• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Заботы - местные, проблемы - общие

Виктор Красилов, председатель комитета АКЗС по местному самоуправлению рассказал газете "Алтайская правда" о законотворческой деятельности, которой занимался комитет в минувшем году.

- В 2013 году продолжалась начатая ещё в 2007 работа по оптимизации территориальной организации местного самоуправления. В связи с этим краевым Законодательным Собранием было принято 4 закона о преобразовании девяти сельских поселений в трёх муниципальных районах путём их объединения, вносились изменения в краевой закон об административно-территориальном устройстве и некоторые другие.

В стране динамично развивается законодательство, регулирующее в том числе вопросы организации местного самоуправления. Это потребовало от нас внесения изменений в Кодекс Алтайского края о выборах, законы о муниципальной службе и о гарантиях осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления, в некоторые законы о наделении органов МСУ отдельными государственными полномочиями. Всего за 2013 год по вопросам ведения комитета было принято 16 законов Алтайского края, в том числе 5 разрабатывались совместно с другими комитетами.

- Итак, закон принят, вступил в силу. А как он работает? Такие вопросы вас интересуют?

- Безусловно. Более того, в соответствии с федеральными законами и Уставом (Основной закон) Алтайского края мы обязаны осуществлять контроль за исполнением краевых законов. И эти обязанности мы исполняем.

Так, в рамках осуществления контрольных полномочий после принятия закона Алтайского края о старосте сельского населённого пункта комитет спустя год рассмотрел ход его исполнения в Заринском районе.

С этой целью прошло выездное заседание комитета, участие в котором помимо депутатов краевого Законодательного Собрания приняли представители органов местного самоуправления Заринского, Первомайского и Кытмановского районов, работники департамента организации управления администрации Алтайского края, ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края».

По итогам выездного заседания было принято решение оказать необходимую методическую помощь органам местного самоуправления тех поселений Заринского района, на территории которых планируется введение института старост, а также совместно с департаментом организации управления администрации края разработать модельное Положение о старосте сельского населённого пункта.

Всё намеченное было выполнено, и есть заметный результат. Уже в ноябре 2013 года правление ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края» отметило целенаправленную работу главы и администрации Заринского района по выполнению названного закона края. Руководителям муниципальных образований рекомендовали ознакомиться с опытом работы органов местного самоуправления Заринского района и использовать его в своей практической деятельности.

Кроме того, мы дважды проводили выездные заседания комитета в Первомайском районе, где возникали отдельные вопросы, связанные с практической реализацией краевого закона «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния». По их итогам были даны рекомендации органам ЗАГС и органам местного самоуправления, которые позволили устранить возникшие проблемы.

- Часто приходится слышать, что у органов местного самоуправления немало проблем с различными контрольно-надзорными органами. Мало того, что финансовых ресурсов на решение вопросов местного значения недостаточно, так ещё и проверками их замучили.

- Да, такая проблема есть и нас она очень беспокоит. Кое-чего добиться удалось. Еще год назад, 17 января 2013 года, для оказания практической помощи органам местного самоуправления по инициативе нашего комитета состоялось очередное совместное совещание администрации Алтайского края, Алтайского краевого Законодательного Собрания, прокуратуры Алтайского края, ассоциации «Совет муниципальных образований Алтайского края», органов местного самоуправления Алтайского края по теме «Проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления».

В результате было принято решение о создании постоянно действующей межведомственной рабочей группы по координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере местного самоуправления.

Кроме того, участвовавшему в совещании представителю Генеральной прокуратуры Российской Федерации были высказаны пожелания оказать содействие в реализации предложения о внесении дополнений в статью 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». И соответствующий законопроект был внесён в Государственную думу в августе 2013 года, а в декабре принят и с 1 января 2014 года вступил в силу. Теперь координацию деятельности органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы прокуратуры. Плановые проверки проводятся органами госконтроля совместно на основании ежегодного плана, при этом плановая проверка одного и того же органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления проводится не чаще одного раза в два года, а внеплановые проверки могут проводиться только в экстренных случаях.

