Правовой статус бюджетных учреждений будет существенно изменен
На выездном заседании комитета АКЗС по социальной политике обсудили, что ждет учреждения образования, культуры и здравоохранения края О том, что станет с учреждениями образования, культуры и здравоохранения, и как повлияет на их работу изменение порядка бюджетного финансирования, обсудили участники выездного заседания комитета АКЗС по социальной политике, которое прошло в Троицком районе. Главным предметом дискуссии стали особенности практического применения федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений Алтайского края». В число участников выездного заседания вошли депутаты и члены комитетов краевого парламента, заместитель председателя комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике Павел Дитятев, заместитель начальника краевого управления по образованию и делам молодежи Геннадий Сафонов, заместитель начальника Главного управления по социальной защите населения и преодоления последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Виктор Ретенко, заместитель начальника управления по физической культуре и спорту Анатолий Гиганов и другие представители профильных управлений Администрации Алтайского края, депутаты Троицкого районного Совета. В рамках заключенного в октябре Соглашения о сотрудничестве законодательных органов Алтайского края и Республики Алтай особыми гостями мероприятия стали представители Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай. По словам заместителя главы Троицкого района Виктора Журавлева по составу участников мероприятия можно оценить важность налаживания взаимопонимания между законодательными органами и представителями социальных учреждений. Открывая работу заседания, председатель комитета АКЗС по социальной политике Ирина Солнцева пояснила некоторые вопросы, которые возникают в ходе реализации федерального закона №83-ФЗ: «Цель данного закона повысить качество и эффективность услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств, снять устаревшие и избыточные ограничения в работе учреждений социальной сферы, переориентировать их на запросы и интересы граждан России». По ее словам, федеральный закон существенно изменяет регулирование статуса государственных и муниципальных учреждений, задает новые рамки для функционирования государственного и муниципального бюджетного сектора. Он предусматривает распределение всех государственных или муниципальных учреждений на три типа: бюджетные учреждения с расширенным объемом прав; казенные учреждения (ныне бюджетные, но с ограничением прав) и автономные учреждения, имеющие полную самостоятельность и самые широкие возможности. В рамках обсуждения Ирина Солнцева особо подчеркнула, что органы местного самоуправления в декабре этого года должны самостоятельно определить тип действующих муниципальных учреждений. Она напомнила, что законом устанавливается переходный период до июля 2012 года, в течение которого бюджетные учреждения с расширенным объемом прав будут функционировать в прежнем правовом режиме. Заканчивая свое выступление, председатель комитета по социальной политике обратилась к представителям местной власти с просьбой «начинать подготовительную работу по реализации закона, не дожидаясь его окончательного вступления в силу». В ходе мероприятия представители профильных управлений Администрации края озвучили свои рекомендации по технологии подготовительных работ, связанных с соответствующей спецификой той или иной сферы деятельности. В заключение организаторы мероприятия ответили на вопросы, которые в большей части касались модернизации в образовательной сфере. По итогам выездного совещания его участники рекомендовали депутатам Троицкого района совместно с представителями исполнительных органов местного самоуправления обсудить в рамках сессий районного Совета депутатов вопрос о ходе реализации федерального закона № 83-ФЗ в муниципальных образованиях. Кроме того было предложено провести анализ экономического и управленческого потенциала муниципальных учреждений и определить типы муниципальных учреждений по каждой отрасли бюджетной сферы на основании методических рекомендаций, утвержденных Правительством России. Также депутатам органов местного самоуправления взять под личный контроль разработку и утверждение органами местного самоуправления Плана мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений по отраслям бюджетной сферы.
Справка: Наиболее распространенные мифы, связанные с реализацией федерального закона №83-ФЗ (по материалам комитета по социальной политике): Миф №1: Новые бюджетные учреждения будут наращивать платные услуги за счет сокращения объема бесплатных услуг. В соответствии с 69 статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации не меняется содержание государственного задания. Как в настоящее время, так и в дальнейшем Госзадание должно содержать предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен и тарифов. Платные услуги учреждение вправе оказывать только сверх установленного гос. (муниципального) задания (ст. 9.2 Закона «О неккомерческих организациях»).
Миф №2: Принятие Федерального закона повлечет массовые увольнения Не соответствует действительности. В Федеральном законе прямо указано, что в связи с его принятием не требуется переназначение руководителей и работников казенных учреждений, созданных в соответствии с законом, и существующих бюджетных учреждений
Миф №3: Школьникам оставят три бесплатных урока в неделю, за остальное придется платить В настоящее время финансирование осуществляется по нормативу на реализацию стандарта общего образования. С введением Закона (83-ФЗ)- государственные задания в сфере образования формируются на основе федеральных стандартов и базисного учебного плана общего образования, в которых устанавливается как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. К примеру, согласно базисному плану 7-го класса для географии, истории, литературы и физики отведено по 2 урока в неделю, для русского и иностранного языка - по 3, для математики - 5 и др. Весь этот объем по-прежнему будет бесплатным и полностью покрываться государственным заданием. Другое дело, если родителя захотят сверх гос.задания и базисного учебного плана проводить, к примеру, не 2 урока физики в неделю, а 3 или 4. Такую возможность школа может предоставить им платно, но во внеурочное время и не в ущерб выполнению государственного задания. Порядок определения платы за такие дополнительные услуги должен устанавливать учредитель образовательного заведения.
Миф №4: Малокомплектные сельские школы будут вынуждены закрыться, так как гос.задание будет минимальным из-за маленького объема оказываемых услуг, а возможности для заработка и оказания платных услуг на селе минимальны из-за низкой платежеспособности населения Закон передает решение всех вопросов о региональной и муниципальной бюджетной сети субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. Соответственно, малокомплектные школы без внебюджетных доходов, возможно, перевести по упрощенной процедуре в казенные учреждения, и для них ничего не изменится - они будут продолжать жить по смете, как живут сейчас. |
03.12.2010 Теги: И.В. Солнцева, Троицкий район