• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Александр Лазарев: «В медицине нужны серьёзные перемены»

В рамках Программы модернизации здравоохранения на 2011-2012 годы российское здравоохранение дополнительно получит из Федерального фонда обязательного медицинского страхования 460 млрд. руб. Из них 6,4 млрд. руб. предназначено Алтайскому краю.

О том, какие преобразования произойдут за счёт этих средств в нашем регионе, рассказывает председатель комитета краевого Законодательного Собрания по здравоохранению и науке профессор Александр Лазарев:

- Медицине я отдал около 40 лет жизни и за это время наблюдал в ней как положительные, так и не совсем удачные перемены. Почему именно сегодня так остро встала необходимость модернизации отечественного здравоохранения? Хотя в последние годы наметились позитивные сдвиги в укреплении здоровья населения, но, если говорить честно, их нельзя назвать стойкими - нужны кардинальные перемены. Именно этого люди ждут от власти: в ходе опроса 90% жителей подтвердили, что главным для них остается здоровье.

Основную работу по подготовке реформы взяла на себя партия «Единая Россия». К слову сказать, многие страны, осуществляя подобные изменения, что называется, сломали на этом зубы. Нужна незаурядная уверенность и даже смелость, чтобы взвалить на себя такой груз.

Нынешняя модернизация началась не с обычных структурных и функциональных преобразований, а с выделения значительных финансовых ресурсов - в этом её особенность. Благодаря губернатору Александру Карлину край получил более высокий, чем наши соседи по Сибирскому федеральному округу, трансферт. Это связано с тем, что и краевой бюджет увеличил расходы на здравоохранение на 2011 год на 27%. Но даже после реализации проекта через два года финансовая подпитка здравоохранения сохранится.

Впечатляющие достижения мировой и российской научной медицины в последнее десятилетие позволяют многое сделать для лечения и сбережения народа. Но массового распространения новшества пока не могут получить из-за их дороговизны. Современная медицина чрезвычайно дорога и потому даже в развитых государствах не по карману широким слоям населения.

Конечно, и в стране, и в нашем крае делают уникальные операции, мы действительно многого добились в самых разных областях медицины, но это относится, как правило, к столице и крупным городам. Настала пора оглянуться и на провинцию. Сегодня речь идёт о том, чтобы жители глубинки, самых отдаленных окраин могли повсеместно рассчитывать на такое же высокотехнологичное и качественное обслуживание, как в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске или Барнауле.

Не все воспринимают предстоящую модернизацию однозначно. Даже от коллег приходится порой слышать о грядущем упразднении медучреждений, закрытии больниц... Со всей ответственностью заявляю: не будет сокращено ни одно лечебное учреждение, ни один медицинский работник. Такова позиция властей Алтайского края - законодательной и исполнительной. Вместе с тем многое придется менять.

Новым содержанием наполнится в первую очередь первичное медицинское звено. Например, значительно возрастет нагрузка на сельские ФАПы, где будут вести профилактическую и санитарно-просветительскую работу, делать подворные обходы населения, организовывать продажу лекарств. Уже в этом году 6 из них приобретут статус врачебных амбулаторий. Появится около 200 новых специалистов так называемой общеврачебной практики. В отличие от терапевта участковой больницы врач такого профиля овладеет методиками УЗИ, эндоскопии, будет делать общий анализ крови, кардиограмму и ее расшифровку, многое другое. В итоге пациенту из далекого села не придется ехать в райцентр, чтобы пройти обследование. Укрепятся позиции районных больниц: они станут центрами здоровья, оказания скорой, неотложной, паллиативной помощи.

Предполагается формирование новой организационной модели в структуре службы родо-вспоможения. Будет создано 15 межрайонных перинатальных центров, которые оснастят новейшим оборудованием. Учитывая социальную значимость и ориентацию на рост рождаемости, в крае планируется построить новый современный перинатальный центр. Он позволит комплексно решить проблему здоровья матери и ребенка.

Значительно расширится сеть дневных стационаров, к ним прибавятся и стационары на дому. Дополнительно по краю будет сформировано 78 бригад скорой помощи, почти все - в сельской местности. Приоритетное развитие получит амбулаторно-поликлиническая помощь. Для сельского населения станет более доступна специализированная консультативная помощь: откроются 12 межрайонных кардиологических и 6 пульмонологических кабинетов.

