• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Родись рыбка, большая и маленькая!

 Как возродить рыбохозяйственную отрасль Сибири?

Заядлых рыбаков на Алтае - тысячи: и рек у нас много, и рыбы в них тоже, казалось бы, достаточно. Тем не менее, сегодня активно обсуждается вопрос о развитии рыбохозяйственного комплекса. В том числе, этой теме было посвящено недавнее совещание в Новосибирске, в котором приняли участие заинтересованные стороны со всего Сибирского федерального округа.

По мнению организаторов совещания, в Сибири проблема упадка рыбохозяйственного комплекса и необходимость ее дополнительного законодательного регулирования действительно существует: внутренние резервы материально-технической базы, заложенные еще в 80-е годы, во многом исчерпали себя, а отечественные предприятия в большинстве случаев не могут эту базу обновить.

О деталях ситуации в рыбохозяйственной отрасли и результатах окружного совещания рассказал непосредственный участник встречи - председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по аграрной политике и природопользованию, член фракции «Единая Россия» Сергей Серов.

- Сергей Николаевич, как оценивается состояние рыбохозяйственного комплекса сегодня?

- Рыбохозяйственный комплекс играет значительную роль в поддержании продовольственной безопасности нашей страны, а Сибирский федеральный округ играет очень важную роль в выполнении данной задачи.

В то же время, за последние годы на смену крупным сельскохозяйственным и рыболовецким совхозам и колхозам пришли организации, с численностью работающих не больше четырех-пяти человек. К тому же эти предприятия не имеют необходимого технического оснащения, у них отсутствует необходимый для полноценной работы флот. По тем или иным причинам, они практически не приобретают оборудования и флот, даже по лизинговой системе, что еще более усугубляет ситуацию.

На сегодняшний день ни в одном субъекте СФО не осваиваются выделенные «Росрыболовством» квоты. Средний процент по округу составляет 60-70%. В Алтайском крае ситуация аналогична.

Президентом РФ Д.А. Медведевым утверждена «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации», в которой прямо говорится о том, что необходимо увеличить темпы структурно-технологической модернизации рыбохозяйственного комплекса. Также в ней установлен жесткий ориентир, которого мы должны добиваться - достижение удельного веса отечественной рыбной продукции отметки в 80%.

- Выдвигали ли вы какие-то конкретные предложения для решения проблем рыбохозяйственного комплекса Сибири?

- Отечественные предприятия в силу объективных причин не могут обновить материально-техническую базу. Нам необходимо совершенствовать законодательство так, чтобы оно позволяло обеспечить поддержку и модернизацию всей рыбохозяйственной отрасли. Для этого нужно привлекать средства федерального и краевого бюджетов, средства «Росагролизинга».

Одна из предложенных мною мер касается внесения ряда актуальных изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Я считаю, что нужно закрепить использование долей квот добычи водных биоресурсов и рыбопромысловых участков в качестве предмета залога для получения кредитов. Водные биоресурсы, добытые в научно-исследовательских и контрольных целях не должны уничтожаться. Еще один важный пункт - предоставление права субъектам Российской Федерации разрабатывать и утверждать по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства правила любительского и спортивного лова для своего региона.

- Как планируется поддерживать экологическое здоровье водоемов? И планируется ли вообще?

- Этой теме также было уделено немало внимания. В настоящее время повсеместно на наших водоёмах широко используют сети из пластикового моноволокна (лески) китайского производства. При этом уровень браконьерства растёт благодаря эффективности орудий лова. Но это далеко не все: брошенные сети засоряют водоемы, препятствуют миграциям рыбы и водных животных, которые, попадая в них, погибают, что, плюс ко всему, загрязняет водоемы токсическими веществами.

Статья 26 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» запрещает ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов. Как показала практика, такая мера не является достаточной. Поэтому было решено запретить использование и продажу в оптовой и розничной торговой сети электроловильных и сетных орудий лова из лески, как это сделано при любительском и спортивном рыболовстве.

