• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Доклад И.И. Лоора об отмене земель сельхозназначения на заседании Президиума Совета Законодателей 2 октября 2015 года

2 октября в Государственной Думе состоялось заседание Президиума Совета Законодателей. Мероприятие прошло под председательством спикеров Государственной Думы Сергея Нарышкина и Совета Федерации Валентины Матвиенко.

Одним из основных вопросов, который рассмотрел Президиум, стал вопрос об отмене категории земель сельхозназначения. В своем выступлении председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор, возглавляющий также комиссию Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии, высказался категорически против принятия такого решения.

В результате обсуждения его поддержали спикеры других регионов, а также Сергей Нарышкин и Валентина Матвиенко. Председатель Совета Федерации назвала данный законопроект "очень спорным" и "требующим крупномасштабных затратных работ". В результате решением Президиума Совета законодателей было принято решение снять законопроект с рассмотрения.

Приводим текст доклада председателя АКЗС Ивана Лоора в полном объеме:

 

Уважаемые участники заседания!

Прежде всего хочу поблагодарить руководство обеих палат за внимание к заявленному вопросу. Мне пришлось обращаться по данной теме к руководителям обеих палат еще в 2011 году, и благодаря в том числе их поддержке удалось отложить принятие первого варианта законопроекта, совершенно «сырого». А в ходе обсуждения нового законопроекта все парламентарии очень внимательно изучали каждое его положение.

Нововведения, предлагаемые законопроектом, означают, по сути, переворот в земельной политике государства, и не побоюсь сказать, настоящую «земельную революцию». Ведь информация о категории земель содержится в большинстве правоустанавливающих документов на земельные участки, общее количество которых в нашей стране приближается к 50 миллионам!

Последствия принятия закона отразятся не только на земельных отношениях, но и в целом на дальнейшем развитии всей страны.

Учитывая ограниченность во времени, я остановлюсь только на одной категории – землях сельхозназначения, хотя и по землям других категорий было немало вопросов.

Законопроект, как заявляется разработчиками, направлен на совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения зонирования, а также исключения института категорий как способа определения разрешенного использования земельных участков.

Не отрицаю необходимость совершенствования оборота земель. Но у нас нет уверенности в том, что заявленные цели так легко удастся достичь. При этом законопроект содержит в себе и колоссальные риски.

Сегодня в земельном и градостроительном законодательстве существует два института – институт деления земель по целевому назначению на категории и институт территориального зонирования. Разработчики, видимо, полагают, что деление земель на категории – это какой-то ненужный, дублирующий, устаревший институт, от которого якобы можно безболезненно отказаться.

Но данные институты по сути являются совершенно разными. Деление земель по целевому назначению на категории в нашей стране исторически устоялось и применяется без малого 100 лет, и задача такого деления – приоритет охраны земли как основного природного ресурса. В то время как территориальное зонирование рассматривает землю, прежде всего, как территорию возможного освоения и застройки.

Можно много говорить про опыт других государств. Но, во-первых, мы все уже давно убедились, к чему может привести необдуманное заимствование иностранных правовых механизмов. А во-вторых, в ряде европейских стран есть аналоги нашего института категорий земель. В тоже время институт территориального зонирования подвергается значительной критике даже на своей исторической родине – в США.

Многие ученые и практики полагают, что институт категорий земель является вполне работающим и достаточно гибким. И пока не прозвучало однозначных и убедительных доводов о том, что существующий институт категорий земель невозможно усовершенствовать и нужно только исключать вообще.

Могу здесь сказать об опыте Алтайского края. На сегодняшний день в крае нет ни одного гектара брошенных земель. Муниципалитеты активно работают над признанием права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. Все это осуществляется в рамках действующей системы земельных отношений, которая после всех корректировок приобрела завершенные черты и реально работает.

У нас в крае отсутствуют неразрешимые проблемы перевода земель из категории в категорию, а также проблемы изменения разрешенного вида использования. Необходимые переводы проходят тщательную экспертизу муниципалитета и исполнительной власти региона. За 2014 год было переведено более 100 участков из земель сельхозназначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи.

