• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Наследие «Столыпинских» реформ

Председатель краевого парламента принял участие в работе секции "Столыпинской" научно-практической конференции в г. Белокуриха, где предложил усилить поддержку особо значимых аграрных территорий и выплачивать "районный коэффициент" к зарплате сибиряков за счет федерального бюджета

Участники этого международного форума работают в крае на нескольких площадках. В Белокурихе обсуждают вопросы продовольственной безопасности и кредитования агропромышленного комплекса, в Бийске - «Кластерный подход к инновационному развитию агропромышленного комплекса». Другие секции посвящены вопросам социокультурной миссии российского села, рекреационного потенциала сельских территорий, а также новым проблемам и новым возможностям сельских территорий России XXI века.

Следует отметить, что форум проводится в преддверии празднования 150-летия со дня рождения известного реформатора, которое в соответствии с Указом Президента России Д.А. Медведева будет отмечаться на государственном уровне.

В своем выступлении Иван Лоор отметил, что сегодня при обсуждении аграрной политики России все чаще приходится обращаться к опыту Столыпинской аграрной реформы, которая в том числе сыграла немалую роль на этапе освоения и развития Алтая.

Как напомнил спикер АКЗС, в настоящий момент важнейшим документом, определяющим основные задачи аграрной политики, наряду с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» и  Государственной Программой развития сельского хозяйства, стала принятая в прошлом году Доктрина продовольственной безопасности. Однако, по мнению Ивана Лоора, для обеспечения агропромышленным комплексом надежной продовольственной безопасности страны необходимы существенные изменения парадигмы государственной аграрной политики. Во-первых, это существенное увеличение объемов государственной поддержки, а во-вторых, концентрация господдержки на прорывных направления и потенциальных точках роста.

Эта позиция, по словам председателя АКЗС, и послужила толчком к разработке концепции придания отдельным регионам России статуса особо значимых аграрных территорий, инициатива о создании которых впервые была озвучена Губернатором Алтайского края А.Карлиным на Всероссийском сельском сходе в феврале 2008 года. Как напомнил спикер краевого парламента, содержание инициативы раскрыто в двух документах. Законодательная основа - в проекте федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях Российской Федерации», а конкретные проекты и программные мероприятия в рамках концепции обобщены в проекте «Комплексное развитие Алтайского Приобья», который внесен в Перечень первоочередных инвестиционных проектов в Сибирском федеральном округе.

Иван Лоор уточнил, что суть проекта заключается в необходимости дифференцированного подхода к поддержке агропромышленного комплекса территорий России. Продиктовано это существующим механизмом федеральной государственной поддержки, который на сегодняшний день никак не выделяет регионы, обеспечивающие продовольственную безопасность страны. «Мы предлагаем создать своего «локомотивы роста» аграрной экономики всей страны. К тому же, такой подход сегодня широко и успешно применяется в развитии туризма, инновационного комплекса, транспорта, энергетики и других отраслей», - добавил Иван Лоор.

Председатель АКЗС пояснил, что упомянутый законопроект предполагает несколько ориентировочных критериев, позволяющих выделить особо значимые территории. По предварительным расчетам, в рамки предложенных критериев входят порядка семи-восьми крупнейших аграрных регионов страны: Республика Башкортостан, Татарстан, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский края,  Оренбургская, Ростовская области.

На примере Алтайского края спикер краевого парламента охарактеризовал потенциал и проблемы особо значимых аграрных территорий.

«По ряду позиций Алтайский край занимает лидирующие позиции на российском продовольственном рынке - 1-е место по производству муки, 1-е место по производству сыра, второе место - по производству крупы. Характерный пример: в прошлом году три четверти гречихи в стране выращено в Алтайском крае. В том числе наш регион отличает многообразие природно-климатических зон и выращиваемых сельскохозяйственных культур. Наличие семи природно-климатических зон - от полупустынь до альпийских лугов - позволяет выращивать практически все традиционные для нашей страны культуры, вплоть до винограда», - рассказал Иван Лоор.

По словам спикера, поддержка сельскохозяйственного производства неизменно остается приоритетом бюджетной политики Алтайского края. Согласно этому, в результате последней корректировки краевого бюджета доля расходов на поддержку сельского хозяйства составила около 10% от собственных доходов бюджета. Вместе с тем, Иван Лоор отметил, что с учетом масштаба аграрного сектора края объемы государственной поддержки оказываются недостаточными. Имея самую большую в стране посевную площадь сельскохозяйственных культур, край в расчете на 1 га получил средств по Госпрограмме более чем в 2 раза меньше, чем в среднем по России.

Председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания озвучил ряд предложений, призванных увеличить эффективность механизмов государственной поддержки. Одно из важнейших - обеспечение доступа сибирского продовольствия к рынкам сбыта. Сегодня из-за высоких транспортных тарифов продукция Алтайского края зачастую оказывается неконкурентоспособной. С целью устранения подобных препятствий было озвучено предложение - установить льготный понижающий коэффициент в размере 0,3 на постоянной основе и применять его, начиная с первого километра пути. По мнению спикера АКЗС, это касается не только Алтайского края, но и других ведущих аграрных регионов Сибири - Новосибирской, Омской областей, Красноярского края.

«Мы предполагаем реализацию целого ряда проектов по развитию инфраструктурных отраслей. В частности, предусматривается развитие социальной сферы села, строительство и реконструкция объектов дорожно-транспортной сети, развитие газовых сетей, строительство объектов электроэнергетики, на принципах и механизмах государственно-частного партнерства. Здесь бы мне особенно хотелось подчеркнуть, что ряд этих мер относятся к так называемой «зелёной корзине» мер поддержки АПК, которая установлена в рамках Всемирной торговой организации. Таким образом, по этим направлениям не предполагается каких-либо ограничений государственных расходов, - пояснил председатель краевого Заксобрания.

Еще одним из важнейших вопросов для жителей более чем сорока регионов, по мнению Ивана Лоора - это вопрос о так называемом «поясном коэффициенте». Для Алтайского края, например, он был в свое время установлен в размере 1,15 - 1,20 и в дореформенный период позволял хотя бы частично компенсировать жителям региона дополнительные расходы, связанные с проживанием в неблагоприятных климатических условиях. Сегодня экономическая роль это механизма практически полностью нивелирована.

«Я убежден, что мы сегодня вправе поставить вопрос о выплате поясного коэффициента для работников реального сектора за счет федерального бюджета. Если государство заинтересовано в прекращении депопуляции сибирских регионов, эта мера просто необходима. Кроме того, выплата надбавок из федерального бюджета позволить вывести из тени сотни миллиардов рублей!», - обратил внимание спикер АКЗС.

В заключение своего выступления Иван Лоор напомнил, что вышеназванные инициативы в рамках концепции особо значимых аграрных территориях прошли очень широкое и детальное обсуждение на уровнях, в том числе в Правительстве и Федеральном Собрании, и везде получили поддержку. А также председатель краевого Законодательного Собрания выразил уверенность в том, что их принятие позволит существенно укрепить продовольственную безопасность страны, обеспечить россиян качественным и безопасным питанием на многие десятилетия.


05.08.2011 Теги: И.И. Лоор, Белокуриха

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Февраль 2023

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 01 02 03 04 05