• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Глава Первомайского района Петр Роккель о разделении полномочий между районом и сельскими поселениями

Глава Первомайского района Петр Роккель о практике передачи отдельных полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципального района и органами местного самоуправления сельских поселений:

- Актуальность рассматриваемой сегодня темы, безусловно, высока, так как позволяет найти пути наиболее эффективного исполнения полномочий по решению вопросов местного значения. Мне лично данная тема близка так, как может никому другому, поскольку я являюсь главой сельсовета и одновременно главой Первомайского района на неосвобожденной основе. Поэтому я вынужден ее рассматривать как с той, так и с другой стороны.

Иной раз бывает не просто решить, какая из этих рубах ближе к телу находится. Сложная финансовая ситуация и проблема обеспечения квалифицированными кадрами, сложившаяся в поселениях района, давно свидетельствует о необходимости некоторых реформаторских преобразований в области местного самоуправления. 136-й ФЗ и изменения в бюджетном кодексе внесли серьезные коррективы в этой области.

Если изменения в бюджетном кодексе не внесли принципиальных изменений в плане наполнения бюджетов органов местного самоуправления, то 136-й ФЗ предоставил очень серьезные возможности подумать и перераспределить полномочия между районом и поселениями наиболее целесообразным образом.

С одной стороны вроде бы логично, что наиболее затратные и технически сложные в исполнении полномочия возложены на уровень муниципальных районов. С другой стороны - исполнение некоторых из них эффективнее все же на уровне поселений. Данная ситуация не один раз и достаточно эмоционально обсуждалась в Первомайском районе и на депутатском уровне и на уровне администраций поселений и района. При этом учитывались и как крайне различные финансовые возможности сельсоветов, так и численный состав от 500 до 7 тыс. человек, и совершенно разная инфраструктура и общий социально-экономический уровень развития сельских поселений.

В результате наиболее значимые полномочия на 2016-й год распределились следующим образом: все 18 сельсоветов передали полномочия контрольно-счетной палате Первомайского района контрольно-счетного органа поселения. Также активно идет процесс централизации бухучета поселений. 15 сельсоветов передали эти полномочия на уровень района. В ближайшее время планируется заключить соглашения с тремя оставшимися сельскими поселениями. Безоговорочно на уровень всех 18-ти поселений переданы полномочия по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, подтвержденных хоть и не большими, но все же финансовыми возможностями. Также переданы часть полномочий в области градостроительства, в области согласования генеральных планов, планов земельных участков и тому подобное на уровень поселения.

К сожалению, единого мнения по осуществлению полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения достичь не удалось. Здесь сказались совершенно разные социально-экономические условия сельсоветов и численность населения, от которой зависит объем финансирования из краевого бюджета.

Для примера приведу свой Жилинский сельсовет, на территории которого находятся три кладбища. Объем финансирования в 2015-м году по данным полномочиям составил из краевого бюджета 6 тыс. руб., то есть 2 тыс. руб. на каждое кладбище. Поэтому особого финансового смысла принимать на себя эти финансовые полномочия вместе с ответственностью в общем-то нет. Те виды работ, которые я запланировал для себя на 2016-й год, я исполню независимо от того будет ли сельсовет наделен этими полномочиями, либо нет. Тем не менее 15 сельсоветов, в том числе и мой, приняли на себя эти полномочия, хотя с экономической точки зрения делать это выгоднее сельсоветам с большей численностью населения.

Полномочия по жилищно-коммунальному хозяйству в 2015-м году делегировались на уровень трех наиболее крупных сельских советов - Боровиха, Санниково, Березовка и трех небольших - Сорочий Лог, Логовской, Северный. Если крупные сельсоветы за счет большого числа абонентов достаточно уверенно прошли отопительный сезон, то Сорочий Лог и Логовской исполнили эти полномочия только за счет сильного оператора ЖКХ в селе Березовка.

Ситуация в Северном сельсовете потребовала срочного вмешательства администрации района, благодаря которой этому сельсовету удалось своевременно подготовиться и войти в отопительный сезон 2015-2016-го годов. Отсюда напрашивается вывод: исполнение полномочий по ЖКХ на уровне поселений возможно только в исключительных случаях на территории крупных сельских советов с большим числом абонентов и исторически сложившейся материально-технической базой. В подавляющем же большинстве исполнение данных полномочий возможно только на уровне муниципального района. Таким образом, на 2016-й год приняли на себя полномочия по ЖКХ 4 крупных сельских совета.

Дорожная деятельность является также крайне важным направлением, от исполнения которого зависит мнение населения как о муниципальной власти, так и о власти в целом. Понятны доводы многих районов, которые делегировали эти полномочия на уровень сельсоветов, аргументирование это решение нахождением администраций на местах. Тем самым предоставляя им возможность наиболее оперативно решать возникающие вопросы. По этому пути пошли и мы в Первомайском районе в 2014-2015-м годах. В результате практика показала, что и в этом вопросе все очень неоднозначно и наличие жалоб от населения это подтверждает.

В крупных сельсоветах, имеющих большую протяженность дорог, соответственно получивших большую сумму денег, имеющих на территории подрядные организации, этих денег хватает и на зимнюю очистку и проведение ремонта в летнее время. В небольших поселениях, зачастую не имеющих на территории соответствующих подрядчиков и вынужденных нанимать технику иной раз в Барнауле или в Новоалтайске, выделенных из дорожного фонда денег часто хватает только на зимнюю очистку. Говорить же о каком-то капитальном ремонте дорог не приходится. Да и само содержании дорог по себестоимости разнится от 3-х до 10-ти тыс. руб. при этом происходит распыление средств дорожного фонда района, остаются не прикрытыми те болевые точки, которые есть в каждом районе. Поэтому в 2016-м году было принято решение о разделении дорожного фонда. 30% дорожного фонда осталось на уровне района, 70% передано на уровень поселений 13-ти сельсоветов, соответственно делегировали часть полномочий. На территории 5-ти сельсоветов районы исполняют эти полномочия в полном объеме.

Анализируя сложившуюся обстановку, а также принимая во внимание совершенно разные социально-экономические возможности сельских поселений в пределах даже одного конкретно взятого Первомайского района, напрашивается вывод о нецелесообразности жесткого закрепления полномочий органов местного самоуправления нормативным актом АКЗС. На сегодняшний день действующая возможность перераспределения полномочий, я считаю, является наиболее выгодной возможностью решения вопросов органов местного самоуправления как района, так и поселения на местах. Надо лишь разумно подойти к этому вопросу.


20.01.2016 Теги: Первомайский район, местное самоуправление

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Апрель 2024

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 01 02 03 04 05