• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Тратить деньги с умом

Об итогах исполнения краевого бюджета в 2013 году и задачах на 2014 год газете "Алтайская правда" рассказал председатель комитета АКЗС по бюджету, налоговой и кредитной политике Александр Романенко.

- Александр Алексеевич, как бы вы могли охарактеризовать бюджет прошлого года? Каким он был? Все ли запланированные доходы получены?

Как формирование, так и исполнение краевого бюджета на 2013 год проходило достаточно напряженно. В этом плане мы стараемся ставить реальные цели и контролировать их достижение. Объем налоговых и неналоговых доходов за 2013 год превысил уровень 2012 года на 6,1 процента. Доходы краевого бюджета составили 71,5 млрд. рублей, расходы произведены в такой же сумме 71,5 млрд. рублей, бюджет исполнен с небольшим профицитом в 9,5 млн. рублей. По отношению к 2012 году сумма расходов уменьшилась на 1 процент, но не будем забывать, что бюджет 2012 года был исполнен с рекордным для края дефицитом в 4,5 млрд. рублей, или 13,4 процента от собственных доходов при предельном уровне 15 процентов. Мы старались в максимальной степени реализовать стоящие перед нами задачи: в полном объеме осуществлены социальные выплаты различным категориям граждан, проиндексирована оплата труда работников бюджетных учреждений.

- Сколько средств за год удалось привлечь в бюджет дополнительно, и на какие цели?

Если говорить о собственных доходах, то по итогам года они сложились в несколько меньшем объеме, чем планировалось. Дело в том, что прогноз роста экономики в 2013 году в целом по стране составлял 3,7%, а по факту мы получили чуть более 1% ВВП. Последствия этого процесса мы ощутили, когда в октябре принимали решение о корректировке плановых показателей краевого бюджета. План поступления налоговых доходов был уменьшен на 1,4 млрд. рублей. Фактически по итогам года налоговые доходы сложились в сумме на 1,1 млрд. рублей ниже, чем закладывалась при формировании проекта бюджета. Из этой суммы 800 млн. рублей составило сокращение поступлений акцизов на нефтепродукты, осуществляемое в порядке межбюджетного регулирования, и обусловленное падением объемов продаж топлива в целом по стране. Сокращение поступления собственных доходов в целом не вызвала уменьшения финансирования расходных статей, за исключением краевого дорожного фонда. Все другие расходные обязательства края, включая социальные расходы, реализованы в полном объеме в соответствии с заявленной потребностью.

Объем дополнительных поступлений из федерального бюджета более значителен - 49 процентов к первоначальному плану года. Такой прирост связан с особенностями исполнения федерального бюджета, при которых часть средств распределяется между субъектами Российской Федерации в течение года. В нашем случае дополнительный объем поступлений межбюджетных трансфертов составил более 11,5 млрд. рублей. Эти средства носят целевой характер и были направлены на поддержку сельского хозяйства, на продолжение модернизации системы общего образования, на модернизацию системы здравоохранения - ремонт и оснащение медицинских учреждений современным оборудованием, на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, на переселение людей из аварийного жилого фонда.

- Какие отличительные особенности есть у бюджета на текущий год? Есть ли в нем что-то принципиально новое?

Бюджет на 2014 год можно назвать очень прагматичным документом. Думаю, вы согласитесь со мной в этой оценке, учитывая те экономические реалии, от которых зависит формирование доходной части бюджетов. Речь идет об общем замедлении темпов роста экономики.

При этом, мы не должны забывать о необходимости безусловной реализации задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. В первую очередь речь идет о повышении уровня оплаты труда в образовании, медицине, культуре, других областях бюджетной сферы. С учетом этого объем средств, предусмотренный на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, запланирован в размере 29 млрд. рублей. Во-вторых - завершение формирования эффективной системы функционирования этих отраслей. С 1 января текущего года на краевой уровень переданы полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса в детских дошкольных учреждениях. Иными словами - заработная плата педагогов в детских садах, приобретение учебного материала, игр будет теперь финансироваться из краевого бюджета, а не из районных и городских бюджетов. В-третьих - остро стоит задача по укреплению демографической ситуации. В-четвертых - формирование новых принципов государственной поддержки региональной экономики с учетом необходимости минимизации негативных последствий вступления России в ВТО. Все эти позиции требуют значительного количества ресурсов. Главная задача этого года - направить их с максимальной эффективностью.

Кроме этого, в 2014 году начнется реализация крупного проекта в сфере здравоохранения. В октябре прошлого года Правительством Российской Федерации принято решение о направлении 52,7 млрд. рублей на строительство современных перинатальных центров в 30 регионах России. Из этой суммы 2,3 млрд. рублей должно поступить в Алтайский край. В январе на первой в этом году сессии депутаты рассмотрели этот вопрос о направлении средств краевого бюджета на софинансирование строительства этого важнейшего объекта.

- В последнее время многое говорится о курсе на сбалансированность бюджетов всех уровней. Что предусматривают краевые власти для того, чтобы на местах было меньше проблем?

Сбалансированность бюджета достигается соотношением располагаемых доходов и подлежащих исполнению расходных обязательств. В настоящее время за каждым уровнем местного самоуправления закреплено около 40 вопросов местного значения, для решения которых Бюджетным кодексом и законами края определены налоги, подлежащие зачислению в местные бюджеты. В 2013 году в бюджеты районов, городов и поселений поступило 17,7 млрд. рублей, что на 1,4 млрд. рублей больше, чем в 2012 году. Можно ожидать, что положительная динамика доходов местных бюджетов сохранится и в текущем году, несмотря на частичное перераспределение нормативов отчислений по отдельным видам налогов в пользу краевого бюджета в связи с принятием на краевой уровень полномочий по финансированию образовательного процесса в детских садах.

В целях обеспечения максимальной стабильности муниципальных финансов по предложению Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина еще до рассмотрения проекта краевого бюджета на 2014 год в первом чтении был увеличен объем финансовой помощи местным бюджетам с 850 млн. рублей до 1,3 млрд. рублей. Это предложение единодушно было поддержано депутатами Законодательного Собрания.

Думаю, что это должно благоприятно отразиться на состоянии местных финансов и улучшить ситуацию с решением насущных вопросов на местах.


20.02.2014 Теги: А.А. Романенко, бюджет

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Апрель 2022

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 01