• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Общественность – на борьбу с коррупцией

Истребить коррупцию без четкой гражданской позиции невозможно, - к такому выводу пришли участники Совета по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания РФ с законодательными органами государственной власти субъектов РФ.

Темой проведения Совета Законодателей стал «Общественный контроль в сфере противодействия коррупции и его законодательное обеспечение на федеральном и региональном уровнях».

Руководители представительных органов субъектов Российской Федерации поделились опытом и разработали общие рекомендации по совершенствованию федерального законодательства. От Алтайского края выступил спикер Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор.

Он отметил, что в рамках исполнения поручения Президента РФ Дмитрия Медведева в Алтайском крае принято соответствующее антикоррупционное законодательство и наработана определенная практика. Речь тогда шла, в том числе и о законодательном закреплении системы контроля в стране - государственного, общественного и парламентского.

На сегодняшний день в Алтайском крае сложилась система антикоррупционного законодательства, в которой, в том числе, нашли отражение вопросы общественного контроля в сфере противодействия коррупции.

Прежде всего, практикуется активное привлечение общественности к работе различных межведомственных органов, совещательных и консультативных органов, рабочих групп. Так, в Алтайском краевом Законодательном Собрании уже третий год действует рабочая группа по проведению антикоррупционной экспертизы законов Алтайского края и проектов нормативных правовых актов. В ее состав наравне с представителями органов власти включены члены Общественной палаты Алтайского края, ученые и специалисты научных и образовательных учреждений.

Второе направление - это независимая антикоррупционная экспертиза, центральным звеном которой является Общественная палата Алтайского края.

Согласно краевому закону «О противодействии коррупции в Алтайском крае» Общественная палата Алтайского края, иные институты гражданского общества и граждане проводят независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов Алтайского края и их проектов.

Краевым законом «Об Общественной палате» предусмотрено, что для проведения общественной экспертизы в Палату направляются в обязательном порядке проекты законов по вопросам социальной политики и обеспечения общественной безопасности и правопорядка.

«На практике мы направляем общественникам значительно более широкий круг законопроектов. Члены палаты участвуют в сессиях краевого парламента, заседаниях всех постоянных комитетов, в публичных слушаниях. Всего в данной работе участвует более 30 общественных формирований», - отметил в своем выступлении Иван Лоор.

Отдельной главой в краевом законе выделена поддержка общественных инициатив, направленных на противодействие коррупции.

Например, в прошлом году при поддержке краевых властей проведен обучающий семинар для представителей некоммерческих организаций с обзором современного антикоррупционного законодательства и обсуждением роли некоммерческого сектора в формировании стандартов антикоррупционного поведения в обществе. Ряд организаций, реализующих общественные антикоррупционные инициативы, выиграли гранты Губернатора Алтайского края (например, в 2010 году поддержку получили три таких проекта).

Одним из путей привлечения общественности к экспертизе является также размещение некоторых значимых законопроектов на сайте краевого парламента. И, кстати, в таком формате обсуждался и краевой закон «О противодействии коррупции в Алтайском крае».

Иван Лоор отметил, что именно развитие институтов общественного контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции является одной из основных мер по профилактике коррупции. И работа в этом направлении будет в дальнейшем продолжена.

Кроме того, спикер краевого парламента обратил внимание на некоторые сложности, с которыми приходится сталкиваться в вопросах общественного контроля сфере противодействия коррупции. Прежде всего, они связаны с пробелами антикоррупционного законодательства в этой области.

В частности, было отмечено, что:

- нет единого законодательного акта, регулирующего вопросы общественного контроля в этой сфере;

- на законодательном уровне не определены понятия независимой антикоррупционной экспертизы, не установлены сроки для проведения экспертизы;

- не разработана примерная методика проведения независимой антикоррупционной экспертизы, что условжняет работу общественников;

- не установлен механизм отбора для проведения общественной экспертизы действующих нормативных актов.

Некоторые из подобных вопросов можно попытаться разрешить в региональном законодательстве. Но, думаю, было бы правильнее, если бы общие подходы по организации общественного контроля в сфере противодействия коррупции установил федеральный законодатель.

По итогам видеоконференции было принято Решение:

1. Рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:

1) разработать проект федерального закона об общественном контроле в сфере противодействия коррупции;

2) обеспечить трансляцию на официальном сайте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в сети Интернет мероприятий, проводимых палатой по вопросам реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.

2. Предложить Правительству Российской Федерации:

1) разработать механизмы участия институтов гражданского общества и граждан в общественной экспертизе проектов нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции;

2) рассмотреть возможность финансирования научных разработок в сфере противодействия коррупции, а также проведения конференций и семинаров, в том числе с привлечением иностранных специалистов, с целью выработки единой стратегии в этой сфере.

3. Предложить Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации размещать на своих сайтах в сети Интернет информацию о результатах антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в том числе проведенных независимыми общественными экспертами.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) завершить работу по приведению нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в соответствие с Федеральным законом "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

2) разработать систему мер, обеспечивающую эффективное участие институтов гражданского общества и граждан в сфере противодействия коррупции;

3) завершить работу по созданию общественных палат субъектов Российской Федерации.

5. Рекомендовать Общественной палате Российской Федерации, общественным палатам субъектов Российской Федерации продолжить работу по привлечению институтов гражданского общества и граждан к проведению общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления на предмет выявления в них коррупциогенных факторов.

6.Предложить средствам массовой информации:

1)осуществлять пропаганду в сфере противодействия коррупции путем:

широкого обсуждения проектов актов законодательства и правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции;

опубликования информации о коррупциогенных факторах, выявленных в ходе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

формирования у граждан навыков антикоррупционного поведения, стойкого неприятия коррупции в обществе;

2)не допускать публикацию недостоверной и неподтвержденной информации о коррупционных проявлениях в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц.

 


13.05.2011 Теги: И.И. Лоор, РФ

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Январь 2023

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05