Тратить деньги с умом
Об итогах исполнения краевого бюджета в 2013 году и задачах на 2014 год газете "Алтайская правда" рассказал председатель комитета АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике Александр Романенко. - Александр Алексеевич, как бы вы могли охарактеризовать бюджет прошлого года? Каким он был? Все ли запланированные доходы получены? Как формирование, так и исполнение краевого бюджета на 2013 год проходило достаточно напряженно. В этом плане мы стараемся ставить реальные цели и контролировать их достижение. Объем налоговых и неналоговых доходов за 2013 год превысил уровень 2012 года на 6,1 процента. Доходы краевого бюджета составили 71,5 млрд. рублей, расходы произведены в такой же сумме 71,5 млрд. рублей, бюджет исполнен с небольшим профицитом в 9,5 млн. рублей. По отношению к 2012 году сумма расходов уменьшилась на 1 процент, но не будем забывать, что бюджет 2012 года был исполнен с рекордным для края дефицитом в 4,5 млрд. рублей, или 13,4 процента от собственных доходов при предельном уровне 15 процентов. Мы старались в максимальной степени реализовать стоящие перед нами задачи: в полном объеме осуществлены социальные выплаты различным категориям граждан, проиндексирована оплата труда работников бюджетных учреждений. - Сколько средств за год удалось привлечь в бюджет дополнительно, и на какие цели? Если говорить о собственных доходах, то по итогам года они сложились в несколько меньшем объеме, чем планировалось. Дело в том, что прогноз роста экономики в 2013 году в целом по стране составлял 3,7%, а по факту мы получили чуть более 1% ВВП. Последствия этого процесса мы ощутили, когда в октябре принимали решение о корректировке плановых показателей краевого бюджета. План поступления налоговых доходов был уменьшен на 1,4 млрд. рублей. Фактически по итогам года налоговые доходы сложились в сумме на 1,1 млрд. рублей ниже, чем закладывалась при формировании проекта бюджета. Из этой суммы 800 млн. рублей составило сокращение поступлений акцизов на нефтепродукты, осуществляемое в порядке межбюджетного регулирования, и обусловленное падением объемов продаж топлива в целом по стране. Сокращение поступления собственных доходов в целом не вызвала уменьшения финансирования расходных статей, за исключением краевого дорожного фонда. Все другие расходные обязательства края, включая социальные расходы, реализованы в полном объеме в соответствии с заявленной потребностью. Объем дополнительных поступлений из федерального бюджета более значителен - 49 процентов к первоначальному плану года. Такой прирост связан с особенностями исполнения федерального бюджета, при которых часть средств распределяется между субъектами Российской Федерации в течение года. В нашем случае дополнительный объем поступлений межбюджетных трансфертов составил более 11,5 млрд. рублей. Эти средства носят целевой характер и были направлены на поддержку сельского хозяйства, на продолжение модернизации системы общего образования, на модернизацию системы здравоохранения - ремонт и оснащение медицинских учреждений современным оборудованием, на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, на переселение людей из аварийного жилого фонда. - Какие отличительные особенности есть у бюджета на текущий год? Есть ли в нем что-то принципиально новое? Бюджет на 2014 год можно назвать очень прагматичным документом. Думаю, вы согласитесь со мной в этой оценке, учитывая те экономические реалии, от которых зависит формирование доходной части бюджетов. Речь идет об общем замедлении темпов роста экономики. При этом, мы не должны забывать о необходимости безусловной реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. В первую очередь речь идет о повышении уровня оплаты труда в образовании, медицине, культуре, других областях бюджетной сферы. С учетом этого объем средств, предусмотренный на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, запланирован в размере 29 млрд. рублей. Во-вторых - завершение формирования эффективной системы функционирования этих отраслей. С 1 января текущего года на краевой уровень переданы полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях. Иными словами - заработная плата педагогов в детских садах, приобретение учебного материала, игр будет теперь финансироваться из краевого бюджета, а не из районных и городских бюджетов. В-третьих - остро стоит задача по укреплению демографической ситуации. В-четвертых - формирование новых принципов государственной поддержки региональной экономики с учетом необходимости минимизации негативных последствий вступления России в ВТО. Все эти позиции требуют значительного количества ресурсов. Главная задача этого года - направить их с максимальной эффективностью. Кроме этого, в 2014 году начнется реализация крупного проекта в сфере здравоохранения. В октябре прошлого года Правительством Российской Федерации принято решение о направлении 52,7 млрд. рублей на строительство современных перинатальных центров в 30 регионах России. Из этой суммы 2,3 млрд. рублей должно поступить в Алтайский край. В январе на первой в этом году сессии депутаты рассмотрели этот вопрос о направлении средств краевого бюджета на софинансирование строительства этого важнейшего объекта. - В последнее время многое говорится о курсе на сбалансированность бюджетов всех уровней. Что предусматривают краевые власти для того, чтобы на местах было меньше проблем? Сбалансированность бюджета достигается соотношением располагаемых доходов и подлежащих исполнению расходных обязательств. В настоящее время за каждым уровнем местного самоуправления закреплено около 40 вопросов местного значения, для решения которых Бюджетным кодексом и законами края определены налоги, подлежащие зачислению в местные бюджеты. В 2013 году в бюджеты районов, городов и поселений поступило 17,7 млрд. рублей, что на 1,4 млрд. рублей больше, чем в 2012 году. Можно ожидать, что положительная динамика доходов местных бюджетов сохранится и в текущем году, несмотря на частичное перераспределение нормативов отчислений по отдельным видам налогов в пользу краевого бюджета в связи с принятием на краевой уровень полномочий по финансированию образовательного процесса в детских садах. В целях обеспечения максимальной стабильности муниципальных финансов по предложению Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина еще до рассмотрения проекта краевого бюджета на 2014 год в первом чтении был увеличен объем финансовой помощи местным бюджетам с 850 млн. рублей до 1,3 млрд. рублей. Это предложение единодушно было поддержано депутатами Законодательного Собрания. Думаю, что это должно благоприятно отразиться на состоянии местных финансов и улучшить ситуацию с решением насущных вопросов на местах. |
20.02.2014 Теги: А.А. Романенко, бюджет