"Вспоминают депутаты"
Лазарев Александр Федорович, председатель комитета АКЗС по здравоохранению и науке, член фракции «Единая Россия», депутат шести созывов краевого парламента: - Я наблюдал развитие краевого законодательного органа на протяжении практически 30 лет, и могу сказать, что между этапами этого пути - очень большая разница. Я избирался первый раз еще в советское время. Тогда принадлежность к представительной власти, по сути, ничего не решала. Депутаты одобряли решения, которые были приняты партийными органами, а законодательной деятельности как таковой не было. Это был период конца 80-х - начало 90-х годов. 90-е годы - это начало активной перестройки. Краевой парламент тогда формировался на прямых выборах. Побеждал тот, кто умел ярче говорить, больше обещать... Это был период «обещалкиных». В краевом совете тогда было порядка 300 человек, часть из них была совершенно не подготовлена политически. Принять много решений за сессию тогда было очень сложно. Только повестку мы утверждали целый день, была масса демагогии по каждому вопросу, а их обсуждение по существу проходило уже на следующий день. Работали архинепродуктивно, не было комиссий, фракций, подразделений аппарата. Депутат мог встать и пообещать вызвать наряд милиции, который выведет его оппонентов из зала, потому что считал, что его мандат дает ему такое право. Ближе к 2000-м законодательная власть нашла свое место в политической структуре. В руководство пришел грамотный управленец -Александр Григорьевич Назарчук. Процесс принятия решений был систематизирован, началась напряженная работа. Представительная власть поняла, чем она должна заниматься, и стала принимать законы. До этого депутаты принимали решения, силы закона не имеющие. Однако в то время представительная власть доминировала над исполнительной, и это преимущество имело свои минусы. Краевой бюджет принимался по нескольку месяцев, последний принимали чуть ли не накануне Нового года. Формировались депутатские группы - коммунисты, «Независимые депутаты», однако групп поддержки исполнительной власти не было. Именно тогда была дискуссия по поводу импичмента Евдокимова. Он был уважаемый человек, но во власти ему было тяжело - не было времени учиться управлению. В 2002-2005 годы структура краевого парламента упорядочилась, стали формироваться фракции. С приходом нового губернатора, Александра Богдановича Карлина, мы почувствовали, что исполнительная власть окрепла. Администрация края стала заниматься своей работой, а Законодательное Собрание - своей. Законодательная власть стала писать законы и следить за их исполнением. В общем могу сказать, что стало легче, интереснее работать в последние годы. Оформились и устоялись комитеты. Сферы деятельности разграничены в соответствии с интересами жителей края. Структура Законодательного Собрания близка к оптимальной. Сейчас треть состава АКЗС - опытные депутаты, это колоссальное преимущество. Законодательное Собрание активно занимается подготовительной работой, обучает депутатов на местах. Раньше все решалось на эмоциях, сейчас депутаты более подготовлены, более образованны, аппарат работает четко, в день сессии принимается 30-40 вопросов. Стала гораздо более полной и емкой связь с округами. Депутаты перестали обещать то, что не могут сделать. Раньше как было? Квартирный вопрос? Решим! Поднять зарплату? Пожалуйста! А на деле получалось, что эти обещания выполнить невозможно. 90% депутатских наказов не исполнялись. У меня фиксированно два дня в неделю идет прием на округе, и я могу сказать, что люди стали меньше верить депутатам на слово и больше спрашивать. Избиратели голосуют за кандидата расчетливо и осторожно. Это заставляет депутатов все больше готовиться, становиться профессиональнее. Законодательная власть отражает периоды развития нашего молодого государства. Сегодня выкристаллизовались направления развития, и политические партии стали действовать, соответствуя своей идеологии. Это направление получило поддержку населения, и второй созыв мы последовательно это реализуем. |
26.01.2015 Теги: А.Ф. Лазарев, АКЗС-75