Комментарий к проекту постановления АКЗС об изменениях в постановление «Об утверждении порядка получения государственными гражданскими служащими АКЗС разрешения представителя нанимателя на участие в управлении НКО»
Предлагаемый проект постановления Алтайского краевого Законодательного Собрания «О внесении изменения в пункт 2 приложения к постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 февраля 2018 года № 49 «Об утверждении порядка получения государственными гражданскими служащими Алтайского краевого Законодательного Собрания разрешения представителя нанимателя на участие в управлении некоммерческими организациями» подготовлен в связи с динамикой федерального законодательства. До 31 октября 2018 года, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным служащим было предоставлено право участвовать в управлении профсоюзом в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав коллегиального органа управления только с разрешения представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа (постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 февраля 2018 года № 49 «Об утверждении порядка получения государственными гражданскими служащими Алтайского краевого Законодательного Собрания разрешения представителя нанимателя на участие в управлении некоммерческими организациями»). Данные нормы вступили в противоречие не только с частью 1 статьи 30 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует свободу деятельности общественных объединений, но и с рядом международных правовых актов, в частности: Международным Пактом об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966 года), который в статье 8 гарантирует профессиональным союзам право функционировать беспрепятственно без каких-либо ограничений; Конвенцией МОТ № 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (1948 года), которая предоставила право организации трудящихся и предпринимателей вырабатывать свои уставы и административные регламенты, свободно выбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельность и формулировать свою программу действий (часть 1 статьи 3). Согласно части 2 статьи 3 указанной Конвенции государственные власти воздерживаются от всякого вмешательства, способного ограничить это право или воспрепятствовать его законному осуществлению; Конвенцией МОТ № 151 (ратифицирована в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 176-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе (Конвенции № 151)»), в статье 5 которой указано, что организации государственных служащих пользуются полной независимостью от государственных органов власти, а также пользуются надлежащей защитой против любых актов вмешательства со стороны государственных органов власти в их создание, деятельность или управление ими, а действия, имеющие целью способствовать учреждению организаций государственных служащих под господством государственного органа власти или поддерживать организации государственных служащих путем их финансирования или другим путем, с тем чтобы поставить такие организации под контроль государственного органа власти, рассматриваются как акты вмешательства в смысле настоящей статьи. 30 октября 2018 года Федеральным законом № 382-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были устранены вышеуказанные противоречия. Таким образом, пункт 2 приложения к постановлению Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28 февраля 2018 года № 49 «Об утверждении порядка получения государственными гражданскими служащими Алтайского краевого Законодательного Собрания разрешения представителя нанимателя на участие в управлении некоммерческими организациями» также подлежит корректировке, которая позволит государственным гражданским служащим Алтайского краевого Законодательного Собрания участвовать в управлении профсоюзом в качестве единоличного исполнительного органа или входить в состав коллегиального органа управления на безвозмездной основе без разрешения представителя нанимателя (работодателя). Председатель комитета по правовой политике А.Г. Осипов |
18.12.2018