• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Здравоохранение нового поколения

На февральской сессии краевого Законодательного Собрания депутатам предстоит рассмотреть отчет Губернатора Алтайского края Александра Карлина. В преддверии этого «Алтайская правда» публикует интервью с руководителями парламентских комитетов об основных итогах законотворческой деятельности в прошедшем году. И первым слово предоставляется председателю комитета АКЗС по здравоохранению и науке, главному онкологу края Александру Федоровичу Лазареву.

- Александр Федорович, как вы оцениваете работу вашего комитета в 2013 году?

- Этот год, во многом, как и предыдущий, прошел под знаком модернизации здравоохранения. Работа нашего комитета - формировать законодательную базу для этого. Так, в 2013 году мы разработали и приняли базовый краевой закон об охране здоровья граждан - закон «О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края», который в полной мере соответствует федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Мне бы хотелось отметить, что он был принят депутатами единогласно.

В рамках контрольных полномочий мы провели ряд мероприятий комитета с приглашением представителей исполнительной власти, медицинского сообщества. Проводились выездные и расширенные заседания. Очень интересным, и, я считаю, достойным внимания, было мероприятие в Бийске, на котором мы обсуждали про леммы и перспективы развития в крае паллиативной помощи. Не оставляем без внимания программу «Земский доктор», обеспечение льготными лекарственными препаратами, работу скорой помощи, меры по ограничению употребления табака и алкоголя, по решению кадровой проблемы в здравоохранении Алтайского края. Обсуждение этих тем было максимально широким и вдумчивым, мы приглашали не только специалистов в области здравоохранения, но и руководителей различных общественных организаций. Такая серьезная работа и обеспечивает поддержку тех решений, которые мы проводили.

Особо я бы выделил новую форму работы, введенную в 2013 году в полной мере - это работа Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при АКЗС. Мы стали практиковать проведение расширенных заседаний данного Совета, рабочих совещаний, на которых в процессе обсуждения и даже дискуссии вырабатываются определенные решения. Так, в прошедшем году мы на Совете рассмотрели вопросы «О внесении изменений в закон Алтайского края «О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края» в соответствии с динамикой федерального законодательства», «О разработке закона Алтайского края «О мерах государственной поддержки молодых ученых в Алтайском крае» и ряд других. Я считаю такую форму работы очень важной и современной.

- Комитет по здравоохранению в 2013 году готовил и проводил два вопроса, требующие решения на федеральном уровне. Удалось ли вам убедить коллег из Государственной Думы?

- В Государственную Думу мы направили законодательную инициативу по внесению изменений в федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» и обращение депутатов АКЗС о поддержке больных с редкими (орфанными) заболеваниями. Инициатива по туберкулезу в Госдуме поддержана единогласно. Решение, призванное упорядочить процедуру принятия решения по больным с открытой формой туберкулеза, уклоняющимся от лечения, будет работать во всех регионах страны. Вопрос о включении лекарств для людей с орфанными заболеваниями в федеральный перечень лекарственных средств еще рассматривается. Это сложный вопрос, который требует большой финансовой нагрузки, но он не снят и остается в поле нашего внимания. Его уже поддержала значительная часть региональных собраний, а это большой шаг к тому, чтобы соответствующее решение на федеральном уровне было принято.

- На ваш взгляд, сегодня уже можно говорить о первых итогах модернизации здравоохранения - самого масштабного события в этой отрасли за последние несколько лет?

- На мой взгляд, модернизация здравоохранения прошла достаточно эффективно, это было отмечено и Правительством, и Министерством. Все ресурсы, выделенные Алтайскому краю на эти цели, были целенаправленно освоены, а, первоначальные цели достигнуты.

Сегодня здравоохранение края уже находится на новом, совершенно другом уровне. В муниципалитетах проведен большой восстановительный ремонт, медицинские учреждения пополнились новой техникой. В здравоохранение «пришли» современные технологии. Безусловно, можно говорить и о существенном повышении социальной защищенности медицинских работников. Увеличение заработной платы способствовало закреплению медиков на селе. С подачи нашего комитета Губернатором принято решение о поддержке наиболее востребованных категорий медработников, особенно на селе. Я говорю о доплатах хирургам, терапевтам, амбулаторным врачам, врачам стационаров, молодым специалистам. Эти доплаты целевые, и они сохранены на действующий год.