- В каких еще формах ваш комитет оказывает помощь муниципалитетам?

- Совместно с Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю мы готовим модельные уставы муниципальных образований. Так, на сегодняшний день в помощь муниципалитетам подготовлено 4 варианта модельных уставов для муниципальных районов и 5 - для сельских поселений, которые постоянно поддерживаются в актуальном состоянии.

Представители комитета приняли участие в проведении десяти выездных обучающих семинаров для депутатов представительных органов муниципальных образований и глав поселений.

Один из примеров - заседание совета по взаимодействию Алтайского краевого Законодательного Собрания с представительными органами муниципальных образований, на котором обсуждались вопросы, связанные с реализацией требований Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В частности, речь шла о том, что федеральный закон позволяет размещать информацию о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, на официальном сайте этого муниципального района.

В связи с этим органам местного самоуправления поселений было рекомендовано в I полугодии 2014 года заключить соглашения с соответствующими муниципальными районами о размещении информации о деятельности органов местного самоуправления поселения на официальном сайте муниципального района.

В целях реализации данных рекомендаций комитет разработал модельное Соглашение о размещении общедоступной информации о деятельности органов местного самоуправления поселения на официальном сайте муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и разослал его в муниципальные образования.

- В ноябре прошлого года в городе Суздале прошёл Всероссийский съезд муниципальных образований, на котором много говорили о необходимости дальнейшего реформирования местного самоуправления. Какие-то предложения у комитета в этой связи имеются?

- Кстати, заместитель председателя нашего комитета Стелла Штань являлась делегатом этого съезда и вошла в состав рабочей группы, сформированной для выработки предложений по реализации его решений.

А предложения комитета по местному самоуправлению сводятся к следующему.

Во-первых, считаем необходимым исключить из перечней вопросов местного значения, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы, имеющие общегосударственный или региональный характер либо требующие централизованного подхода (участие в профилактике терроризма и экстремизма, создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб, предоставление участковому уполномоченному полиции и членам его семьи жилого помещения и т.п.).

Во-вторых, полномочия, возлагаемые отраслевыми федеральными законами на органы местного самоуправления и выходящие за пределы вопросов местного значения, необходимо либо делегировать в установленном порядке с передачей соответствующих субвенций, либо изъять из компетенции органов местного самоуправления.

В-третьих, нужно исключить неопределенность в принадлежности полномочий (например, полномочия по оборудованию скотомогильников, отлову и иммунизации безнадзорных животных, организации спецстоянок для хранения задержанных транспортных средств и так далее).

В-четвертых, для эффективного влияния на процессы жизнеобеспечения на местах считаем целесообразным расширить полномочия органов местного самоуправления в сфере муниципального контроля, распоряжения земельными участками и общераспространенными полезными ископаемыми.

И ведь после этого, если помните, в декабре Послание президента РФ В. Путина впервые началось именно с проблем местного самоуправления. И это - во многом результат активной работы законодателей, исполнительной власти, муниципального сообщества и общественных структур, в том числе и всех тех, кто принимал участие в этом съезде.

- И в заключение несколько слов о том, как строятся отношения комитета с администрацией края...

- Я уже говорил выше, что работники департамента организации управления администрации края участвуют в наших выездных заседаниях, мы совместно работаем над законопроектами на всех стадиях их подготовки к принятию.

Например, в конце прошлого года мы инициировали проведение в краевой администрации рабочего совещания с участием руководителей ряда территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и глав местных администраций некоторых муниципальных районов, на котором, в частности, были выработаны рекомендации о порядке взаимодействия органов местного самоуправления поселений с территориальными органами миграционной службы в связи с изменением правил осуществления регистрационного учёта граждан в сельских населённых пунктах.

Если коротко, то отношения наши можно охарактеризовать как тесное и конструктивное взаимодействие.

 

Подготовила Надежда СТАРЦЕВА

26.02.2014 Теги: В.М. Красилов

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Декабрь 2024

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05