После реорганизации
деятельности Совета Федерации, вопросы лесного хозяйства оказались в сфере
компетенции Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной
политике и природопользованию.
Об
одном из мероприятий, посвященных проблемам лесного хозяйства, рассказал заместитель
председателя Комитета сенатор Сергей Белоусов:
- В средине
ноября в Совете Федерации прошел «круглый стол» на тему «Законодательное
обеспечение основных направлений развития лесного хозяйства на базе
инновационных научно-технических достижений». Был заслушан доклад Руководителя Федерального агентства лесного
хозяйства Виктора Маслякова. Состоялся
непростой разговор, из которого стало понятным, что отрасль нуждается в серьезном
обновлении курса. Возможно, в первую очередь -
в корректировке статей Лесного кодекса. В работе «круглого стола»
принимали участие руководители лесных хозяйств ряда субъектов федерации, ученые, работники
Федерального агентства лесного хозяйства. Обсуждая состояние дел в отрасли, представитель
науки высказал предложение о том, что необходимо пересмотреть, конкретизировать
и упростить способы прекращения арендных отношений в тех случаях, когда лесные
угодья берутся в аренду на длительный срок, и нещадно эксплуатируются. Даже неспециалисту
ясно, что воспроизводство леса - процесс непрерывный и долговременный. Зачастую
же очевидно, что в том или ином случае арендатор с таким остервенением вырубает
лес, что воспроизвести его к окончанию срока аренды не сможет, да и не
планирует. Более того, лес, который зачастую, варварским способом безоглядно
вырубается, в конечном итоге используется непродуктивно. Только
20% заготовленной древесины подвергается глубокой переработке, которая
превращает дешевое сырье в более ценные категории товаров. В странах с развитой
лесной промышленностью эта доля достигает 80%.
Предприятия
российского лесопромышленного комплекса, как правило, проигрывают зарубежным в
технической оснащенности, в качестве производимой продукции и, в конечном счете,
в эффективности и конкурентоспособности. Кроме того, использование при
лесозаготовках устаревших техники и технологий несет в себе серьезные
экологические угрозы и наносит непоправимый урон лесному фонду.
С
точки зрения «после нас хоть потоп» ситуация объяснима. Нет побуждающего
механизма, который бы заставлял или стимулировал арендаторов лесных угодий
задумываться о будущем.
Леса не просто неотъемлемый компонент нашей биосферы. Вероятно, одна из
важнейших составляющих экосистемы, при варварском к себе отношении, может
внести существенный дисбаланс в существующий климат на земле.
Особенно бережно, в этом контексте,
необходимо говорить о городских лесах. Такие леса нуждаются в законодательном закреплении за ними особенного
статуса. Зачастую за санитарными вырубками, так называемыми «рубками ухода»
кроются интересы вполне конкретных «рубщиков и санитаров», а лес становится все
более похож на реденькую рощу, сплошь застроенную коттеджами.
Вероятно, стоит ожидать корректировок в
деятельности Федерального агентства
лесного хозяйства в части активного возобновления деятельности по сохранению
существующих лесополос и насаждению новых. Такая государственная политика была
бы крайне необходима для всей степной зоны нашего края.
Была приведена удручающая статистика о том, что 44% руководителей
компаний лесного сектора и 94% руководителей и ведущих экспертов НПО полагают,
что Лесной кодекс не обеспечивает долгосрочного сохранения лесных ресурсов, при
этом 35% руководителей компаний говорят о незаинтересованности арендаторов в
инвестициях в долгосрочное сохранение лесных ресурсов. Эти и многие другие цифры говорят о необходимости реформ в
отрасли, потенциал которой сегодня используется не эффективно. По некоторым
оценкам экономический потенциал и народнохозяйственное значение отечественного
лесопромышленного комплекса исключительно велики и сопоставимы с возможностями
нефтяной отрасли. Однако реальный вклад
лесного хозяйства в экономическое развитие страны еще недопустимо мал.