В Белокурихе проходит выездное заседание аграрного комитета Совета Федерации
Выездное заседание Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и международная конференция «О проблемах использования и охраны природных ресурсов Алтая и о подготовке проекта федерального закона «Об особо значимых аграрных субъектах РФ» проходит сегодня в г.Белокуриха. В мероприятии принимают участие сенаторы, члены комитета Совета Федерации, руководители региональных представительных органов власти Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской области, а также Удмуртской и Чувашской Республик, депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, руководители органов исполнительной власти и муниципальных образований Алтайского края, руководители предприятий АПК. Масштабно представлена немецкая делегация аграриев проекта «Германо-Российский политический диалог», в составе которой работают начальник отдела продовольствия и сельского хозяйства Посольства ФРГ Конс Юдит, председатель объединения сельхозпроизводителей «Открытые подворья» по совместному маркетингу и сбыту сельхозпродукции Мертенс Франк и другие. В своем вступительном слове председатель АКЗС Иван Лоор отметил: «Одной из целей приезда членов Совета Федерации на Алтай стало продолжение работы над проектом законодательной инициативы Алтайского края «Об особо значимых субъектах Российской Федерации». Я хочу вкратце напомнить о том, как появилась идея законопроекта, и как мы последовательно разрабатывали и продвигали эту инициативу. Впервые инициатива о создании в стране особо значимым аграрных территорий была озвучена Губернатором Алтайского края Александром Богдановичем Карлиным на Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года в присутствии Дмитрия Анатольевича Медведева, тогда кандидата в Президенты. Если говорить кратко, с чем было связано это предложение, выделю два момента. Первое. Наверное, никто не будет спорить с необходимостью увеличения государственной поддержки крестьян. Да, в прошлом году в Алтайском крае на поддержку селян была направлена рекордная сумма - более 6 миллиардов рублей, и мы признательны руководству страны за это. Но можно привести и другие цифры: в последние годы объем импорта продовольствия и сельхозсырья в России находится на уровне триллиона рублей. Например, в 2013 году он по предварительным оценкам составил 37,5 миллиардов долларов. Это примерно в 6 раз больше, чем весь объем господдержки из федерального бюджета. Но нужно не просто повысить объемы средств господдержки села, но и повысить эффективность их использования. В том числе, за счет концентрации средств на прорывных направлениях и в тех регионах, которые фактически обеспечивают продовольственную безопасность страны. Подчеркну, что речь идет не об Алтайском крае, а о целом ряде крупных аграрных территорий. В нашем законопроекте прописано, что конкретные критерии отнесения регионов к особо значимым определяются Правительством. Понятно, что к их числу должны быть отнесены такие регионы, как, например, Оренбургская область - после Алтайского края это второй регион страны по площади пашни - порядка 6 миллионов гектаров. Или один из крупнейших по объему сельхозпроизводства регионов - Республика Татарстан. Вторая сторона проблемы. В распределении средств господдержки сегодня наблюдается определенная несправедливость. В зависимости от бюджетной обеспеченности регионы имеют различные финансовые возможности по поддержке своих сельхозтоваропроизводителей. И аграрные регионы, как правило, не входят в число наиболее финансово обеспеченных территорий. Но механизм федеральной государственной поддержки никак не выделяет регионы, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны. В итоге некоторые промышленные регионы имеют возможность направлять на поддержку АПК дополнительные ресурсы. А аграрные регионы, такие как Алтайский край, с учетом значительного объема производства не могут обеспечить финансирование сельского хозяйства даже на среднероссийском уровне! И еще не надо забывать, что на аграрные регионы ложится дополнительный груз ответственности за развитие социальной сферы села. А мы все понимаем, что буквально по каждому направлению социальной сферы - образование, здравоохранение, культура, расходы в сельской местности всегда будут больше, чем в городах. Именно эти соображения легли в основу инициативы Алтайского края. Содержание инициативы было раскрыто в двух разработанных документах. Законодательная основа представлена в проекте федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях Российской Федерации» (это первоначальное название законопроекта). Причем первая редакция законопроекта была подготовлена не кулуарно, а совместно с учеными Алтайского государственного университета. Конкретные проекты и программные мероприятия в рамках концепции особо значимых аграрных территорий обобщены в проекте «Комплексное развитие Алтайского Приобья. Ряд объектов, предусмотренных этой программой, уже реализуются сейчас, даже в отсутствии федерального закона. Концепция законопроекта и проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» получили поддержку при обсуждении в Министерстве сельского хозяйства, на Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, в профильном комитете Государственной Думы. В 2010 году мне вместе с коллегами-депутатами довелось защищать это проект в Совете Федерации на большом мероприятии с участием профильного комитета верхней палаты, представителей правительства, научного сообщества. И надо сказать, что оценка также была положительной. Хочу отметить, что и в 2010 году, и на протяжении всей нашей работы мы получали серьезную поддержку со стороны профильного «аграрного» комитета Совета Федерации. Представленная сегодня редакция разработана при заинтересованном участии и помощи квалифицированных юристов Совета Федерации. И хочу особо поблагодарить за это председателя комитета, Геннадия Александровича Горбунова и всех его коллег. Документ был рассмотрен и на выездном заседании комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации, которое проходило в Барнауле в 2011 году. Надо признать, что несмотря на в целом положительную оценку инициативы, было высказано и немало замечаний. Кроме того, вы знаете, что в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию были серьезно изменены меры государственной поддержки экономики. Они нашли отражение в новой Госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. Безусловно, мы вынуждены были серьезно переработать инициативу в связи с этими изменениями. В прошлом году в ходе визита в Алтайский край спикера верхней палаты Валентины Ивановны Матвиенко был вновь поставлен вопрос: необходимо вернуться к рассмотрению нашей инициативы. Мне удалось еще раз презентовать основные положения законопроекта перед широким кругом аграрной общественности на пленарном заседании Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия России в ВТО, которое проходило в июле прошлого года в Пятигорске с участием В.И. Матвиенко и министра сельского хозяйства Н.В.Федорова. Буквально в конце апреля мы обсуждали наш проект на заседании комиссии Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии, которую я возглавляю и куда входят председатели законодательных органов 10 регионов. Некоторые из моих коллег, как я уже говорил, сегодня присутствуют в этом зале. Удалось адаптировать все предложенные меры господдержки к условиям ВТО. Но в целом, идеология законопроекта сохранена. И мы надеемся, что благодаря прибытию на Алтай большой группы сенаторов работа над законодательной инициативой выйдет в финальную стадию. И при условии вашей поддержки, уважаемые коллеги, краевое Законодательное Собрание планирует уже на ближайшей июньской сессии внести этот законопроект в Государственную Думу. Уверен, что шансы на прохождение закона есть. Во-первых, действительно проделана огромная подготовительная работа, и нам удалось найти союзников на высоком уровне. А во-вторых, актуальность наших предложений сегодня очевидна каждому. В той напряженной международной ситуации, которую мы все видим, каждый должен понимать, что продовольственная безопасность - это такая же гарантия суверенитета страны, как крепкая армия". |
30.05.2014 Теги: Совет Федерации, И.И. Лоор, Белокуриха