В связи с реализацией закона «О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края» значительные изменения происходят в управлении здравоохранением. Оно полностью передано на краевой уровень. Это выровняло условия работы и финансирования многих сельских больниц, теперь можно говорить о том, что они находятся в одинаковых условиях с краевыми лечебными учреждениями.

В соответствии с эффективностью работы был изменен профиль некоторых отделений, но ни одна больница не была закрыта. Если где-то участковая больница по факту уже не работала как стационар, она стала амбулаторией. Главное, что нам удалось сохранить все рабочие места. Сегодня здравоохранение - одна из самых емких сфер по рабочим местам, для нас проблемы безработицы не существует. Остро стоит проблема с нехваткой квалифицированных кадров.

Например, в Бийске приезжающим медикам предоставляется жилье, а в Локтевском районе привлечению кадров вообще не уделяется внимания. Зачастую администрации муниципальных образований самоустраняются от тех вопросов, которые совсем недавно были в их ведении. Считают, что все возникающие проблемы должны решаться краевыми управлениями. Но ведь у каждого своя зона ответственности. И мы стараемся помочь в решении тех вопросов и проблем, которые выявляются в ходе поездок по районам и городам края, в ходе общения с жителями края.

- Если говорить о приоритетах. Какими они были в области здравоохранения в 2013 году?

- Сейчас как никогда важно сосредоточиться на  профилактическом направлении, особенно в той части, которая зависит от региональной власти. Это и профилактика злоупотреблений алкоголем и табаком, и диспансеризация подростков, и создание центров здоровья. Большое внимание уделяем вопросам, касающимся стандартов помощи и лекарственного обеспечения. По инициативе депутатов комитета мы дважды провели комплекс совещаний по профилактике заболеваний в школе. Еще один важный вопрос - медико-социальная экспертиза. У населения большой спрос на эту услугу, но есть проблемы, которые необходимо решать. И мы уже наметили определенные пути в этом направлении.

Для нас очень важна «прямая» работа с населением. Благодаря личным приемам, поездкам по региону и общению с людьми высвечиваются все наболевшие вопросы. Лично у меня еженедельно проходит по 4 личных приема: в онкоцентре, на округе и в Законодательном Собрании. Активное участие в работе комитета и встречах с жителями края принимают мои заместители Ирина Солнцева, Владимир Лещенко и Николай Якушев, члены нашего комитета Ирина Теплова из Бийска, Ирина Шудра из Рубцовска и другие коллеги. Мы регулярно встречаемся с населением - активом ТОСов, ветеранскими организациями, жителями отдельных поселений. Выступаем, объясняем, что-то, как говорится, «берем на карандаш». Только получая обратную связь, можно эффективно решать вопросы развития, особенно в период перемен.

Нужно сказать, что комитет очень тесно работает с Главным управлением здравоохранения, и у нас никаких противоречий не возникает. Мы ставим много вопросов, особенно после поездок в районы, после проведения совещаний, семинаров, и не было случаев, чтобы поставленные вопросы Управление не приняло к исполнению.

Комитет активно работает и с общественными структурами - профсоюзом медицинских работников, Общественной палатой, Общероссийским народным фронтом, Медицинской Палатой Алтайского края.

Для нас любое взаимодействие, будь то общение с населением или представителями исполнительной власти, общественниками или журналистами - очень важно. Это тоже своего рода приоритет в работе нашего комитета, без которого мы бы не смогли работать над улучшением нашего здравоохранения.

- Какие события в 2013 году Вы считаете ключевыми в вашей сфере?

- В первую очередь, конечно, считаю архиважным успешное завершение модернизации и вывод нашего здравоохранения на современный европейский уровень. Открылся Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, в Краевой клинической больнице восстановлена пересадка почки, открыты сосудистые центры в Рубцовске и других населенных пунктах, а наш радиологический корпус комплекса «Надежда» в 2013 году работал в полном объеме. Это привело к тому, что в 2013 году нам удалось ликвидировать пресловутый «демографический крест» - ситуация, когда смертность превышает рождаемость. Продолжительность жизни в Алтайском крае достигла 70 и более лет и впервые превысила такой уровень по РФ. Выше вы спрашивали о первых итогах модернизации здравоохранения. Так вот, я считаю, что этот показатель как ничто другое говорит о том, что направления деятельности выбраны правильно.


20.02.2014 Теги: А.Ф. Лазарев

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Март 2024

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31