Сергей Серов: Нужно изменить правила лесопользования, чтобы обезопасить ленточный бор
В связи с появлением новых лесоперерабатывающих предприятий в Алтайском крае депутатам АКЗС поступают обращения, в которых жители региона беспокоятся о сохранности ленточного бора. По их опасениям, он может стать основным источником сырья. Заместитель председателя АЗКС - председатель комитета краевого парламента по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов рассказал о работе депутатов, направленной на предупреждение такого развития событий и сохранение уникального леса. - Главная задача АКЗС состоит не в оценке законности действий всех структур, предприятий и граждан, имеющих отношение к использованию и возобновлению природных ресурсов, а в создании эффективной и логичной правовой базы. Наши законы должны помогать сохранять баланс между бизнесом, который использует природные богатства (и при этом дает рабочие места, налоги и товары), и восстановлением, сохранением этих богатств для потомков. И в случае с ленточным бором вторая чаша весов, по моему мнению, и со мной солидарны многие мои коллеги, должна всегда перевешивать. Я не буду говорить о его уникальности и важности. Люди, интересующиеся темой, знают это и так. Как член депутатского корпуса и председатель профильного комитета, я бы хотел рассказать о том, какие шаги краевой парламент предпринимает, чтобы наш бор сохранить. Для этого необходимо принятие нескольких решений на федеральном уровне. Напомню, до вступления в силу Лесного кодекса ленточные боры относились к категории «Особо ценные лесные массивы», где запрещались рубки главного пользования (хозяйственные рубки). С вступлением в силу нового Лесного кодекса ленточные боры стали классом ниже и в них стали разрешены хозяйственные рубки, объем которых достигает более 1,7 млн куб.м. в год (из них 1,2 млн куб.м. хвойной древесины). Первое предложение комитета АКЗС, которое, к слову, устно поддержал руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) Иван Владимирович Валентик в июле в ходе Лесного форума в АКЗС, касается возвращения статуса «Особо ценные лесные массивы» ленточным борам. Это иной статус охраны, и мы считаем, что он поможет снизить объемы заготовки хвойной древесины. Соответствующее предложение мы направили в Государственную Думу, - поделился Сергей Серов. - Второе наше предложение касается изменений в Приказ Рослесхоза «Об установлении возраста рубок». Сегодня возраст деревьев, предназначенных для рубки сосны в ленточных борах, составляет 100 лет. Мы предлагаем увеличить его до 121-140 лет. Есть предложения и по предупреждению нарушений лесного законодательства. Мы предлагаем внести изменения в действующие редакции статей 260 и 158 Уголовного кодекса РФ и ужесточить меру наказания за неоднократное совершение таких преступлений, - подчеркнул вице-спикер Заксобрания. По мнению Сергея Серова, действующие санкции статей 260 (незаконная рубка) и 158 (кража сухостойной древесины) Уголовного кодекса РФ настолько лояльны, что в большинстве случаев не останавливают потенциального нарушителя от совершения преступления. Мера наказания не соответствует общественной опасности и размеру причиненного окружающей среде вреда. Таким образом, главная цель уголовного преследования - предотвращение преступлений, в том числе фактов рецидива - на практике не достигается. В этих статьях меру наказания нужно ужесточить. - Другим изменением нужно выбить из рук преступников один из защитных инструментов. Мы предлагаем Госдуме установить административную ответственность в отношении собственников лесозаготовительной техники, которые не обеспечили мер по контролю за их использованием другими лицами. В настоящее время такая санкция на практике не действует, так как Конституционный суд признал незаконной конфискацию техники у номинальных владельцев, которые, казалось бы, и не при чем, ведь они не были привлечены к ответственности за незаконную рубку. Пользуясь данной лазейкой, организованные преступные группы при незаконной заготовке древесины или ее транспортировке используют технику, которая по документам оформлена на других лиц. В результате, когда они попадаются, вся техника возвращается тому собственнику, на которого оформлена. Мы предлагаем наказывать всю цепочку, - рассказал председатель комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию. - Еще одним важным дополнением может стать обязанность арендатора лесных участков охранять их от незаконных рубок и других нарушений на вверенной территории. По отдельным направлениям уже есть подвижки. В июле приняты изменения в Лесной кодекс, согласно которым лесопользователи обязаны восстанавливать леса ровно в том же объеме, что и вырубили. Наш комитет также поддерживал эту идею на стадии обсуждения. Председатель аграрного комитета поделился, что перспективы удачного принятия инициатив несколько осложняется тем, что в данных изменениях заинтересован практически один только Алтайский край. - Тут уникальность ленточного бора играет против нас, - добавил Сергей Серов. - Но так уж складывается практика прохождения региональных инициатив на федеральный уровень - вероятность сделать это быстро не так велика, как нам хотелось бы. Но мы будем всеми возможными способами ускорять процесс и хотим в ближайшее время вынести на заседание комитета АКЗС вопрос о направлении обращения к депутатам Государственной Думы, а также в Минприроды России о поддержке наших предложений. Также мы будем активно работать с федеральными коллегами - депутатами, избранными от Алтайского края, и сенаторами от региона. Думаю, что сохранить ленточный бор Алтайского края можно только изменив всеобщие правила лесопользования, - заключил Сергей Серов. |
08.11.2018 Теги: С.Н. Серов, лес, ленточный бор