, и на различиях политических взглядов. Другое дело, чтобы дискуссия, поиск необходимых решений были не декларативными, а конструктивными и реалистичными. О пустых обещаниях мы уже говорили немного раньше. Пользы от них жителям края ровным счетом никакой. «Наш край был пионером» - В этом году по предложению губернатора Виктора Томенко полномочия АКЗС были расширены: теперь, к примеру, назначения должностных лиц, договоры о сотрудничестве с другими регионами должны утверждаться законодательной властью региона. Как Вы расцениваете этот шаг? - Когда Виктор Петрович Томенко приехал в наш регион, одна из первых встреч была со мной, как спикером краевого парламента. Мы долго говорили о сегодняшней ситуации в крае, людях и власти. Я тогда отметил и сейчас подтверждаю - Томенко - человек, который много слушает. И умеет слышать. Уважает инициативу. Это новый формат отношений внутри власти, ориентированный именно на коллегиальную, командную работу. Тогда, в нашу первую встречу, мы договорились о таком формате взаимоотношения региональных правительства и парламента. И дополнительные полномочия, которыми губернатор предложил наделить АКЗС, считаю логичными, правильными. Если вы проследите все, что произошло в законотворчестве края за минувший год, какие решения и как принимались, то заметите, что все документы, которые готовятся - начиная от постановлений, законов до государственных программ - готовятся совместно. Да, у краевого парламента есть функции контроля за исполнительной властью, но все-таки главное, когда обе ветви власти вместе отвечают за все процессы в регионе. И наша общая работа направлена на то, чтобы принимались взвешенные, продуманные решения, направленные на улучшение жизни каждого конкретного человека и региона в целом. - За эти годы с Вашим непосредственным участием было принято много краевых законов. Можете назвать один-два, работа над которыми была самой фундаментальной, значимой лично для вас? - В 2005-м году мы первые в стране приняли закон о поддержке агропромышленного комплекса, где заложили норму: не менее 6 процентов от расходных обязательств региона направлять на поддержку сельского хозяйства. Алтайский край стал пионером в этом смысле. Тогда это была впервые гарантированная ежегодная помощь аграрному сектору, нашим сельхозпредприятиям. И до сих пор мы это соблюдаем, и направляем на поддержку АПК даже гораздо большие средства. В этом ряду могу назвать и наше законодательство о мерах соцподдержки, принятое в результате монетизации льгот, другие социально ориентированные законы - надо отдать должное Ирине Валентиновне Солнцевой, Александру Федоровичу Лазареву, другим депутатам АКЗС, которые тщательнейшим образом прорабатывали эти законопроекты. Это и многие краевые законы, принятые в развитие 131-го федерального закона о местном самоуправлении, (большую работу сразу после принятия этого закона проделал Игорь Бениаминович Вольфсон, а сегодня ее продолжает Борис Александрович Трофимов). Можно перечислить и недавние значимые законы - «о тишине», о туризме, мерах социальной поддержки для предпенсионеров, квотировании рабочих мест для инвалидов... Но есть и масса вопросов, над которыми предстоит еще поработать. Это и такие отдельные темы как, например, предоставление жилья детям-сиротам, реализация нашего законодательства в части благоустройства, обращения с безнадзорными животными, и более общие проблемы: стимулирование инвестиций, создание условий для успешной реализации нацпроектов... И самая главная, самая масштабная задача, над которой мы должны работать в унисон с краевым правительством: увеличение доходов жителей региона, повышение качества жизни в регионе.
Подготовила Оксана Шильреф |
02.09.2019 Теги: 80 лет представительной власти, А.А. Романенко