• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Адаптация механизмов модернизации АПК Сибири в условиях ВТО

«Перспективы реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и агропродовольственных рынков в условиях ВТО» обсуждались сегодня в рамках Международного продовольственного форума «Продовольственная безопасность. Аграрно-политический диалог» и III Межрегионального агропромышленного форума «День Сибирского поля 2013».

Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания, председатель Координационного совета ассоциации «Сибирское соглашение» по сельскохозяйственной политике, председатель комиссии Совета законодателей России по аграрно-продовольственной политике, природопользованию и экологии Иван Лоор принял участие в работе секции, посвященной этому вопросу. Темой его выступления стала адаптация механизмов модернизации агропромышленного комплекса Сибири в условиях членства России в ВТО.

Текст выступления:

В своем выступлении я хотел отразить некоторые проблемные вопросы, которые ставятся сибирскими аграриями при обсуждении Госпрограммы развития сельского хозяйства. Чтобы не быть голословным, буду опираться на резолюцию прошедшего в апреле II Съезда аграриев Сибири. 2 недели назад мне довелось выступать на выездном совещании, которое проводил Совет Федерации под председательством Валентины Матвиенко в Пятигорске, где присутствовал и Министр сельского хозяйства России Николай Васильевич Федоров. Могу отметить, что аграрии Южного и Северо-Кавказского федеральных округов высказывали примерно те же опасения и пожелания, что и сибиряки, хотя, как все понимают, климатические условия там несопоставимы с нашими.

Предыдущая Госпрограмма, действие которой закончилось в прошлом году, позволила существенно повысить эффективность агропромышленного комплекса. Например, в Сибири с 2006 года производство скота и птицы возросло почти на 30 процентов.

Произошла серьезная техническая модернизация, которая в том числе помогла минимизировать негативные последствия прошлогодней засухи. И сегодня на выставочных площадках мы видим технику мирового уровня, которая реально работает уже в десятках и сотнях хозяйств.

И конечно, аграрии с большой надеждой смотрят на новую Госпрограмму развития сельского хозяйства и агропродовольственных рынков до 2020 года. В программе появилось много новых механизмов господдержки, и, хотя еще рано давать окончательную оценку, в новой аграрной политике есть немало плюсов.

Прежде всего, это большая свобода выбора для руководителей при распределении получаемых средств господдержки. Это - появление стимулов для повышения экономической эффективности производства. Некоторые меры поддержки, которые раньше применяла только часть регионов, (те же субсидии на молоко), - сегодня распространены на всю страну. Не могу не отметить и тот факт, что в этом году основная часть средств - более 60% от лимита! - была направлена сибирским аграриям вовремя, еще в апреле. И мы надеемся, что такая опережающая поддержка весенней посевной кампании станет нормой.

Минсельхоз успешно работает с субъектами Федерации по финансированию экономически значимых программ по развитию сельского хозяйства регионов.

Но вместе с тем, нельзя забывать, что вступление России в ВТО состоялось в условиях высокой зависимости нашей страны от импорта продовольствия. В целом в прошлом году объем импорта продовольствия в Россию составил 40 миллиардов долларов США. Это в 9 раз больше, чем прошлогодний объем поддержки АПК из федерального бюджета.

Не секрет, что сразу после вступления в ВТО, в сентябре-декабре прошлого года, импорт продовольствия ощутимо вырос. И в этом году продолжается активная экспансия зарубежного продовольствия, что особенно заметно по молочным продуктам.

Мы благодарны руководству страны, министерству сельского хозяйства, за то, что было признано наличие проблем, связанных со вступлением в ВТО, и было оперативно принято решение об увеличении финансирования сельского хозяйства на 42 миллиарда рублей.

Но дополнительная финансовая поддержка АПК не должна быть разовой экстренной акцией. Эти суммы нужно включить в Госпрограмму на среднесрочный период, чтобы крестьяне могли заранее просчитывать перспективы своей работы. Кстати, дополнительные средства до сих пор не поступили крестьянам.

Тем более, мы знаем, что по соглашению о вступлении в ВТО объем господдержки на 2013 год в рамках «желтой корзины» был ограничен уровнем 9 миллиардов долларов. А фактическое финансирование мероприятий «желтой корзины» даже с учетом дополнительно выделенных средств составит порядка 5 миллиардов долларов. И значит, резервы для роста господдержки у нас есть - не только в этом году, но и в нескольких следующих годах. У нас сегодня есть ряд вопросов как по суммам финансирования, так и по механизму реализации новых мер господдержки.

Несвязанные выплаты на гектар - удобная для крестьян форма господдержки, и это могут подтвердить присутствующие здесь руководители. Но объем финансирования по этому направлению сопоставим с прошлогодним объемом субсидий на приобретение минеральных удобрений и скидок на приобретение ГСМ. К тому же эффективность этих выплат снижается из-за роста цен на горючее и минеральные удобрения. Пока в сибирские регионы по этому направлению поступило 2,7 миллиарда рублей. В то же время рост расходов только на ГСМ в сибирских регионах с учетом отмены скидок и общего роста цен превысит, по имеющимся оценкам, 3 миллиарда рублей. И мы рассчитываем, что средства, дополнительно выделенные на несвязанную поддержку (10 млрд рублей), позволят изменить ситуацию.

На Съезде в Красноярске звучали пожелания о доведении уровня несвязанных выплат до 2000 рублей за гектар. Да, это в несколько раз больше, чем сегодня. Но давайте сравним с Европейскими странами, и мы увидим, что даже в самой бедной стране Евросоюза - Румынии, уровень поддержки в два раза больше (порядка 120 евро). А ведь Румыния по своим природно-климатическим условиям - это не Сибирь, а Кубань.

