• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Александр Романенко: «Человечность - главная черта для любого политика»

«Алтайская правда» продолжает серию интервью с председателями краевого парламента разных созывов, посвященные юбилею представительной власти на Алтае. Сегодня гость редакции - Александр Романенко, председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания ныне действующего созыва.

«Не нужно быть голословным»

- Александр Алексеевич, седьмой созыв АКЗС стал для Вас пятым сроком работы народным избранником. Без малого 20 лет в политике - приличный срок. Давайте вспомним, как начинался Ваш путь в депутаты?

- Работать на производстве я начал сразу после получения высшего образования. После окончания Алтайского политехнического института по специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство» по распределению уехал трудиться в Павловский район. Затем был приглашен на работу в райком комсомола. Вот тогда мне впервые довелось испытать на себе, что значит быть депутатом. На тот момент - районного совета. В то время «поход» в местную представительную власть осуществлялся в основном по рекомендации райкома партии, так было и со мной.

Уже тогда я осознал важность существования самого института представительной власти, когда мне, как депутату, людьми была предоставлена, делегирована возможность работать в их интересах на районном, позже - на краевом уровне. И по сей день, когда депутатская работа занимает в моей жизни куда больше места, я четко осознаю кто меня выбрал, для чего и на что мне опираться при принятии ежедневных решений.

С того времени депутатскую деятельность я не прекращал. Когда работал директором совхоза, был депутатом сразу двух уровней - Павловского райсовета и сельского совета. В тот период избирались только по одномандатным округам. Когда глава администрации района Николай Иванович Золотарев предложил представить Павловский район в АКЗС, я внутренне уже был готов к этому решению. Не скрою, двигали мной задачи не политические, а, скорее, производственные. Стабильных форм целевой господдержки сельского хозяйства, можно сказать, не было: чтобы что-то получить, надо было приехать в главное управление сельского хозяйства, либо к заместителю главы администрации края по сельскому хозяйству, и что-то попросить, доказательно, аргументированно. Помогут или нет - никто не гарантировал. С теми же проблемами сталкивались и руководители других хозяйств. Я посчитал, что нужна более программная работа, и главное - на законодательном уровне, чтобы полнокровно решать насущные задачи аграрного сектора края.

- Как проходили ваши избирательные компании?

- Считал и до сих пор считаю - самое важное, это встречи с избирателями, рабочими коллективами, просто с людьми. Агитационная печатная продукция, выступления в СМИ - конечно, необходимы, если есть задача, чтобы в короткий срок о тебе узнало как можно большее число людей. Но мы же не утюги-пылесосы продаем: чтобы по-быстрому привлечь внимание, получить желаемое, а дальше «хоть трава не расти». Поэтому важно, чтобы кандидат прошел по своему избирательному округу, встретился с людьми, узнал самые животрепещущие проблемы и определил для себя, что он может для их решения сделать, куда дальше двигаться и об этом уже рассказать будущим избирателям.

Чем больше кандидат пройдет по своему избирательному участку, большим количеством людей встретится, тем больше у него шансов на успех. Человек реагирует прежде всего на личность - как мыслит, излагает свои предложения, действует. При этом в моем характере никогда не было что-то обещать людям, когда я не вижу возможности сразу решить поставленную задачу. Это делать не надо. Нужно откровенно высказать свои мысли, видение проблем. Если вам доверяют и отдадут за вас голоса- тогда уже делом покажите, какие силы вкладываете в решение тех или иных задач, идите к этому целеустремленно и настойчиво. А быть голословным - не надо.

- Были ли встречи, после которых Вы чувствовали досаду, вопросы на которых Вас ставили в тупик... Как Вы реагируете на такие моменты?

- Конечно, были, и вопросы, которые ставили в тупик, и неприятные возгласы в спину, и необоснованные обвинения, и необходимость отвечать за решения, к которым лично ты не имеешь никакого отношения. Понимаете, человеку ведь все равно, какой уровень власти или ее ветвь (законодательную или исполнительную) ты представляешь, в любом случае ты - власть, и ты должен отвечать перед людьми, быть готовым к любым вопросам, и уметь дать не только аргументированный ответ, но и держать свои эмоции в узде. Это я и пытался всегда делать. И при этом - надо говорить людям правду. Горькую ли, сладкую - но правду. Повторюсь, я никогда не принадлежал к популистски настроенным политикам, и это мое жизненное кредо, если хотите.

- Если сравнить эти пять созывов - какими они были? Что поменялось за эти годы?

- Менялась ситуация в стране, и мы помним, допустим, 90 е годы, массовые невыплаты заработной платы, тяжелую экономическую ситуацию. Этот эмоциональный накал неудовлетворенности, взаимных претензий, острых проблем естественно был во всех сферах жизни, и в политической особенно. Сейчас ситуация другая.

