• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Муниципалитеты Алтайского края обяжут разработать правила выпаса скота

Профильные комитеты АКЗС окажут методическую помощь в разработке единообразных требований к выпасу скота.

Выездное заседание комитетов АКЗС по аграрной политике и природопользованию, по местному самоуправлению, по правовой политике и фракции «Единая Россия» прошло 24 мая в с. Шелаболиха. Оно было посвящено правовому регулированию выпаса скота в муниципальных образованиях Алтайского края. В нем приняли участие депутаты профильных комитетов, должностные лица правоохранительных органов, краевых министерств и ведомств, главы районов и сельских советов Каменской группы районов.

Как пояснил заместитель председателя АКЗС - председатель комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов, Шелаболихинский район был выбран для проведения выездного заседания, поскольку здесь четко организована работа по выпасу скота. В Шелаболихинском районе сохранены коллективные хозяйства и, соответственно, развиты личные подсобные хозяйства (по количеству голов КРС район - второй в крае).

В своем докладе заместитель председателя АКЗС подчеркнул, что Алтайский край занимает одну из лидирующих позиций в Российской Федерации по разведению крупного рогатого скота. По оперативным данным на 1 января 2018 года, в регионе насчитывается 810,2 тысяч голов КРС, из них в хозяйствах населения - 366,9 тысяч голов. «В условиях рыночной экономики развитие личных подсобных хозяйств граждан продолжает оставаться не только источником продуктов питания, но и важным источником денежных доходов сельского населения», - подчеркнул Сергей Серов.

Вопросы порядка и норм содержания сельскохозяйственных животных и птицы в личном подсобном хозяйстве на приусадебном земельном участке в настоящее время частично урегулированы федеральным законодательством: федеральными законами «О личном подсобном хозяйстве», «О ветеринарии»; ветеринарными правилами содержания животных и птиц, санитарными правилами; законами Алтайского края «О государственной поддержке личных подсобных хозяйств, занятых производством сельскохозяйственной продукции» и «О ветеринарии». При этом в соответствии с Земельным кодексом РФ все землевладельцы при использовании земельных участков обязаны соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Заместитель председателя АКЗС напомнил, что в феврале 2018 года в первом чтении был принят проект краевого закона «О содержании правил благоустройства территории муниципального образования в Алтайском крае». Документ расширяет перечень вопросов, которые могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципального образования, включая вопросы содержания и выпаса сельскохозяйственных животных и домашней птицы. Во втором чтении он будет рассмотрен на майской сессии АКЗС.

«На местном уровне вопросами организации пастьбы скота занимаются главы сельских поселений, муниципальных образований. Они проводят сходы граждан, заключают договоры с владельцами скота, пастухами, определяют цены, маршруты прогона, графики, места пастьбы и сбора. Владельцы домашнего скота обязаны сопровождать домашний скот до места сбора стада и передать пастуху, а также встречать домашний скот с пастбища в вечернее время», - сообщил Сергей Серов.

О муниципальных правовых актах, регулирующих порядок выпаса сельскохозяйственных животных и домашней птицы в муниципальных образованиях региона рассказал заместитель председателя комитета АКЗС по местному самоуправлению Иван Мордовин. Он отметил, что вопрос правового регулирования выпаса скота и содержания сельскохозяйственных животных ранее не имел единообразного регулирования и в каждом населенном пункте решался по-разному, порою даже в пределах одного района.

Так, в ряде муниципалитетов вопросы данная тема регулировалась правилами содержания домашних животных и птиц. «В 2018 году данные правила были признаны утратившими силу в связи с принятием краевого закона «О содержании и защите домашних животных на территории Алтайского края», - рассказал Иван Мордовин. - «Но дело в том, что в указанных правилах зачастую домашними животными наряду с собаками и кошками считались и все группы сельскохозяйственных животных - крупный и мелкий рогатый скот, лошади, свиньи. Действие же краевого закона на сельскохозяйственных животных не распространяется, и в настоящий момент в этих муниципальных образованиях вопрос никак не урегулирован. Такая ситуация сложилась в Завьяловском, Каменском, Тальменском районах».

По словам заместителя председателя комитета, часть муниципальных образований пошли по другому пути. Отменив старые правила, они включили вопросы организации выпаса скота отдельным разделом в Правила благоустройства территории муниципального образования. В качестве примера муниципалитетов, у которых нет пробела в правовом регулировании этого вопроса, Иван Мордовин привел сельсоветы Баевского, Зонального и Смоленского районов. Есть и муниципальные образования, которые изначально включили вопросы порядка выпаса скота в Правила благоустройства (например, ряд сельсоветов Ключевского, Краснощековского, Немецкого национального районов). Также в ряде районов и городов Алтайского края применяются и другие способы правового регулирования вопросов выпаса скота - с помощью отдельных постановлений.

