• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

От рабочего до директора «Барнаултрансмаша»: путь Вадима Каргаполова

Следующий рассказ из цикла историй о Почетных гражданах Алтайского края посвящен выдающемуся руководителю легендарного завода «Барнаултрансмаш» Вадиму Александровичу Каргаполову.

«Барнаултрансмаш» сыграл важнейшую роль в промышленном обеспечении фронта в годы Великой Отечественной войны. Основанный в 1942 году на базе эвакуированных Харьковского и Сталинградского тракторных заводов, он выпустил за годы войны более 10 000 танковых двигателей. Послевоенные годы ознаменовались продолжением работы на «оборонку», что позволило «Трансмашу» к началу 90-х стать настоящим промышленным гигантом.

Распад СССР и экономический кризис 90-х годов стали тяжелым испытанием для многих предприятий Барнаула, поставив их на грань выживания. Именно в этот критический момент судьба «Барнаултрансмаша» оказалась в руках Вадима Каргаполова.

Вадим Александрович родился в 1939 году в городе Свободный Амурской области. После окончания Томского политехнического института по специальности «Металловедение, оборудование и технология термической обработки металлов» в 1961 году оказался на Алтае. Прежде чем возглавить завод, прошел все ступени производственной иерархии.

В 1990 году Каргаполова назначают директором завода, несмотря на его собственные сомнения. «На нашем заводе проводились кадровые эксперименты, – вспоминал Вадим Александрович, – и я, будучи начальником механосборочного производства, впервые примерил директорский хомут, но восторга не испытал. На производстве я чувствовал себя в привычной атмосфере, на своем месте». Тем не менее, он принял возложенную на него ответственность.

С 1990 года началось сокращение гособоронзаказа, и заводу пришлось адаптироваться. «Теперь каждый цех сам искал способы выживания. Надо было учиться считать деньги, привлекать заказы», – рассказывал Вадим Каргаполов. Так, завод разработал серию универсальных гражданских двигателей. Чтобы выжить, освоили систему бартера: двигатели обменивались на товары народного потребления. В условиях кризиса военные заводы пытались освоить «мирную» продукцию, но низкая покупательная способность населения сделала такие проекты нерентабельными.

В конце 1992 года предприятие преобразовалось в холдинг «Барнаултрансмаш», что позволило управлять акциями дочерних предприятий.
 
В 1993 году крупный пожар уничтожил завод двигателей КАМАЗа. Нашему заводу удалось временно занять рынок поставок моторов автогиганту, и КАМАЗы загудели по-барнаульски. Однако вскоре ситуация стабилизировалась, и завод потерял этот источник дохода.

К 1995 году производство дизелей на «Барнаултрансмаше» упало в 5 раз, а штат сократился на 13 тысяч человек. К 1997 году доля оборонного заказа составляла лишь 10%, а износ основных фондов достиг более 80%.

В этих условиях Вадим Каргаполов инициировал создание Союза промышленников Алтая и был избран его первым президентом. Союз поставил перед собой задачи по разработке промышленной политики, привлечению инвестиций и контролю над тарифами. В АКЗС было создано депутатское объединение «Союз промышленников», которое продвигало налоговые льготы для предприятий ОПК.

Дефолт 1998 года ударил по «Барнаултрансмашу» ростом цен на металл. Тем не менее, завод продолжил работу, разработав дизель-генераторные установки на базе «Жигулей». В 1999 году Каргаполов с надеждой говорил об «оживлении в экономике», подчеркивая, что «само время заставляет действовать самостоятельно, без привычных указок сверху». Несмотря на перспективность, проект с «АвтоВАЗом» не получил развития, и в 2003 году «Барнаултрансмаш» выпустил последний двигатель ВАЗ-341.

В 2000 году Вадим Каргаполов ушел с поста генерального директора «Барнаултрансмаша», но до 2002 года оставался председателем Совета директоров. После Каргаполов сосредоточился на работе в Союзе промышленников Алтая, в состав которого уже входили 88 предприятий.

Важно понимать, что выход из кризиса 90-х - это результат огромного труда множества людей. В то время как многие заводы Барнаула прекратили свое существование, «Трансмаш» остался заводом, и в этом - неоценимая заслуга Вадима Каргаполова.

Вадим Александрович был удостоен звания «Заслуженный машиностроитель РФ», «Почетный гражданин города Барнаула» и «Почетный гражданин Алтайского края». Он ушел из жизни 17 марта 2014 года.

По материалам книги «Гордость Алтая – люди»


16.05.2025 Теги: Почетный гражданин Алтайского края, промышленность, АКЗС

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Май 2024

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 01 02