• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Предварительные итоги работы 7-го созыва АКЗС: бюджетная и налоговая политика

Продолжаем публиковать предварительные итоги работы депутатов 7-го созыва Алтайского краевого Законодательного Собрания. В сегодняшнем материале о том, что было сделано в сфере бюджетной и налоговой политики.

Бюджетный процесс

Работа по формированию краевого бюджета - одно из важнейших направлений деятельности депутатов регионального парламента. Парламентарии ежегодно утверждают законы Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период. «Трёхлетний» бюджет позволил организовать деятельность предприятий, организаций и учреждений с учетом среднесрочной перспективы. Принятию бюджета предшествует широкое общественное обсуждение, проведение публичных слушаний и консультаций с представителями Правительства Алтайского края и руководителями органов местного самоуправления.

Начиная с 2018 года законами о краевом бюджете между районами и городами распределялись не только дотации (межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе и без строго определенного направления использования) и субвенции (межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях финансового обеспечения расходных обязательств по переданным полномочиям. Подлежат возврату в случае невозможности целевого использования), но и субсидии (межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий субъектов РФ по предметам ведения регионов и предметам совместного ведения Федерации и регионов, а также обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения). Это позволяет получателям средств в более ранние сроки провести конкурсы на осуществление работ и услуг и в полном объеме освоить выделенные средства краевого бюджета.

Благодаря согласованной работе депутатского корпуса и органов исполнительной власти, взаимодействию с федеральными органами власти, удалось добиться значительного роста доходной части бюджета. Так, доходы краевого бюджета возросли с 83 млрд руб. в 2016 году до 134 млрд руб. в 2020 году. Рост составил 62%. При этом собственные доходы краевого бюджета за период работы 7-го созыва АКЗС выросли на 32%.

В общем объеме регионального бюджета доля социальных расходов составляет до 74%. При этом с учетом программного принципа формирования краевой казны, доля расходов, формируемых в рамках государственных программ Алтайского края, составляет до 91%.

Также ежегодно депутаты законодательно утверждали бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, принимали законы об исполнении краевого бюджета и бюджета ТФОМС Алтайского края.

На долговременной основе установлены единые нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципалитетов Так в бюджеты муниципальных районов и округов отчисляется 45% от собранного налога на доходы физических лиц. А в бюджеты городских округов - 5 процентов. Это укрепляет собственную налоговую базу муниципалитетов и способствует более эффективному планированию доходов. Также установлены единые нормативы отчислений в местные бюджеты от отдельных неналоговых доходов, поступающих в краевой бюджет. Закон Алтайского края от 5 октября 2020 года № 66-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере бюджетных правоотношений», закон Алтайского края от 1 марта 2021 года №10-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере бюджетных правоотношений».

Для более справедливого распределения бюджетных средств городам и районам для определения уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципалитетов введены коэффициенты дифференциации заработной платы и общей удаленности, которые дополнительно учитывают разницу в районных коэффициентах к заработной плате и удаленность муниципалитета от города Барнаула и населенного пункта от административного центра. Это позволяет более полно учитывать факторы, оказывающие влияние на стоимость предоставляемых муниципальных услуг в расчете на одного потребителя.

Депутаты АКЗС 7-го созыва сформировали правовую базу для создания и деятельности контрольно-счетных органов в городах и районах края. Это дает возможность повысить эффективность и прозрачность бюджетных расходов, усилить контроль за их целевым использованием. Начиная с 2020 года, в нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований учтена дополнительная численность работников для создания контрольно-счетных органов и расходы на их содержание. По состоянию на начало 2021 года собственные контрольно-счетные органы были созданы в большинстве муниципалитетов края. Закон Алтайского края от 5 мая 2017 года № 35-ЗС «О регулировании некоторых отношений в сфере организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края» регулирует отношения, связанные с организацией и деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края и отнесенные к компетенции субъектов Российской Федерации.

