• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

В Белокурихе проходит выездное заседание аграрного комитета Совета Федерации

Выездное заседание Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и международная конференция «О проблемах использования и охраны природных ресурсов Алтая и о подготовке проекта федерального закона «Об особо значимых аграрных субъектах РФ» проходит сегодня в г.Белокуриха.

В мероприятии принимают участие сенаторы, члены комитета Совета Федерации, руководители региональных представительных органов власти Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской области, а также Удмуртской и Чувашской Республик, депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания, руководители органов исполнительной власти и муниципальных образований Алтайского края, руководители предприятий АПК. Масштабно представлена немецкая делегация аграриев проекта «Германо-Российский политический диалог», в составе которой работают начальник отдела продовольствия и сельского хозяйства Посольства ФРГ Конс Юдит, председатель объединения сельхозпроизводителей «Открытые подворья» по совместному маркетингу и сбыту сельхозпродукции Мертенс Франк и другие.

В своем вступительном слове председатель АКЗС Иван Лоор отметил:

«Одной из целей приезда членов Совета Федерации на Алтай стало продолжение работы над проектом законодательной инициативы Алтайского края «Об особо значимых субъектах Российской Федерации».

Я хочу вкратце напомнить о том, как появилась идея законопроекта, и как мы последовательно разрабатывали и продвигали эту инициативу.

Впервые инициатива о создании в стране особо значимым аграрных территорий была озвучена Губернатором Алтайского края Александром Богдановичем Карлиным на Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года в присутствии Дмитрия Анатольевича Медведева, тогда кандидата в Президенты.

Если говорить кратко, с чем было связано это предложение, выделю два момента.

Первое. Наверное, никто не будет спорить с необходимостью увеличения государственной поддержки крестьян.

Да, в прошлом году в Алтайском крае на поддержку селян была направлена рекордная сумма - более 6 миллиардов рублей, и мы признательны руководству страны за это.

Но можно привести и другие цифры: в последние годы объем импорта продовольствия и сельхозсырья в России находится на уровне триллиона рублей. Например, в 2013 году он по предварительным оценкам составил 37,5 миллиардов долларов. Это примерно в 6 раз больше, чем весь объем господдержки из федерального бюджета.

Но нужно не просто повысить объемы средств господдержки села, но и повысить эффективность их использования.

В том числе, за счет концентрации средств на прорывных направлениях и в тех регионах, которые фактически обеспечивают продовольственную безопасность страны.

Подчеркну, что речь идет не об Алтайском крае, а о целом ряде крупных аграрных территорий. В нашем законопроекте прописано, что конкретные критерии отнесения регионов к особо значимым определяются Правительством.

Понятно, что к их числу должны быть отнесены такие регионы, как, например, Оренбургская область - после Алтайского края это второй регион страны по площади пашни - порядка 6 миллионов гектаров. Или один из крупнейших по объему сельхозпроизводства регионов - Республика Татарстан.

Вторая сторона проблемы. В распределении средств господдержки сегодня наблюдается определенная несправедливость.

В зависимости от бюджетной обеспеченности регионы имеют различные финансовые возможности по поддержке своих сельхозтоваропроизводителей.

И аграрные регионы, как правило, не входят в число наиболее финансово обеспеченных территорий.

Но механизм федеральной государственной поддержки никак не выделяет регионы, которые обеспечивают продовольственную безопасность страны.

В итоге некоторые промышленные регионы имеют возможность направлять на поддержку АПК дополнительные ресурсы.

 А аграрные регионы, такие как Алтайский край, с учетом значительного объема производства не могут обеспечить финансирование сельского хозяйства даже на среднероссийском уровне!

И еще не надо забывать, что на аграрные регионы ложится дополнительный груз ответственности за развитие социальной сферы села. А мы все понимаем, что буквально по каждому направлению социальной сферы - образование, здравоохранение, культура, расходы в сельской местности всегда будут больше, чем в городах.

Именно эти соображения легли в основу инициативы Алтайского края.

Содержание инициативы было раскрыто в двух разработанных документах. Законодательная основа представлена в проекте федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях Российской Федерации» (это первоначальное название законопроекта). Причем первая редакция законопроекта была подготовлена не кулуарно, а совместно с учеными Алтайского государственного университета.

Конкретные проекты и программные мероприятия в рамках концепции особо значимых аграрных территорий обобщены в проекте «Комплексное развитие Алтайского Приобья. Ряд объектов, предусмотренных этой программой, уже реализуются сейчас, даже в отсутствии федерального закона.

Концепция законопроекта и проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» получили поддержку при обсуждении в Министерстве сельского хозяйства, на Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, в профильном комитете Государственной Думы.

В 2010 году мне вместе с коллегами-депутатами довелось защищать это проект в Совете Федерации на большом мероприятии с участием профильного комитета верхней палаты, представителей правительства, научного сообщества.  И  надо сказать, что оценка также была положительной.

Хочу отметить, что и в 2010 году, и на протяжении всей нашей работы мы получали серьезную поддержку со стороны профильного «аграрного» комитета Совета Федерации.

Представленная сегодня редакция разработана при заинтересованном участии и помощи квалифицированных юристов Совета Федерации.

И хочу особо поблагодарить за это председателя комитета, Геннадия Александровича Горбунова и всех его коллег.

Документ был рассмотрен и на выездном заседании комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации, которое проходило в Барнауле в 2011 году.

Надо признать, что несмотря на в целом положительную оценку инициативы, было высказано и немало замечаний. Кроме того, вы знаете, что в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию были серьезно изменены меры государственной поддержки экономики. Они нашли отражение в новой Госпрограмме развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.

Безусловно, мы вынуждены были серьезно переработать инициативу в связи с этими изменениями.

В прошлом году в ходе визита в Алтайский край спикера верхней палаты Валентины Ивановны Матвиенко был вновь поставлен вопрос: необходимо вернуться к рассмотрению нашей инициативы.

Мне удалось еще раз презентовать основные положения законопроекта перед широким кругом аграрной общественности на пленарном заседании Временной комиссии Совета Федерации по мониторингу участия России в ВТО, которое проходило в июле прошлого года в  Пятигорске с участием В.И. Матвиенко и министра сельского хозяйства Н.В.Федорова.

Буквально в конце апреля мы обсуждали наш проект на заседании комиссии Совета законодателей по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии, которую я возглавляю и куда входят председатели законодательных органов 10 регионов. Некоторые из моих коллег, как я уже говорил, сегодня присутствуют в этом зале.

 Удалось адаптировать все предложенные меры господдержки к условиям ВТО. Но в целом, идеология законопроекта сохранена.

И мы надеемся, что благодаря прибытию на Алтай большой группы сенаторов работа над законодательной инициативой выйдет в финальную стадию.

И при условии вашей поддержки, уважаемые коллеги, краевое Законодательное Собрание планирует уже на ближайшей июньской сессии внести этот законопроект в Государственную Думу.

Уверен, что шансы на прохождение закона есть. Во-первых, действительно проделана огромная подготовительная работа, и нам удалось найти союзников на высоком уровне.

А во-вторых, актуальность наших предложений сегодня очевидна каждому. В той напряженной международной ситуации, которую мы все видим, каждый должен понимать, что продовольственная безопасность - это такая же гарантия суверенитета страны, как крепкая армия".

Доклад заместителя председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию С. В. Белоусова «Органическое сельское хозяйство - новая экономика алтайского села».


30.05.2014 Теги: Совет Федерации, И.И. Лоор, Белокуриха

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Декабрь 2024

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05