• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Сергей Серов: «Сумма доходов местного бюджета - показатель эффективности использования сельхоз земель»

Представляем вашему внимаю текст доклада председателя комитета АКЗС по аграрной политике и природопользованию Сергея Серова по теме: «О практике установления размера годовой арендной платы за использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (фонда перераспределения) и утверждении коэффициентов, применяемых для расчета размера вышеуказанной арендной платы в муниципальных образованиях Алтайского края», который прозвучал сегодня в ходе Совета по взаимодействию АКЗС с представительными органами муниципальных образований:

- Одним из основных показателей эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена наряду с применением прогрессивных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, применением научно обоснованных систем севооборотов и получением высоких урожаев, является сумма доходов местного бюджета, которую получают ОМСУ муниципальных районов в результате передачи в аренду земель фонда перераспределения площадь которых в крае составляет 2,2 млн. га. Общая сумма арендной платы за фонд перераспределения по краю составляет 660 млн. руб.

Сумма доходов местного бюджета в свою очередь напрямую зависит от ставок арендной платы, устанавливаемых представительными органами местного самоуправления муниципальных районов. Согласно принципу экономической обоснованности, арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.

Должен сказать, что субсидий по несвязанной поддержке сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства в 2015 году было выделено 1 млрд. 186 млн. руб. + 1 млрд. 187 млн. руб. за ЧС. Запланированный объем субсидий по несвязанной поддержке сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства на 2016 год -1 млрд. 360 млн. руб. Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию в 2015 году выросли в 1,5 раза по отношению к 2014 году.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации
от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее - Постановление № 582).

Порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Данная норма права реализована в постановлении Администрации Алтайского края от 24 декабря 2007 года № 603 «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за использование находящихся на территории Алтайского края земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядке, условиях и сроках ее внесения».

Согласно Порядку определения размера арендной платы, установленному Постановлением Администрации Алтайского края, размер арендной платы определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка с применением коэффициентов К, К1, устанавливаемых решением представительного органа муниципального района или городского округа в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и категории арендатора.

A = S x KC x K x K1

A - сумма арендной платы за полный год, руб.

S - общая площадь земельного участка, кв. м;

KC - удельный показатель кадастровой стоимости, руб./кв. м;

K - коэффициент, устанавливаемый в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка;

K1 - коэффициент,  устанавливаемый в зависимости от категории, к которой относятся арендаторы.

Следует отметить, что по вопросу установления размеров арендной платы в 2012 году была сформулирована правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, закрепленная постановлением от 17 апреля 2012 года № 15 837/11. Согласно данной правовой позиции размер арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не может быть выше ставок, установленных постановлением Правительства РФ № 582 для земель федеральной собственности. А это значит, что для земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования ставка арендной платы не должна была превышать 0,6 % от его кадастровой стоимости. То есть для Алтайского края это в среднем всего 126 рублей за 1га пашни.

В связи с Постановлением Президиума высшего арбитражного суда прокуратуры ряда районов Алтайского края в начале 2014 года стали направлять предписания в представительные органы местного самоуправления муниципальных районов с требованием привести в соответствие с 582 постановлением Правительства РФ ставки арендной платы, установленные для земельных участков из фонда перераспределения, передаваемых в аренду без проведения торгов. Это конечно для районов было очень жестоким ударом, тем более что предписания из прокуратуры стали поступать после утверждения бюджетов районов.

Вместе с тем в связи с изменениями федерального законодательства 30 октября 2014 года в 582 постановление Правительства РФ были внесены изменения, согласно которым ставку арендной платы в размере 0,6 % оставили только для земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности. Слова о том, что 0,6 % касаются земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного использования убрали.

Кроме того в 2015 году появилась судебная практика Верховного суда, согласно которой Постановление правительства № 582 распространяется только на земли, находящиеся в федеральной собственности.

Таким образом, у ОМСУ муниципальных районов вновь появилась возможность повысить ставки арендной платы для земельных участков, переданных в аренду без проведения торгов сельскохозяйственным товаропроизводителям.

К сожалению не все ОМСУ при существующем на сегодняшний момент дефиците бюджетов воспользовались представившейся в 2015 году возможностью увеличить их доходную часть.

