• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Первый председатель АКЗС Александр Суриков – о том, как работал первый в новой истории созыв краевого парламента

Первый председатель краевого Законодательного Собрания рассказал о наказах избирателей, противостоянии с исполнительной властью и о том, чего не хватает сегодняшним депутатам.

Газета «Алтайская правда» начинает серию интервью с руководителями Законодательного Собрания разных созывов. В этом году исполняется 80 лет с момента создания краевого Совета депутатов трудящихся. Свой нынешний статус парламент приобрел именно в начале 90-х годов. Тогда произошел переход исполнительной власти региона в руки главы администрации, а представительной - к Законодательному Собранию.

По решению краевого Совета народных депутатов 4 марта 1994 года состоялись выборы нового органа государственной власти. Первый состав депутатов в соответствии с Временным положением об Алтайском краевом Законодательном Собрании избирался всего на два года. Его председателем стал Александр Суриков.

- Александр Александрович, вы избирались по одномандатному округу, который включал в себя Чарышский, Усть-Пристанский и Усть-Калманский районы. Почему выдвигались именно там?

- Территория хорошо мне знакома, ведь долгое время работал в Алейске - трудился начальником дорожно-строительного управления. Здесь строил важнейшие инфраструктурные объекты: мосты и дороги. Они, кстати, возводились именно по наказам людей. Это была своеобразная форма отчета депутата перед избирателями. В частности, ко мне поступало много просьб по благоустройству Алейска, строительству дорог и мостов в районах. Тогда каждый депутат пытался помочь и направить на реализацию наказов деньги из бюджетов разных уровней.

Все пожелания избирателей в обязательном порядке регистрировались. Потом выпускался специальный документ о принятых наказах и депутат должен был, посещая свой округ с отчетом, докладывать людям об их исполнении. По сути, эта работа являлась мерилом всей нашей деятельности.

- Вы баллотировались в депутаты в довольно сложные времена. Какие аргументы приводили людям, чтобы они отдавали свой голос за вас?

- После старта избирательной кампании в 1994 году я начал ездить по округу и встречаться с людьми. Никогда никого не агитировал голосовать за меня, а просто рассказывал, кто такой, что собираюсь делать. Я ведь был депутатом еще с советских времен - с 1977 года. Мне люди доверяли. Видимо, поэтому и избирали депутатом много раз.

- Многие помнят ваше противостояние с исполнительной властью...

- Тогда нужно было удержать ситуацию хотя бы на имеющемся уровне, не допустить дальнейшего развала экономики в регионе. Во-вторых, попытаться убедить людей в том, что жизнь может стать лучше.

Думаю, жители избирали депутатов с надеждой на то, что они смогут противостоять исполнительной власти, которая назначалась решением сверху и только лишь исполняла озвученные команды. Мы же колесили по краю. Приезжаешь в район - а там клуб набит людьми до отказа. Все кричат: зарплаты не выплачивают, пенсий нет! Аргумент был: власть некомпетентна, переломить ее пока невозможно, но будем делать все, чтобы эта власть либо ушла, либо начала работать на благо людей.

Я говорил тогда и повторяю сейчас: в то время представители исполнительной власти умели только бумагу в руках держать. Считали второстепенным развитие экономики. В итоге все это закончилось дефолтом в 1998 году.

- В чем заключалась главная задача Законодательного Собрания?

- Отсутствие необходимой нормативной базы, которая закрепляла новый объем полномочий краевого парламента, предопределило основные направления его работы в этот период. Во-первых, нужно было принимать Устав региона. Именно он стал нашим главным документом. В первоначальной редакции полномочия законодательного органа были достаточно весомые, в частности, по собственности. Глава администрации не имел права распоряжаться имуществом края без согласования с парламентом. Он мог совершить сделку до 500 минимальных размеров оплаты труда и после этого согласовать ее с законодателями. На все, что выше, обязан был получить разрешение заранее.

В проекте Устава мы предлагали избирать руководителя края депутатами по согласованию с президентом. Но этот пункт администрацией главы государства был оспорен. Мы не пришли к общему мнению. Федерация настаивала на всенародных выборах. Дело дошло до Конституционного суда, и он принял решение, предлагаемое администрацией президента. В итоге выборы главы администрации Алтайского края прошли в 1996 году, на которых я одержал победу.

Но, как мы все помним, через девять лет губернаторы стали назначаться. Президент выдвигал кандидатуру, депутаты утверждали. Наше предложение тогда было все-таки оправданным.

Второй важнейший законопроект касался приватизации имущества. Мы не претендовали на оборонно-промышленный комплекс, не посчитали нужным вмешиваться в большую энергетику. Оставили все это за федеральным центром. А остальное отнесли к краевой собственности. Соответствующий документ направили в Правительство России. В установленный срок - три месяца - нам ничего не ответили, и он вступил в силу. Я полностью уверен в том, что благодаря закону приватизация после 1994 года прошла более разумно.

- Назовите коллег, с которыми вам нравилось работать.

- Нынешний глава Заринска Иван Терешкин, бывший председатель Законодательного Собрания Александр Назарчук и действующий руководитель краевого парламента Александр Романенко. Это толковые люди, прошедшие достойную производственную школу, хорошо делающие свою работу и знающие, как общаться с народом. Тогда таких было большинство.

Кстати, в первом созыве не запрещалось совмещать должность главы района с депутатской деятельностью. Многие так и делали. На мой взгляд, это не просто не мешало, а, наоборот, укрепляло власть. Глава района и депутат в одном лице мог интересы своей территории отстаивать более весомо. С такими полномочиями было проще работать с краевыми структурами, решая вопросы муниципалитетов.

 - Кстати, хотелось бы спросить про бюджет. Как тогда проходило его утверждение?

- Повестки сессии были тяжелыми. Объемы новой информации порой становились колоссальными. Все нужно было адаптировать к региональной составляющей. Мы регулярно сталкивались с жуткой нищетой бюджета. Конечно, денег всегда не хватает. Но тогда это чувствовалось особенно. Нам приходилось утверждать бюджет, который был почти в три раза меньше по сравнению с советским. Ведь экономика была просто несравнима с уровнем прежних лет. Безусловно, принимался документ с накалом. Собирались согласительные комиссии, приглашались общественники. Первый приоритет - выплата зарплаты, второй - подготовка к зиме. К сожалению, иногда приходилось выбирать...

- На ваш взгляд, чего недостает сегодняшней законодательной власти?

- Мне кажется, не хватает более жесткой позиции, своего мнения насчет положения дел в регионе и более защищенного положения общества. Законодательная власть в 1990 годы имела большую силу, чем сейчас. В те годы мы могли решать на уровне Правительства России хозяйственные вопросы края.

Все мы понимаем, что нужно повышать уровень жизни людей. Депутатам здесь тоже необходимо сыграть свою роль. Должны ли они как-то измениться? Я думаю, они сами по себе изменятся, если будут немного ближе к своему избирателю.

Фото: Андрей Каспришин

03.06.2019 Теги: 80 лет представительной власти, А.А. Суриков

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Октябрь 2023

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05