Все мы смотрим телевидение, следим за новостями в стране и мире, научились сравнивать цифры и факты. Конечно, когда люди видят отставание региона по уровню доходов населения - возникает болезненная реакция. Но при этом люди не могут не замечать и то хорошее, что сегодня делается в городах и селах: строятся современные школы, детские сады, асфальтируются дороги... Словом, разное время диктует разные социальные ситуации, но неименным остается вполне понятное желание людей жить комфортно и спокойно сейчас, в данный момент. И потому всегда были, есть и будут вопросы к политикам, законодателям в этом смысле.

 «Депутат - это профессия»

- Вы прошли путь от механика до директора крупного хозяйства. Стаж опытного управленца - так ли он необходим руководителю АКЗС? Или важнее другие качества? Если да, то какие?

- Конечно, управленческий опыт сложно переоценить. Он прежде всего учит правильно выстраивать взаимоотношения с людьми. Тем более, если попадаешь в кризисное время... Будучи директором совхоза, я испытал на себе переход в систему рыночной экономики. Помните, тогда массово закрывались предприятия, бастовали работники. В нашем павловском хозяйстве мы не только выжили, но и не сократили ни одного гектара пахотной земли, ни один человек не уволился из хозяйства. Не было ни одного месяца, чтобы мы не выплачивали заработную плату. Более того, мы продолжали строить жилье и производственные объекты, асфальтировать дороги. Правда для этого приходилось принимать нестандартные решения. Рисковали, выжидали варианты более выгодной реализации продукции. И мы справились. Поднялись даже - за счет мобилизации и серьезной модернизации производства, прежде всего. Я тогда очень много ездил сам и возил специалистов за опытом - в частности, в Ленинградскую область, по Сибири. В результате, когда я принимал хозяйство, средний надой на фуражную корову был 2400 кг, сдавал в 2004 году - доили почти 7 000.

По поводу качеств личности - тут Вы попали в точку, главное, что я для себя вынес, еще работая директором совхоза: не важно, в какой отрасли ты руководитель и какого ранга, главное - всегда и во всем оставаться человеком. Хочет ли твой подчиненный работать, не хочет, разгильдяй он или передовик - прежде чем вынести в отношении него решение, хорошенько подумай. По возможности загляни в его жизненные обстоятельства, попытайся понять истоки тех или иных настроений, поступков. А уж потом действуй. Ровно то же относится и к политикам: это очень ценно, быть человечным.

Так что опыт управленца для нынешней работы - безусловно, необходим. Для депутата любого уровня и сегодня важным остается умение слышать людей и доносить до органов власти доверенные тебе проблемы, последовательно отстаивать их, предлагать пути решения.

С точки зрения личного опыта могу сказать, что депутат - это, конечно, профессия. Причем один созыв не дает человеку сформировать и сполна проявить все необходимые профессиональные качества. Они тем выше, чем больше лет он работает, допустим, в краевом парламенте. Ведь кроме опыта управленца нужна еще школа политическая, законотворческая школа. Поэтому когда человека на округе выбрали не один созыв - это хороший результат и для него, и для округа. Если же человеком движет цель сохранить статус депутата только из личных мотивов, нет желания проявлять активность, нет никакого прогресса - а такое тоже бывает, к сожалению - с такими нужно расставаться.

- Александр Алексеевич, в первый созыв Вашей работы в АКЗС Вы занимаете пост заместителя председателя комитета по агропромышленному комплексу и природопользованию, три следующих - председателя комитета по бюджету - одного из самых сложных участков... В пятый - Вам предлагают возглавить весь парламент. Как Вам дались эти решения, просто ли было их принимать?

- Когда на тот момент спикер АКЗС Александр Назарчук сказал, что есть предложение выдвинуть меня на председателя комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике - это явилось для меня неожиданностью. Не самый простой участок, да. Однако посоветовался с коллективом, отцом (главный мой по жизни советчик, пока был жив - он в свое время тоже руководил крупным предприятием) - и я, долго не сомневаясь, согласился. Председателем АКЗС - также, в общем, особо не раздумывал. Во-первых, был уже опыт работы и в производстве, и - вполне достаточный - в законодательной сфере. Во-вторых, я никогда не боялся новых знаний, опыта, направлений. Моя судьба - тому подтверждение. По специальности - инженер автомобильного транспорта, горожанин от роду - я 15 лет отработал в агропромышленном комплексе. Самое главное, чтобы вокруг тебя были понимающие люди, единомышленники, и - твое желание учиться, получать новые знания. Не стесняться спрашивать, просить совета. К примеру, большую консультативную помощь мне на посту председателя бюджетного комитета оказал Владимир Геннадьевич Притупов, сильнейший в крае финансист, много лет возглавлявший соответствующий профильный комитет. Столь же благодарные слова я бы адресовал Александру Григорьевичу Назарчуку, Борису Владимировичу Ларину, другим моим товарищам.