Установлены дополнительные основания для признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам, накопившихся в течение нескольких лет. Это позволило снизить объем совокупной задолженности перед бюджетом Алтайского края. Закон Алтайского края от 7 декабря 2017 года № 99-ЗС «О дополнительных основаниях признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам по региональным налогам».

В рамках контрольной деятельности на заседаниях постоянного комитета АКЗС по бюджету и налогам регулярно заслушивались информация руководителей главных распорядителей средств краевого бюджета по освоению выделенных средств и председателя Счетной палаты Алтайского края о результатах отдельных контрольных мероприятий.

Налоговая политика

Установлены налоговые льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), созданных в Алтайском крае в моногородах Заринске и Новоалтайске. В частности, резиденты ТОСЭР освобождены от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти налоговых периодов; также устанавливается льготная ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в краевой бюджет, в размере 5% в течение пяти налоговых периодов. Закон Алтайского края от 26 декабря 2017 года № 107-ЗС «Об установлении налоговых льгот для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов) Алтайского края».

Установлен специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получивший известность как «налог на самозанятых». Он направлен на создание благоприятных условий для легализации лиц, занятых в ненаблюдаемом секторе экономики, за счет низких налоговых ставок, предоставляемых возможностей регистрации, уплаты налога без посещения уполномоченных органов власти, исключения формирования отчетности. Принятие закона будет способствовать увеличению в регионе численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства. По состоянию на март 2021 года статус «самозанятый» в Алтайском крае получили уже более 14 тысяч граждан. Закон Алтайского края от 6 мая 2020 года № 25-ЗС «О введении на территории Алтайского края специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Расширены возможности индивидуальных предпринимателей по применению патентной системы налогообложения для обеспечения максимально плавного перехода с единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Также пересмотрен дифференцированный размер потенциально возможного годового дохода в зависимости от числа проживающих на территории населенного пункта: минимальный размер установлен для территорий, где численность жителей не превышает 500 человек. Это позволяет учитывать реальную ситуацию с уровнем доходов населения, потребительским спросом и сопутствующими издержками при ведении бизнеса в малонаселенных муниципалитетах. Закон Алтайского края от 27 ноября 2020 года № 88-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края».

Продлено до 1 января 2024 года применение нулевой налоговой ставки при использовании упрощенной и (или) патентной систем налогообложения для налогоплательщиков - впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в определенных законом сферах. Также расширен перечень видов экономической деятельности, по которым допускается применение нулевой налоговой ставки: к ним дополнительно отнесены ряд бытовых и иных услуг, ремонт определенных групп товаров, производство одежды из кожи, плетеных изделий, валяной обуви. Закон Алтайского края от 27 ноября 2020 года № 89-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной системы налогообложения на территории Алтайского края».

В рамках проводимого в России эксперимента по введению курортного сбора территорией введения такого сбора в Алтайском крае стал город-курорт Белокуриха. В 2019 году в Фонд развития курортной инфраструктуры Алтайского края от уплаты курортного сбора поступило более 52 млн рублей. Собранные средства направляются на реконструкцию, благоустройство и ремонт объектов курортной инфраструктуры. Вместе с тем, в связи с неблагоприятной ситуацией в туристической сфере, вызванной распространением коронавирусной инфекции, в 2020 году парламентарии края оперативно скорректировали законодательную базу. Так приостановлено взимание курортного сбора во втором полугодии 2020 года, снижен до 30 рублей размер курортного сбора в 2021-2022 годах. Кроме того, жители Алтайского края освобождены от уплаты курортного сбора. Закон Алтайского края от 1 ноября 2017 г. № 76-ЗС «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае»; законы Алтайского края о внесении изменений в закон Алтайского края «О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае» от 6 мая 2020 года № 26-ЗС и от 3 июля 2020 года № 39-ЗС.


08.07.2021

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Февраль 2024

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 01 02 03