Привлечение молодых специалистов в школы обсудили в АКЗС
Сегодня в Алтайском краевом Законодательном Собрании прошел круглый стол на тему «Обеспечение педагогическими кадрами системы образования Алтайского края, проблемы и перспективы». Круглый стол организован комитетом АКЗС по социальной политике совместно с фракцией «Единая Россия» в краевом парламенте. Его участниками стали депутаты Законодательного Собрания, профсоюзные лидеры, представители краевого Министерства образования и науки во главе с руководителем, председатели городских и районных комитетов по образованию, представители высших и средних учебных заведений, директора школ. Открывая работу круглого стола заместитель председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания - председатель комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергей Серов подчеркнул, что повышение статуса работников образования - один из векторов социальной политики государства. Вопрос обеспечения педагогическими кадрами является особо важным для нашего региона в силу его административного устройства. В крае, где половина учащихся проживает в сельской местности и имеется достаточное количество малокомплектных школ, вопрос привлечения молодых специалистов в школу чрезвычайно актуален. Председатель комитета АКЗС по правовой политике Андрей Осипов провел параллели между привлечением в села молодых учителей и врачей. «Если с работниками здравоохранения достаточно серьезные шаги уже предприняты, стоит вспомнить хотя бы программы «Сельский фельдшер» и «Земский доктор», то в отношении учителей хотелось бы подобных подвижек», - отметил депутат. Председатель комитета АКЗС по социальной политике Татьяна Ильюченко подчеркнула: «В Алтайском крае начал работу амбициозный масштабный проект - до 2025 года необходимо перевести все школы региона на работу в одну смену. Где-то будет происходить строительство новых школ и реконструкция старых изношенных зданий, ряд школ в крае уже работают в одну смену. Но какими бы современными не были наши школы, в центре образовательного процесса всегда стоит педагог. Поэтому актуальна не только качественная подготовка будущих учителей. Важно поддержать их в их первых шагах в профессии. Это и закрепление молодых специалистов на местах, и институт наставничества, и меры социальной поддержки. Очень важно, чтобы молодые педагоги не только приходили в школы, но и оставались там работать. Этот вопрос актуален не только для сельских, но и для городских школ». Министр образования и науки края Александр Жидких рассказал присутствующим, что делается в регионе для привлечения и закрепления молодых специалистов в общеобразовательных организациях края. Но сначала он привел некоторые цифры, чтобы показать актуальность данной темы для образования края. По его словам, 20% учителей в алтайских школах - пенсионного возраста, и почти треть вакансий в школах освобождается именно по причине ухода педагогов на заслуженный отдых. Каждый год в крае выпускается чуть более пятисот новых специалистов, а для обеспечения ротации кадров необходимо, чтобы их было около 650. Поэтому важно как привлекать школьников в профессию, так и заинтересовывать выпускников педвузов и педколледжей в работе в школе путем создания дополнительных условий . Среди подобных мер должны быть и улучшение жилищных условий (только 30% педагогических вакансий в 2016 году предусматривали предоставление жилья), единовременные выплаты при трудоустройстве, систему наставничества. Александр Жидких отметил, что хорошо зарекомендовала себя длительная педагогическая практика студентов-старшекурсников. Это позволяет, в случае необходимости, закрыть неожиданно освободившуюся вакансию, знакомит будущих выпускников с работой в школе, показывает ее привлекательные стороны. О том, как построена совместная работа муниципалитетов и Алтайского государственного педагогического университета рассказала ректор вуза Ирина Лазаренко. Она отметила, что с каждым годом увеличивается число обучающихся в вузе по целевому набору. Так, только в 2016 году целевой набор увеличился на четверть по сравнению с предыдущим годом. Она отметила, что договоры, которые заключают будущие учителя со своими муниципалитетами, порой существенно отличаются. Где-то предусмотрена оплата проезда, доплата к стипендии, подъемные, закрепление наставника, в других районах договор не предусматривает ничего, кроме непосредственного трудоустройства. По словам Ирины Лазаренко, все «не прижившиеся» в школах целевики были из тех муниципалитетов, где молодым специалистам никакая поддержка не оказывается. Представители муниципалитетов сделали акцент на том, какие меры привлечения учителей в школы работают на практике и что необходимо улучшить в этой сфере. Так, председатель комитета по образованию администрации Алейского района Галина Скопичевская рассказала о мерах социальной поддержки молодых учителей, которые практикуются в Алейском районе. Для молодых педагогов района предусмотрена повышенная оплата труда: в первый год - 40-процентная прибавка, во второй - 30-процентная, на третий - 20-процентная надбавка. Впервые поступившим на работу педагогам выплачиваются подъемные - единовременная компенсация в размере 15 тысяч рублей. Молодые специалисты обеспечиваются жильем, работает система наставничества. Директор Чернокурьинской средней общеобразовательной школы Мамонтовского района Валентина Фицай рассказала об опыте комплектования кадрами малокомплектной школы. По ее словам, для школы чрезвычайно важна связь с высшими учебными заведениями и педагогическими колледжами, в том числе - подача заявок на обучение конкретных специалистов. Вопрос с поиском ряда специалистов - учителей физики, информатики и английского языка в школе решается с помощью совместительства: в школу приглашаются учителя из других образовательных учреждений, вопрос с подвозом школа решает за свой счет. Одним из самых важных для молодых педагогов является вопрос предоставления жилья. По оценке Валентины Фицай, приобретение в муниципальную собственность жилья для молодых педагогов снимет остроту проблемы. Такую задачу директор Чернокурьинской СОШ предложила включить в проект рекомендаций круглого стола. Директор Барнаульского педагогического колледжа Михали Самолетов сообщил, что при подготовке специалистов более 60% времени в учебной программе уделяется практическим занятиям. Со второго курса студенты еженедельно выходят на педагогическую практику в школы. Колледжи края поддерживают связь с будущими работодателями, в том числе ежегодно согласовывая образовательные программы. Образовательные учреждения края, в свою очередь, информируют колледж о профиле требуемых специалистов.
Заканчивая разговор, вызвавший живой интерес присутствующих и горячее обсуждение, Татьяна Ильюченко подчеркнула, что решить вопрос только в рамках системы образования, в связке вуз-школа, невозможно. Необходимо деятельное участие и заинтересованность муниципалитетов и местных комитетов по образованию, их сотрудничество со школами, поддержка молодых педагогов. По результатам работы круглого стола были приняты рекомендации, с которыми будут ознакомлены все заинтересованные стороны.
|
14.03.2017 Теги: Т.В. Ильюченко, С.Н. Серов, А.Г. Осипов