Для развития туризма необходимо совершенствование правовой базы
Накануне в Алтайской академии экономики и права
состоялся «круглый стол» на тему «Совершенствование правовой базы в сфере
развития туризма в Алтайском крае». Открывая работу «круглого стола», председатель комитета АКЗС по экономической политике, промышленности и предпринимательству Всеволод Кондратьев отметил, что туризм в стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года рассматривается как существенная составляющая инновационного развития Алтайского края в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики. «На сегодняшний день действует долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011-2016 годы, которая определяет основные пути развития туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов. В то же время, более чем в 50 субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, регулирующие общественные отношения в сфере туризма, которые устанавливают правовые основы деятельности в сфере туризма, определяют приоритетные направления развития туризма и имеют своей целью создание благоприятных условий для развития туризма, определяют меры государственной поддержки. Есть регионы, в которых помимо базового закона о развитии туризма действуют более специализированные законы, например, в Кемеровской области действуют законы: «О развитии снегоходного туризма в Кемеровской области», «О развитии горнолыжного туризма в Кемеровской области». В соседнем регионе, республике Алтай, принят закон «О развитии зимних видов туризма и отдыха в республике Алтай», в Краснодарском крае принят закон «Об организации туристско-экскурсионных перевозок автомобильным транспортом на территории Краснодарского края». Нужен ли Алтайскому краю базовый закон о туризме или это будет ряд специальных законов? Каким будет нормативно-правовая база в сфере развития туризма в Алтайском крае - мы обсудим в рамках «круглого стола», - отметил Всеволод Кондратьев во вступительном слове. На проблемах правового регулирования туризма в Алтайском крае остановилась в своем докладе и.о. заведующей кафедрой гражданского права ААЭП, к.ф.н., доцент Юлия Блинова. Она привела данные Всемирного экономического форума, согласно которым основные препятствия развитию конкурентоспособности сектора туризма и путешествий в Российской Федерации в целом создаются именно неполнотой нормативно-правовой базы. Именно поэтому на ближайшую перспективу среди приоритетных задач государственной политики в сфере туризма выходят задачи в области правового регулирования туризма и государственной поддержки въездного, внутреннего и социального туризма. О своем видении вариантов повышения эффективности туристической деятельности в Алтайском крае рассказала к.э.н., доцент кафедры управления социально-экономическими процессами экономического факультета ААЭП Елена Глгатян. Многие присутствующие делились своим мнением о том, насколько и как необходимо разрабатывать нормативно-правовую базу. В частности, заместитель председателя комитета АКЗС по правовой политике Сергей Писарев в своем выступлении отметил, что предприниматели заинтересованы в принятии закона о туризме, т.к. в нем должны быть отражены вопросы развития бизнеса с точки зрения его безопасности. Депутат АКЗС, член комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Василий Куц подчеркнул, что необходимо продолжить изучение целесообразности принятия базового закона на территории края, что нашло отражение в рекомендациях «круглого стола». Несовершенство правовой базы отметила и заместитель начальника управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, начальник отдела обеспечения реализации государственных проектов и программ Елена Евсюкова. По ее словам, основные сложности возникают с регулированием так называемой сферы «сельского туризма», т.к. изначально его развитие началось под эгидой Министерства сельского хозяйства. С другой стороны, это вид туризма, но «зеленые дома» не могут принимать большие организованные группы, т.к. их деятельность не контролируется специальными органами, а, следовательно, может не соответствовать необходимым требованиям безопасности. В то же время, если применить к объектам сельского туризма все те же нормы, которые действуют в отношении санаториев и туристических баз, это серьезно затруднит их только начинающееся развитие. В связи с этим принято решение о комплексном развитии туризма в Алтайском крае с применением кластерного подхода. В частности, по словам Елены Евсюковой, на сегодняшний день на территории нашего региона определено 11 кластеров на территории 14 районов и городов. Полноценное развитие и федеральную поддержку получили 2 из них - «Золотые ворота» и «Белокуриха-2». В настоящее время идет поэтапное формирование других проектов, но для их реализации, по мнению Елены Евсюковой, достаточно имеющегося базового федерального закона. Тем не менее, практически все участники «круглого стола» в ходе обсуждения отметили необходимость совершенствования законодательства, регулирующего туристическую деятельность. По итогам обсуждения участниками были приняты рекомендации. В частности, Алтайскому краевому Законодательному Собранию совместно с органами исполнительной власти Алтайского края и сотрудниками ААЭП рекомендовано продолжить работу по мониторингу законодательства субъектов РФ в сфере туризма и изучению вопроса о целесообразности принятия на территории Алтайского края базового закона о туризме, а также нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы конкретного направления туристической деятельности. |
24.01.2013 Теги: В.В. Кондратьев, С.В. Писарев, В.И. Куц