Здравоохранение нового поколения
На февральской сессии краевого Законодательного Собрания депутатам предстоит рассмотреть отчет Губернатора Алтайского края Александра Карлина. В преддверии этого «Алтайская правда» публикует интервью с руководителями парламентских комитетов об основных итогах законотворческой деятельности в прошедшем году. И первым слово предоставляется председателю комитета АКЗС по здравоохранению и науке, главному онкологу края Александру Федоровичу Лазареву. - Александр Федорович, как вы оцениваете работу вашего комитета в 2013 году? - Этот год, во многом, как и предыдущий, прошел под знаком модернизации здравоохранения. Работа нашего комитета - формировать законодательную базу для этого. Так, в 2013 году мы разработали и приняли базовый краевой закон об охране здоровья граждан - закон «О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края», который в полной мере соответствует федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Мне бы хотелось отметить, что он был принят депутатами единогласно. В рамках контрольных полномочий мы провели ряд мероприятий комитета с приглашением представителей исполнительной власти, медицинского сообщества. Проводились выездные и расширенные заседания. Очень интересным, и, я считаю, достойным внимания, было мероприятие в Бийске, на котором мы обсуждали про леммы и перспективы развития в крае паллиативной помощи. Не оставляем без внимания программу «Земский доктор», обеспечение льготными лекарственными препаратами, работу скорой помощи, меры по ограничению употребления табака и алкоголя, по решению кадровой проблемы в здравоохранении Алтайского края. Обсуждение этих тем было максимально широким и вдумчивым, мы приглашали не только специалистов в области здравоохранения, но и руководителей различных общественных организаций. Такая серьезная работа и обеспечивает поддержку тех решений, которые мы проводили. Особо я бы выделил новую форму работы, введенную в 2013 году в полной мере - это работа Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при АКЗС. Мы стали практиковать проведение расширенных заседаний данного Совета, рабочих совещаний, на которых в процессе обсуждения и даже дискуссии вырабатываются определенные решения. Так, в прошедшем году мы на Совете рассмотрели вопросы «О внесении изменений в закон Алтайского края «О научной деятельности и региональной научно-технической политике Алтайского края» в соответствии с динамикой федерального законодательства», «О разработке закона Алтайского края «О мерах государственной поддержки молодых ученых в Алтайском крае» и ряд других. Я считаю такую форму работы очень важной и современной. - Комитет по здравоохранению в 2013 году готовил и проводил два вопроса, требующие решения на федеральном уровне. Удалось ли вам убедить коллег из Государственной Думы? - В Государственную Думу мы направили законодательную инициативу по внесению изменений в федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» и обращение депутатов АКЗС о поддержке больных с редкими (орфанными) заболеваниями. Инициатива по туберкулезу в Госдуме поддержана единогласно. Решение, призванное упорядочить процедуру принятия решения по больным с открытой формой туберкулеза, уклоняющимся от лечения, будет работать во всех регионах страны. Вопрос о включении лекарств для людей с орфанными заболеваниями в федеральный перечень лекарственных средств еще рассматривается. Это сложный вопрос, который требует большой финансовой нагрузки, но он не снят и остается в поле нашего внимания. Его уже поддержала значительная часть региональных собраний, а это большой шаг к тому, чтобы соответствующее решение на федеральном уровне было принято. - На ваш взгляд, сегодня уже можно говорить о первых итогах модернизации здравоохранения - самого масштабного события в этой отрасли за последние несколько лет? - На мой взгляд, модернизация здравоохранения прошла достаточно эффективно, это было отмечено и Правительством, и Министерством. Все ресурсы, выделенные Алтайскому краю на эти цели, были целенаправленно освоены, а, первоначальные цели достигнуты. Сегодня здравоохранение края уже находится на новом, совершенно другом уровне. В муниципалитетах проведен большой восстановительный ремонт, медицинские учреждения пополнились новой техникой. В здравоохранение «пришли» современные технологии. Безусловно, можно говорить и о существенном повышении социальной защищенности медицинских работников. Увеличение заработной платы способствовало закреплению медиков на селе. С подачи нашего комитета Губернатором принято решение о поддержке наиболее востребованных категорий медработников, особенно на селе. Я говорю о доплатах хирургам, терапевтам, амбулаторным врачам, врачам