Мы считаем, что действующий механизм в целом позволяет находить баланс между интересами развития региона и задачей сохранения земель.

Среди аргументов в пользу принятия законопроекта приводится необходимость снижения административных барьеров. Но его принятие может привести к еще большим злоупотреблениям: «разбазариванию» земель, спекуляции, коррупции, потери контроля за перераспределением земель со стороны общества и государства.

Кстати, практика зарубежных стран показывает, что территориальное зонирование не препятствует коррупции. И если уж говорить о возможностях для коррупции, то механизм территориального зонирования предполагает широкие полномочия за местными властями. А у нас в стране 23 тысячи муниципалитетов, и проконтролировать их гораздо сложнее, чем 85 субъектов Федерации.

К законопроекту не прилагается расчетов, какие средства потребуются на его реализацию. А ведь очевидно, что потребуются значительные средства для финансирования землеустроительных работ и работ по разработке сельскохозяйственных регламентов. Но никто пока не может назвать объем необходимого финансирования. Только по названным работам звучат оценки – от 30 миллиардов минимум, до астрономической суммы – 200 миллиардов!

Ни двухсот, ни даже тридцати миллиардов лишних в региональных бюджетах нет. Тем более что аграрные регионы, где наибольшая площадь сельхозугодий и наибольшее число земельных участков, как правило, не относятся к числу богатых регионов.

А сэкономить на таких работах не удастся. Я знаю, что на одном из правительственных совещаний прозвучало предложение устанавливать границы территориальных зон не на местности, а на основе картографических материалов. В Алтайском крае есть печальный опыт установления границ земель лесного фонда подобным методом. В результате неточности данного метода произошли многочисленные случаи взаимного пересечения и разрывов границ лесного фонда с границами земель сельхозназначения. Прошло уже 8 лет, а мы до сих исправляем кадастровые ошибки, тратя очень значительные средства.

Еще один момент. Отмена категорий земель может привести к негативным последствиях для муниципалитетов в части собираемости земельного налога, поскольку сегодня кадастровая стоимость устанавливается с учетом категории земли.

Авторы законопроекта заявляют, что предусмотрели охрану и защиту особо ценных земель сельхозназначения. Но эта защита в настоящей редакции законопроекта фактически является декларативной.

Дело в том, что выделение особо ценных земель согласно законопроекту осуществляется за счет их собственников. А собственниками земель у нас, как правило, являются органы местного самоуправления (фонд перераспределения) и собственники земельных долей (пенсионеры), которые просто не в состоянии будут оплатить работу по выделению особо ценных земель.

Кроме того, последние исследования почвенного плодородия сельхозземель проводились в конце 80-х годов прошлого столетия. Прошло 25 лет, очень многое изменилось, свежих данных нет, что выделять-то будем? А на проведение новых исследований по всей России опять-же нужны очень большие деньги.

Уважаемые участники заседания!

Я не идеализирую существующую систему земельных отношений, ее надо совершенствовать. Но совершенствовать, это не значит, что надо разрушить «до основанья» то, что строилось сто лет, и не построить ничего нового, только потому, что на это нет денег.

Тем более, что разработка законопроекта началась еще до того, как Президентом России была поставлена задача по импортозамещению.

Приступив к реализации закона без должного финансового обеспечения, мы затрудним нормальную работу сельхозтоваропроизводителей по выполнению поставленной главой государства задачи обеспечения продовольственной безопасности.

Сегодня у специалистов, у общества, нет уверенности в том, что предлагаемый закон гарантирует сохранность земли как природной ценности. Многие правовые нормы не проработаны. Поэтому принятие законопроекта может разрушить или парализовать систему земельных отношений в стране.

И в тех сложных экономических и геополитических условиях, в которых находится Россия, в тех жесточайших бюджетных ограничениях, в которых оказались регионы, идти на такие радикальные и слабо обоснованные изменения явно не время.


05.10.2015 Теги: И.И. Лоор, Совет законодателей

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Декабрь 2024

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05