Не менее острой остается проблема продажи незаконно добытых водных биоресурсов. В торговых точках, продается не только рыба, выловленная в соответствии с выделенными квотами, но и та, что добыта незаконно, в том числе, с применением электротока. Администрации торговых точек не требуют от поставщиков подтверждения законности вылова биоресурсов. Полное отсутствие нормативно-правовой базы по обороту водных биоресурсов привело к тому, что рынок насыщен откровенно браконьерской рыбой. Скупка, переработка и сбыт незаконно добытых водных биоресурсов осуществляется практически открыто, существующим законодательством не регламентируется. В целях разрешения данной проблемы было решено рекомендовать Федеральному агентству по рыболовству выйти с предложением в Правительство РФ об утверждении правил оборота водных биологических ресурсов.

Еще одним важным вопросом, требующим решения, является подход к формированию рыбопромысловых участков. Чтобы получить статус рыбопромыслового участка, нужно иметь в наличие промысловые запасов и вести промышленное рыболовство в течение 20 лет. Согласитесь, не каждый рыбохозяйственный водный объект, в силу различных причин, может быть таковым.

Необходимо изменить подход к формированию рыбопромысловых участков и осуществлению рыболовства на них, учитывая специфику внутренних водоемов. Загромождение рек гидротехническими сооружениями - основная проблема рыбного хозяйства на речных системах. На плотинах отсутствуют или находятся в нерабочем состоянии рыбопропускные устройства, что препятствует прохождению рыбы к местам нереста, но ущерб рыбному хозяйству наносится и при эксплуатации водохранилищ, при несогласованных сбросах воды.

Существуют и другие сценарии последствий бесконтрольных сбросов водохранилищ. Постоянные колебания и изменения уровня водоемов приводят к гибели икры и выклюнувшейся личинки. В нашем регионе гидрологический режим зависит от уровня, регулируемого Новосибирской ГЭС. Из-за несогласованных действий энергетиков подрывается нерест на основных воспроизводственных участках края - Шелаболихинском и Каменском. От сбросов воды из Новосибирского водохранилища нередко наблюдается гибель рыб, а потери потомства достигают 40%. Поэтому необходимо законодательно закрепить, что эксплуатация гидротехнических сооружений должна осуществляться в обязательном порядке с учетом интересов рыбного хозяйства.

- Коснуться ли изменения механизма распределения квот на вылов?

- Анализ практики проведения конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка показал, что Правила организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства требуют существенной доработки, поскольку не учитывают специфику рыболовства на внутренних водоемах.

К примеру, есть 60 муниципальных образований. Значит, пользователю необходимо иметь 60 рыбоперерабатывающих цехов. Кроме того, большая часть пользователей - это индивидуальные предприниматели, которые заняты делом, платят налоги, поставляют свежую рыбу на крупные рынки и мелкие торговые точки в населенных пунктах, где именно свежая недорогая рыба наиболее востребована. Такими схемами хозяйствования, в какой-то мере, решаются социальные вопросы, наиболее остро стоящие в сельской местности. Условиями конкурса, требованиями к претендентам мы лишаем одних - работы, других - свежих, а главное - недорогих продуктов питания.

Кроме того, необходимо сказать о самих требованиях. Правила проведения конкурса в той редакции, которая существует в настоящее время, не выполнимы. Органы статистики и налоговые службы требуемых данных не предоставляют, ссылаясь на то, что таких форм и справок не существует.

В ближайшие два года нам нужно очень постараться, чтобы принять нормативные правовые акты, которые завершат формирование необходимой законодательной базы. Это возможно при консолидации усилий исполнительной и законодательной власти, а также общественных отраслевых организаций, представляющих рыбацкую общественность.

Справка

За минувший 2010-й год улов рыбы в Сибирском Федеральном Округе составил 16 073,5 тонн, из них 986 тонн - в Алтайском крае.

 

Дмитрий Черских

Опубликовано в газете "Алтайская правда" № 80-81от 29-го марта.

 


29.03.2011 Теги: С.Н. Серов, СМИ

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Август 2021

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05