• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Выступление председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания на заседании Президиума Совета законодателей

Накануне в Москве прошло заседание Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании РФ, котором принял участие председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор.

  В ходе встречи участники рассмотрели приоритетные направления культурной политики и вопросы её законодательного обеспечения, в том числе: сохранение нематериального культурного наследия народов РФ, создание Единого портала об объектах культурного наследия, повышение роли сельской интеллигенции в реализации культурной политики.

Особое внимание было уделено совершенствованию организации законотворческого процесса. В повестку заседания также был включен вопрос о подготовке Отчета о состоянии российского законодательства в 2014 году и работе над соответствующими отчетами в субъектах РФ.

Приводим вашему вниманию текст выступления председателя АКЗС Ивана Лоора на заседании Президиума Совета законодателей РФ:

"Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые члены Президиума и приглашенные!

Благодарю Вас за возможность выступить. Позвольте поделиться нашим опытом подготовки регионального Доклада о состоянии законодательства.

Мы изучили представленный в декабре Отчет о состоянии российского законодательства, и благодарны инициаторам и разработчикам этого глубокого аналитического документа.

В нем впервые не только представлен весь огромный пласт федерального законодательства, но и показана эволюция законодательства субъектов Федерации.

Для региональных законодателей такой Отчет должен стать настоящей «настольной книгой».

Алтайский край не является пионером в разработке Докладов о состоянии законодательства на региональном уровне. Но, тем не менее, мы эту работу проводим уже 8 лет, с 2006 года.  

В 2012 году мы утвердили Положение о подготовке «Доклада Алтайского краевого Законодательного Собрания о состоянии законодательства и перспективах его совершенствования». В нем закреплены сроки и ответственные за подготовку Доклада, основное содержание Доклада и порядок обсуждения.

Подготовке Доклада предшествует выработка его концепции. Уже на этом этапе мы привлекаем в качестве экспертов представителей федеральных и краевых государственных органов и, безусловно, научное сообщество.

Особенно плотно работаем с теми вузами, с которыми у Алтайского краевого Законодательного Собрания заключены соглашения о взаимодействии.

Как правило, в докладе отражается состояние и динамика законотворчества за прошедший год. Мы пока не пробовали проанализировать всю 20-летнюю историю регионального законотворчества. Вместе с тем, отмечу, что в 2012 году мы рассмотрели в докладе результаты законотворческой деятельности за 4 года, то есть за весь предшествующий созыв.

В докладе мы выделяем инициативы по изменению краевых законов и наши соображения по совершенствованию федерального законодательства.

Подчеркну, что мы включаем в основной текст Доклада и те инициативы, которые на первый взгляд могут показаться нереализуемыми. Безусловно, включаем в Доклад и предложения оппозиционных фракций.

Эти предложения, даже если они спорные, должны стать поводом для обсуждения объективно существующих проблем. В противном случае Доклад окажется попросту «выхолощенным».

С каждым годом мы вводим в Доклад новые разделы, добавляем новые информационные материалы. Это видно даже по увеличению объема документа - начинали мы с 40 страниц, сейчас приближаемся к 100 страницам.

Например, отдельным разделом мы включили мониторинг реализации предложений прошлогоднего Доклада. Это сложно назвать контролем, так как Доклад - это не план и не руководство к действию, а некий аналитический документ.

И, к сожалению, бывает так, что те субъекты, которые вносили предложения в Доклад, потом не доводят их до логического конца и не облекают в форму законодательной инициативы.

В подготовке доклада у нас участвуют, прежде всего, депутаты и работники аппарата. Мы знаем, что в некоторых регионах Доклады пишутся привлеченными учеными. Здесь есть и плюсы, и минусы. С одной стороны, полезно было бы взглянуть со стороны на свою работу. С другой, надо сказать откровенно, не всегда и не везде ученые знают досконально специфику правотворческой деятельности.

Проект доклада заранее рассылается всем заинтересованных лицам, затем с учетом высказанных замечаний издается в виде брошюры и выставляется на сайте.

С этого года мы решили привлекать к работе над докладом и представительные органы местного самоуправления. Это будет стимулировать депутатов местного уровня анализировать, какие законы нужны для развития их территорий.

Первоначально Доклад о состоянии законодательства заслушивался на сессии Законодательного Собрания как один из вопросов повестки дня. Но такой формат не способствовал широкой общественной дискуссии. Откровенно говоря, обсуждение Доклада начало превращаться в формальность.

Поэтому последние два года мы проводим обсуждение доклада в формате отдельных депутатских слушаний. Слушания проходят в апреле или в мае. Причем в слушаниях участвует большинство депутатов.

Рекомендации депутатских слушаний утверждаются на сессии краевого Парламента.

На слушаниях выступают представители прокуратуры, Администрации края, судейского сообщества, высших учебных заведений, общественности. Регламент обсуждения свободный, мы даем возможность высказаться всем желающим.

Также для обсуждения доклада мы приглашаем наших соседей - депутатов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. Наши депутаты также выезжают к соседям для обсуждения аналогичного Доклада.

В целом могу сказать, что понимание важности работы над Докладами есть сегодня и у депутатов, и у всего юридического сообщества края. Депутатам необходимо отрываться от «текучки» и «рутины», оценивать не только количество, но и качество принятых законов. Этому и служит наш Доклад.

Но надо сказать откровенно и самокритично, что в нашем Докладе пока доминирует «описательный» подход. Думаю, схожая ситуация и у многих наших коллег. Надо усиливать роль доклада как прогноза, как стратегии законотворческой работы.

Хотя, справедливости ради скажу, что с учетом динамики федерального законодательства очень сложно предугадать, какие законы надо будет разрабатывать.

Также мы видим необходимость усиления в работе над докладом раздела, связанного с мониторингом правоприменения. Вы знаете, что этот инструмент достаточно новый, и пока не везде он методически доработан. Но без этого мы не сможем оценить действенность наших законов.

В заключении хочу отметить необходимость таких Докладов. И мы уверены, что издание Отчета о состоянии российского законодательства будет стимулировать нас и наших коллег из других регионов совершенствовать работу над докладами, готовить их более системно и творчески".


05.02.2014 Теги: И.И. Лоор

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Февраль 2023

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 01 02 03 04 05