Гордость Алтая – люди. Руфина Овсиевская: урок длиною в жизнь
Роль учителя в жизни каждого человека огромна. Одиннадцать лет и не простых, а фундаментальных, проводит в школе ученик. Следующий рассказ о Почетных гражданах Алтайского края посвящен одной из самых титулованных учительниц – Руфине Овсиевской.
С 1951 года Руфина Серафимовна преподавала русский язык и литературу, работая заместителем директора сначала в школе №45, затем в школе №40. В 1980 году ей было присвоено звание «Народный учитель СССР». Это было событие – Народных учителей единицы. На Алтае она была и осталась единственной обладательницей этого звания. Руфина Овсиевская дважды избиралась депутатом Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся.
Ее сын, Александр Георгиевич Овсиевский, проработал в 40-й гимназии учителем, завучем, а после и директором почти 50 лет! «Какими были школы в то время? Огромные классы – по сорок человек. Большое количество второгодников: кто не тянул, не понимал – на второй год», – рассказывает Александр Георгиевич. За второгодников стали спрашивать с учителей. Учителя, в свою очередь, стали придумывать, как мотивировать детей учиться.
Руфина Серафимовна вспоминала: «Работать начала с большой радостью, сразу же поставила перед собою цель: вдохнуть в каждого ученика высокую гражданственность, передать ему не только оптимистическую радость жизни, но прежде всего гордость за победу над фашизмом, сердечную боль, неустанную тревогу, заботу о славе нашей Родины».
Но сначала нужно было «завоевать ребячьи сердца»: учитель посещала семьи своих учеников, узнавала об их жизни, стараясь поднять настроение не только детям, но и родителям. Узнав, что и как читают дети, она начала читать им вслух. Это делало уроки более эмоциональными и пробуждало в детях чувства. Руфина Серафимовна часто действовала по-своему: «Выслушать на уроке всех не хватало времени, тогда я стала слушать невыступивших ребят после уроков, в свободное и удобное для них время». Так удавалось с каждым поговорить, каждого услышать: «От таких диалогов мы получали взаимное удовлетворение, а в журнале не стало двоек».
Овсиевская часто отходила от традиционной схемы урока. «Бывали уроки, где она говорила, говорила и говорила. Бывали уроки, где она спрашивала, спрашивала и спрашивала», – вспоминает Александр Георгиевич. Она устраивала диспуты, дискуссии – о Маяковском, Есенине. Руфина Серафимовна считала, что школа должна давать возможность думать, спорить, делать выводы. Все ли учителя мыслят такими категориями? Для нее не было такого: я учитель, значит, я права, наоборот. «С умения признать свою неправоту начинается учитель», - считала она.
В 1960-е годы появилась программа Александра Кутузова по изучению авторов, не вошедших в школьную программу. Это новшество пришлось Руфине Серафимовне по душе: «Мы изучали огромное количество писателей, поэтов, которых стали изучать намного позже. Чингиз Айтматов, Роберт Рождественский, Виктор Астафьев, Евгений Евтушенко…». «Тогда они были современниками, — вспоминает Александр Георгиевич, – но она уже говорила, что они войдут в классику».
«Дети с раннего возраста способны понимать сложные вещи. Мне часто говорят: уж очень умно у вас рассуждают ребята. Учу их этому с самого начала. Уже в четвертом классе мы разбираем такие понятия, как совесть, долг, подвиг. С чтением художественных произведений проблем нет – если не сформируем читателя, какой же разговор о литературе?» – рассказывала учитель.
В начале 1990-х годов из-за проблем со здоровьем учитель была вынуждена ограничить свою преподавательскую деятельность. Родители учеников возили ее на работу – это говорит о многом.
История Руфины Серафимовны Овсиевской показывает, как необходимы школе подвижники. Школа не завод, дети не детали, в школе «душа с душою говорит», и никак иначе. |
04.03.2025 Теги: Почетный гражданин Алтайского края, АКЗС