Но если Шелаболихинский район понять можно - они последние 3 года не увеличивали ставки арендной платы, но у них одна из самых высоких в крае ставок за пашню - 459 руб./га, то совсем не понятна позиция ОМСУ Рубцовского района, которые за последние 3 года увеличивали ставку арендной платы за пашню всего на 63 рубля, это при том, что она у них стала всего 195 руб./га. В то время как в соседних районах арендная плата в разы выше. В Егорьевском районе 455 руб./га, в Змеиногорском районе 345 руб./га, в Поспелихинском районе 290 руб./га.

Топчихинский район 3 года не повышает ставки арендной платы, она у них 201 руб. за 1 га пашни - такая же аренда, к слову сказать, в Ельцовском районе.
В то время как в соседних с Топчихинским районах аренда намного выше:
в Ребрихинском - 403 руб./га, в Калманском 320 руб./га, в Алейском 283 руб./га, Усть-Калманский район имеет арендную плату всего 151 руб. за 1 га пашни. В то время как в соседних с Усть-Калманским районах аренда намного выше: В Усть-Пристаньском 345 руб./га, в Алейском 283 руб./га, в Петропавловском 193 руб./га. Но если в Петропавловском районе финансовое положение относительно нормальное, то в Усть-Калманском районе дефицит бюджета на 2015 год составил 6 млн. 700 тыс. руб. Зато арендная плата за пашню самая низкая среди окружающих районов.

Безусловно, нельзя судить о работе ОМСУ муниципальных районов над увеличением доходной части бюджетов исключительно только по величине арендной плате за 1 га пашни фонда перераспределения. Так никто, конечно, не поставит в упрек Угловскому району тот факт, что у них величина арендной платы всего 60 руб. за 1 га пашни. У них почва - один песок и осадков выпадает за год менее 220 мм. Поэтому урожайность сельскохозяйственных культур не велика и арендную плату с нее большую не возьмешь.

Имеет место быть и такой фактор, что возможность увеличения арендной платы ограничивается не только плохими почвенно-климатическими условиями района, но и низкой платежеспособностью сельскохозяйственных товаропроизводителей, ведущих хозяйственную деятельность на территории муниципального района (при этом почвенно-климатические условия в районе могут быть благоприятными для возделывания сельскохозяйственных культур).

Поэтому в каждом муниципальном районе свои индивидуальные причины низких ставок арендной платы и естественно представительным органам местного самоуправления районов нужно очень аккуратно и продуманно подходить к вопросу увеличения ставок арендной платы.

Им необходимо знать реальную урожайность сельскохозяйственных культур, реальную прибыль, получаемую сельхозтоваропроизводителями с 1 га пашни, и исходя из этих показателей устанавливать ставки арендной платы. Чтобы арендная плата за земли фонда перераспределения была посильной для сельхозтоваропроизводителей и не привела их к банкротству.

Кроме того устанавливаемые ставки арендной платы должны быть дифференцированы и стимулировать развитие животноводства в районе, которое является приоритетным направлением развития сельскохозяйственного производства в Алтайском крае.

В связи с изложенным комитет по аграрной политике и природопользованию предлагает рекомендовать представительным органам местного самоуправления муниципальных районов края:

1) в целях увеличения доходной части бюджетов муниципальных районов рассмотреть вопрос о возможности увеличения ставок арендной платы за земельные участки из земель фонда перераспределения с учетом эффективности их использования;

2) установить для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся животноводством, ставку арендной платы за земельные участки из фонда перераспределения земель в размере не более 70 процентов
от максимальной ставки арендной платы за земельные участки из земель фонда перераспределения.

Ну и для информации назову 10 муниципальных районов у которых самые высокие в крае ставки арендной платы и 10 муниципальных районов у которых самые низкие в крае ставки арендной платы.

Самые высокие ставки арендной платы за пашню:

1

Благовещенский

342

342

475

2

Шелаболиха

459

459

459

3

Завьяловский

415

441

457

4

Егорьевский

446

561

455

5

Павловский

376

418

418

6

Волчихинский

347

347

412

7

Ребрихинский

343

390

403

8

Зональный

400

400

400

9

Мамонтовский

350

350

400

10

Целинный

222

260

394

Самые низкие ставки арендной платы за пашню:

10

Курьинский

127

139

139

9

Табунский

133

133

138

8

Кулундинский

133

133

130

7

Локтевский

154

154

116

6

Алтайский

78

78

109

5

Чарышский

100

106

100

4

Тогульский

89

106

100

3

Славгород

83

76

76

2

Угловский

60

60

60

1

Бурлинский

32

33

33


20.01.2016 Теги: С.Н. Серов, местное самоуправление

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Июль 2024

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
01 02 03 04 05 06 07
08 09 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 01 02 03 04