стационаров, молодым специалистам. Эти доплаты целевые, и они сохранены на действующий год. В связи с реализацией закона «О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края» значительные изменения происходят в управлении здравоохранением. Оно полностью передано на краевой уровень. Это выровняло условия работы и финансирования многих сельских больниц, теперь можно говорить о том, что они находятся в одинаковых условиях с краевыми лечебными учреждениями. В соответствии с эффективностью работы был изменен профиль некоторых отделений, но ни одна больница не была закрыта. Если где-то участковая больница по факту уже не работала как стационар, она стала амбулаторией. Главное, что нам удалось сохранить все рабочие места. Сегодня здравоохранение - одна из самых емких сфер по рабочим местам, для нас проблемы безработицы не существует. Остро стоит проблема с нехваткой квалифицированных кадров. Например, в Бийске приезжающим медикам предоставляется жилье, а в Локтевском районе привлечению кадров вообще не уделяется внимания. Зачастую администрации муниципальных образований самоустраняются от тех вопросов, которые совсем недавно были в их ведении. Считают, что все возникающие проблемы должны решаться краевыми управлениями. Но ведь у каждого своя зона ответственности. И мы стараемся помочь в решении тех вопросов и проблем, которые выявляются в ходе поездок по районам и городам края, в ходе общения с жителями края. - Если говорить о приоритетах. Какими они были в области здравоохранения в 2013 году? - Сейчас как никогда важно сосредоточиться на профилактическом направлении, особенно в той части, которая зависит от региональной власти. Это и профилактика злоупотреблений алкоголем и табаком, и диспансеризация подростков, и создание центров здоровья. Большое внимание уделяем вопросам, касающимся стандартов помощи и лекарственного обеспечения. По инициативе депутатов комитета мы дважды провели комплекс совещаний по профилактике заболеваний в школе. Еще один важный вопрос - медико-социальная экспертиза. У населения большой спрос на эту услугу, но есть проблемы, которые необходимо решать. И мы уже наметили определенные пути в этом направлении. Для нас очень важна «прямая» работа с населением. Благодаря личным приемам, поездкам по региону и общению с людьми высвечиваются все наболевшие вопросы. Лично у меня еженедельно проходит по 4 личных приема: в онкоцентре, на округе и в Законодательном Собрании. Активное участие в работе комитета и встречах с жителями края принимают мои заместители Ирина Солнцева, Владимир Лещенко и Николай Якушев, члены нашего комитета Ирина Теплова из Бийска, Ирина Шудра из Рубцовска и другие коллеги. Мы регулярно встречаемся с населением - активом ТОСов, ветеранскими организациями, жителями отдельных поселений. Выступаем, объясняем, что-то, как говорится, «берем на карандаш». Только получая обратную связь, можно эффективно решать вопросы развития, особенно в период перемен. Нужно сказать, что комитет очень тесно работает с Главным управлением здравоохранения, и у нас никаких противоречий не возникает. Мы ставим много вопросов, особенно после поездок в районы, после проведения совещаний, семинаров, и не было случаев, чтобы поставленные вопросы Управление не приняло к исполнению. Комитет активно работает и с общественными структурами - профсоюзом медицинских работников, Общественной палатой, Общероссийским народным фронтом, Медицинской Палатой Алтайского края. Для нас любое взаимодействие, будь то общение с населением или представителями исполнительной власти, общественниками или журналистами - очень важно. Это тоже своего рода приоритет в работе нашего комитета, без которого мы бы не смогли работать над улучшением нашего здравоохранения. - Какие события в 2013 году Вы считаете ключевыми в вашей сфере? - В первую очередь, конечно, считаю архиважным успешное завершение модернизации и вывод нашего здравоохранения на современный европейский уровень. Открылся Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования, в Краевой клинической больнице восстановлена пересадка почки, открыты сосудистые центры в Рубцовске и других населенных пунктах, а наш радиологический корпус комплекса «Надежда» в 2013 году работал в полном объеме. Это привело к тому, что в 2013 году нам удалось ликвидировать пресловутый «демографический крест» - ситуация, когда смертность превышает рождаемость. Продолжительность жизни в Алтайском крае достигла 70 и более лет и впервые превысила такой уровень по РФ. Выше вы спрашивали о первых итогах модернизации здравоохранения. Так вот, я считаю, что этот показатель как ничто другое говорит о том, что направления деятельности выбраны правильно. |
20.02.2014 Теги: А.Ф. Лазарев