В городах опорными станут медицинские кластеры, которые позволят избежать дублирования, упорядочить работу крупных лечебных учреждений, значительно сэкономить средства.

Теперь о том, как будут распределяться средства по районам. Финансирование зависит от того, сколько та или иная администрация выделила на медицину из своего бюджета. Средства планируется распределять по трем основным направлениям. Большая часть пойдет на материально-техническое обеспечение: свыше 100 больниц края капитально отремонтируют, в остальных проведут текущий ремонт, 17 - построят (из них 15 - в сельской местности). Их «начинкой» станет самое современное оборудование.

Второй блок финансирования предназначен для внедрения медико-экономических стандартов лечения - МЭС. Они нужны, чтобы каждый гражданин, где бы он ни проживал, имел в одинаковой мере твердые государственные гарантии оказания медицинской помощи. В стандарт входят повышение оплаты труда в отрасли, переподготовка и повышение квалификации специалистов. Зарплата врачей при этом значительно возрастет.

Третье направление - внедрение современных информационных систем. Насыщение новой компьютерной техникой позволит сделать близкой и реальной связь как между учреждениями здравоохранения, так и с ведущими научными центрами страны. Уже не диковинками станут видео-консультации больных, транслируемые из крупнейших клиник, электронная медицинская карта, запись к врачу по Интернету. Поэтапно вводится в действие единый федеральный реестр медицинских услуг, который уравняет в правах пациентов, к примеру, Москвы и далекого сибирского села.

Разделение медучреждений в свое время на разные уровни подчинения создало много проблем. Сейчас крайздрав-управление не может повлиять на районную больницу: она находится в подчинении главы администрации. Где район покрепче и позволяют финансы - там лучше медобслуживание, больше зарабатывают врачи. И наоборот. Так быть не должно: люди изначально должны находиться в равных условиях. Поэтому мы возрождаем системный подход в управлении, с единым центром координации: вертикаль власти придаст большую функциональную гибкость всей системе. К концу 2012 года все муниципальные больницы станут краевыми. Таким образом, все будут работать по единым правилам.

Меня спрашивают, будет ли программа модернизации проходить апробацию, чтобы избежать ошибок в процессе её реализации? Нужно понять, что мы начинаем не с чистого листа. Например, уже работают в этом направлении врачебно-диспетчерские бригады, созданные на базах краевой клинической больницы, диагностического и онкологического центров. Они взяли на себя роль первопроходцев. Здесь уже обкатали новшества, благодаря чему обнажились сильные и слабые стороны процесса. Анализ позволит не допустить ошибок в будущем.

Если удастся в той или иной мере осуществить модернизацию здравоохранения, продолжительность жизни в Алтайском крае увеличится до 70 лет - а это один из основных показателей общественного здоровья. В настоящее время по многим заболеваниям, несмотря на их рост, смертность снижается. Это относится, в частности, к онкологии. Да, число пациентов в начальной стадии болезни за последние годы выросло в десятки раз, но зато все они после лечения стали практически здоровыми.

Программа призвана обеспечить стабилизацию, а в последующем - снижение летальности от самых распространенных болезней, несчастных случаев, травм, отравлений, а также младенческой, перинатальной и материнской смертности.

Одно из главных условий реализации сложнейшей реформы заключается в том, чтобы наши люди наконец поняли, что здоровье - в их собственных руках. Ведь множество заболеваний обусловлено образом жизни: питанием, вредными привычками, отношением к физкультуре и спорту. Доказано: здоровье в своей основе зависит от самого человека, от желания постоянно улучшать качество собственной жизни, а органы власти призваны создавать условия для реализации гражданином конституционного права на здоровье.

Если государство будет целенаправленно вкладывать ресурсы в новый проект модернизации здравоохранения, а мы в регионе эффективно их использовать, уверен, результат не замедлит сказаться уже в этом году.

Татьяна Семина


29.03.2011 Теги: А.Ф. Лазарев, СМИ

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Январь 2023

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05