И если в условиях ВТО создаются равные условия для конкуренции всех стран, то и меры поддержки должны быть хотя бы сопоставимы.

Еще вопросы и по механизму выделения субсидий на литр молока. Да, бороться за качество молока надо. Но не вполне оправдано, что через 2 года субсидия будет выплачиваться только на молоко высшего сорта. Алтайский край входит в тройку регионов по валовому производству молока, у нас производится каждая шестая тонна сыра в стране, и мы можем уверенно сказать, что сами переработчики не нуждаются в таком количестве молока высшего сорта. Поэтому в резолюции Съезда аграриев Сибири была отмечена необходимость сохранения субсидирования молока первого сорта и после 2014 года.

Совершенно верно, что принято решение о выделении средств по новому направлению - субсидиям на удорожание кормов производителям свинины, мяса птицы, яиц - это без малого 12 миллиардов рублей. Свиноводство и птицеводство стали в последнее время локомотивами в развитии сельского хозяйства. Например, производство мяса птицы в целом по Сибири возросло почти в 2 раза, а например, в таких регионах, как Алтайский край, Кемеровская и Томская области - в 4-5 раз! И без дополнительной мер поддержки мы рискуем потерять завоеванные позиции. Тем более, мы видим, что на состоянии дел в некоторых свиноводческих предприятиях вступление в ВТО уже заметно отразилось.

В тоже время, мы предлагаем подумать о введении аналогичных субсидий и для производителей говядины. Мясное скотоводство - это не скороспелая отрасль, и присутствующие здесь руководители хорошо знают, как сложно порой продвигаются инвестиционные проекты в мясном скотоводстве.

Есть вопросы и по субсидированию инвестиционных кредитов. И речь идет не только о суммах. (Хотя не могу не отметить, что доля сибирских регионов в субсидировании процентной ставки по инвестиционным кредитам значительно меньше, чем наш вклад в общероссийское производство сельхозпродукции).  Необходимо увеличить сроки кредитования проектов по строительству молочных и мясных комплексов до 15-20 лет. У нас немало делается по этому направлению. Например, в Алтайском крае только в этом году сельхозпредприятия построили, реконструировали и модернизировали 140 объектов молочного и мясного скотоводства по губернаторской программе «100 мясных и 100 молочных ферм». Но убедить всех сельхозтоваропроизводителей в необходимости кардинального обновления в животноводстве без дополнительной поддержки не удастся.

Кроме того, просим еще раз изучить вопрос и о реструктуризации кредитов для предприятий, оказавшихся в сложном финансовом положении по итогам прошедшего засушливого года.  А мы знаем, что почти все ведущие аграрные территории Сибири очень сильно пострадали от засухи.

Отдельный вопрос касается поддержки товарного производства в личных подсобных хозяйствах. Вступление в ВТО приведет к ограничению подворного забоя и закупа молока с подворий. Тем более уже вступил в силу Технический Регламент Таможенного Союза о качестве пищевых продуктов. Но как бы мы не оценивали эффективность  ЛПХ, для подавляющего большинства регионов личный сектор это - инструмент самозанятости, важнейший источник доходов сельского населения, особенно в малых селах.

И нам нужно сделать сектор ЛПХ более эффективным, более производительным, более цивилизованным. Например, способствовать созданию сбытовых и закупочных кооперативов, приобретать в лизинг молоковозы, строить в сельских поселениях убойные и заготовительные пунктов для продукции животноводства и т.д. Здесь также мы рассчитываем на помощь федерального центра. В ряде регионов Сибири на долю ЛПХ приходится более 80% животноводческой продукции, и за счет только собственных средств регионы не смогут кардинально изменить уровень производства в подсобных хозяйствах.

Нельзя не сказать и о уровне и качестве жизни на селе. Вопросы инфраструктурной обеспеченности сельской местности сейчас обсуждаются на соседней секции. А мне бы хотелось обратить внимание на уровень доходов селян. Очевидно, что повышение заработной платы селян должно коррелироваться с ростом производительности труда. Но в то же время, заложенные в Госпрограмме целевые ориентиры по заработной плате работников сельского хозяйства, скажем прямо, разочаровывают.

Напомню, согласно Госпрограмме к 2020 году средняя заработная плата в сельском хозяйстве должна достичь 55% от средней по экономике. Хотя уже сегодня в в ряде регионов Сибири этот показатель выше 55%, да и в целом по округу он приближается к этому уровню. А мои ровесники помнят, что в конце советского периода средняя зарплата в сельском хозяйстве сравнялась с зарплатой в промышленности.

И я бы хотел обратиться с просьбой к представителю профильного департамента Министерства - еще раз внимательно посмотреть на целевые индикаторы роста заработной платы. Если не удержать работников на селе, никакие инвестиции, никакая господдержка не помогут.

Уважаемые коллеги. Позвольте напомнить цитату из прошлогоднего Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина, приведу ее дословно: «В ближайшие четыре-пять лет мы должны полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия, а затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания».

Задача непростая. И решить ее возможно при условии существенного повышения объемов и эффективности государственной поддержки села.

И думаю, в ходе дальнейшей работы над Госпрограммой наше видение путей развития сибирского села найдет отражение.


18.07.2013 Теги: И.И. Лоор, РФ

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Июнь 2003

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 01 02 03 04 05 06