«В некоторых муниципалитетах края вопрос о выпасе скота с правовой стороны вообще никак не урегулирован. Тем не менее, вопрос выпаса скота и привлечения к административной ответственности за ненадлежащую его организацию стоит очень остро для большинства муниципальных образований нашего региона, - подчеркнул Мордовин. - Законом «О содержании правил благоустройства территории муниципального образования в Алтайском крае», принятом в первом чтении, расширен перечень вопросов, которые могут быть урегулированы правилами благоустройства территории муниципалитета. В этот перечень мы включили и вопрос о порядке выпаса сельскохозяйственных животных и домашней птицы на территориях общего пользования. Поэтому в правилах благоустройства территории поселения данный порядок должен быть урегулирован. В случае, если кто-либо будет этот порядок выпаса нарушать, то к нему можно будет применить соответствующие штрафные санкции».

Председатель комитета АКЗС по правовой политике Андрей Осипов в своем выступлении напомнил, что привлечение к административной ответственности за нарушение выпаса скота возможно по статье 27 «Нарушение правил благоустройства городских округов и иных поселений» закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края». Соответствующий закон будет рассмотрен во втором чтении на майской сессии АКЗС.

Документом предусмотрены такие наказания, как предупреждение и штраф: для граждан - от 500 до 3 000 рублей; для должностных лиц - от 1 000 до 10 000 рублей; для юридических лиц - от 5 000 до 50 000 рублей. Однако ответственность за нарушение выпаса сельскохозяйственных животных и домашней птицы вне специально отведенных для этих целей мест, наступает, если порядок выпаса установлен в муниципальных правовых актах органов местного самоуправления.

Опытом решения вопросов выпаса скота органами местного самоуправления поделился глава Шелаболихинского района Александр Тарасенко. По его словам, все этапы этой работы отражены в соответствующих нормативных актах районного и поселенческого уровней, проводится своевременное информирование населения о порядке выпаса и выделенных для этой цели участках через районную газету и официальный сайт района.

Временно исполняющий обязанности заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Алтайскому краю Дмитрий Рыбка в своем выступлении коснулся проблемных вопросов в профилактике краж скота на территории края. По его словам, основная причина краж - ненадлежащее отношение владельцев скота к сохранности своего имущества. Более 90% краж скота в регионе совершаются у частных лиц, при этом зачастую пастьба украденных животных осуществлялась путем самовыпаса, не в организованном муниципалитетом стаде. По словам Дмитрия Рыбки, органы правопорядка усилили профилактическую работу с населением. Другим способом влияния на владельцев скота может стать вызов на административную комиссию муниципального образования и составление протокола.

Директор КГБУ «Центр сельскохозяйственного консультирования» Сергей Князев рассказал о том, как организована работа по искусственному осеменению скота из личных подсобных хозяйств. Начальник управления ветеринарии Владимир Ведяпин дал обзор эпизоотической ситуации на территории региона и предложил усилить ветеринарный контроль при организации стад.

Заслушав и обсудив выступления, участники выездного заседания решили:

1) рекомендовать органам местного самоуправления:

- включать в правила благоустройства территории муниципального образования раздел о порядке выпаса сельскохозяйственных животных и домашней птицы на территориях общего пользования;

- активизировать деятельность должностных лиц местного самоуправления по составлению протоколов об административных правонарушениях за нарушение порядка выпаса сельскохозяйственных животных и домашней птицы, вне специально отведенных для этих целей мест;

- повысить эффективность работы административных комиссий;

- разработать комплекс мер по повышению эффективности проведения селекционно-племенной работы и воспроизводства стада;

- разработать комплекс мер, направленных на увеличение и улучшение естественных пастбищ, восстановление кормовой базы;

- провести разъяснительную работу с собственниками личных подсобных хозяйств о предоставлении достоверной информации для учета сельскохозяйственных животных и птиц в похозяйственных книгах.

2) рекомендовать комитетам Алтайского краевого Законодательного Собрания по аграрной политике и природопользованию, по местному самоуправлению оказывать методическую помощь органам местного самоуправления для определения единообразных требований к организации выпаса сельскохозяйственных животных и домашней птицы на территории муниципальных образований.


25.05.2018 Теги: А.Г. Осипов, И.И. Мордовин, С.Н. Серов, Шелаболихинский район, сельское хозяйство

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Апрель 2024

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 01 02 03 04 05