«Мы - разные, но вместе мы - парламент»

В октябре Вы стали председателем АКЗС, а уже в декабре - Вас избрали секретарем отделения партии «Единая Россия» Насколько совместимы два этих поста? Нет ли тут противоречия?

- Начнем с того, что это двойная ответственность - отвечать перед людьми и как председатель регионального парламента, и как руководитель местного отделения правящей партии. Что касается противоречия... Алтайский край не первый, есть не мало примеров, когда должность спикера парламента и секретаря регионального отделения партии совмещаются. И потом - любая правящая партия имеет право поставить своего лидера во главе - на этот счет существует мировая практика. Другое дело, что я не должен опираться на лидерство партии внутри законодательного собрания. Поэтому я немного переформатировал свою работу в этой части и исхожу из того, что все четыре руководителя фракций равнозначны, все имеют право на свою точку зрения, потому что за каждой из партий стоят люди, которые их выбрали. Мы - единая команда, парламент, работа которого строится и на профессионализме депутатов, и на различиях политических взглядов. Другое дело, чтобы дискуссия, поиск необходимых решений были не декларативными, а конструктивными и реалистичными. О пустых обещаниях мы уже говорили немного раньше. Пользы от них жителям края ровным счетом никакой.

«Наш край был пионером»

- В этом году по предложению губернатора Виктора Томенко полномочия АКЗС были расширены: теперь, к примеру, назначения должностных лиц, договоры о сотрудничестве с другими регионами должны утверждаться законодательной властью региона. Как Вы расцениваете этот шаг?

- Когда Виктор Петрович Томенко приехал в наш регион, одна из первых встреч была со мной, как спикером краевого парламента. Мы долго говорили о сегодняшней ситуации в крае, людях и власти. Я тогда отметил и сейчас подтверждаю - Томенко - человек, который много слушает. И умеет слышать. Уважает инициативу. Это новый формат отношений внутри власти, ориентированный именно на коллегиальную, командную работу. Тогда, в нашу первую встречу, мы договорились о таком формате взаимоотношения региональных правительства и парламента. И дополнительные полномочия, которыми губернатор предложил наделить АКЗС, считаю логичными, правильными.

Если вы проследите все, что произошло в законотворчестве края за минувший год, какие решения и как принимались, то заметите, что все документы, которые готовятся - начиная от постановлений, законов до государственных программ - готовятся совместно. Да, у краевого парламента есть функции контроля за исполнительной властью, но все-таки главное, когда обе ветви власти вместе отвечают за все процессы в регионе. И наша общая работа направлена на то, чтобы принимались взвешенные, продуманные решения, направленные на улучшение жизни каждого конкретного человека и региона в целом.

- За эти годы с Вашим непосредственным участием было принято много краевых законов. Можете назвать один-два, работа над которыми была самой фундаментальной, значимой лично для вас?

- В 2005-м году мы первые в стране приняли закон о поддержке агропромышленного комплекса, где заложили норму: не менее 6 процентов от расходных обязательств региона направлять на поддержку сельского хозяйства. Алтайский край стал пионером в этом смысле. Тогда это была впервые гарантированная ежегодная помощь аграрному сектору, нашим сельхозпредприятиям. И до сих пор мы это соблюдаем, и направляем на поддержку АПК даже гораздо большие средства.

В этом ряду могу назвать и наше законодательство о мерах соцподдержки, принятое в результате монетизации льгот, другие социально ориентированные законы - надо отдать должное Ирине Валентиновне Солнцевой, Александру Федоровичу Лазареву, другим депутатам АКЗС, которые тщательнейшим образом прорабатывали эти законопроекты. Это и многие краевые законы, принятые в развитие 131-го федерального закона о местном самоуправлении, (большую работу сразу после принятия этого закона проделал Игорь Бениаминович Вольфсон, а сегодня ее продолжает Борис Александрович Трофимов). Можно перечислить и недавние значимые законы - «о тишине», о туризме, мерах социальной поддержки для предпенсионеров, квотировании рабочих мест для инвалидов... Но есть и масса вопросов, над которыми предстоит еще поработать. Это и такие отдельные темы как, например, предоставление жилья детям-сиротам, реализация нашего законодательства в части благоустройства, обращения с безнадзорными животными, и более общие проблемы: стимулирование инвестиций, создание условий для успешной реализации нацпроектов... И самая главная, самая масштабная задача, над которой мы должны работать в унисон с краевым правительством: увеличение доходов жителей региона, повышение качества жизни в регионе.

 

 

Подготовила Оксана Шильреф


02.09.2019 Теги: 80 лет представительной власти, А.А. Романенко

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Апрель 2006

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 01 02
03 04 05 06 07 08 09
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30