Законодательное Собрание Новосибирской области:
Проект развития Новосибирской
агломерации с центром в Новосибирске и тремя точками ускоренного
развития - Наукополисом, Аэрополисом и кластером строительных материалов
в районе Бердска-Искитима, рассмотрели депутаты комитета
Законодательного собрания по бюджетной, финансово-экономической политике
и собственности.
Представляя на рассмотрение законодателей схему территориального планирования Новосибирской агломерации, главный градостроитель СибНИИ градостроительства Сергей Заусаев обратил внимание на длительность и серьезность проработки концепции. Над проектом работал консорциум компаний, в состав которого вошли не только представители российских организаций, но и британский консультант «Ove Arup & Partners International Ltd». По мнению разработчиков, специфика формируемого объединения в том, что уже сегодня Новосибирск и прилегающие к нему районы - города Обь, Бердск, Искитим, наукоград Кольцово - де-факто являются агломераций. Тем не менее, под агломерацией проектировщики понимают компактное скопление городских поселений в ареале 1,5-2-часовой доступности. Фактически в нее войдет территория примерно в радиусе 50 километров от границ Новосибирска, включающая, кроме трех городов, семь районов области: Новосибирский, Искитимский, Колыванский, Коченевский, Мошковский, Ордынский, Тогучинский, а также Академгородок, Объгэс, Пашино и ругие, сопряженные с Новосибирском территории. Площадь агломерации составит порядка 18 тысяч квадратных километров, на которых будет проживать почти 2 миллиона человек. Новосибирская агломерация станет самой крупной в стране после московской и санкт-петербургской. «Состав и границы новосибирской агломерации предварительно определены. В 2012 году все участники на уровне глав районов подписали соответствующее соглашение, которое утвердил губернатор, - рассказал министр строительства и ЖКХ Денис Вершинин. - Этот перечень сформирован исходя из общих принципов формирования агломераций, транспортной доступности и ряда других критериев. Проводя эту работу, мы рассчитываем на синергетический эффект от комплексного развития территории, который получит как экономика районов области, так и Новосибирска». Основополагающим принципом реализации проекта стало сохранение статуса всех муниципальных образований. С учетом мнений всех участников было решено, что Новосибирской агломерацией будут управлять на основе межмуниципальных соглашений. Заместитель председателя Законодательного собрания Владимир Карпов обратил внимание депутатов на необходимость законодательного обеспечения создания будущей агломерации: «Очевидно, что проект требует организационно-правового обеспечения всего процесса. Мы говорим о межмуниципальном сотрудничестве, а по сути, создаем надмуниципальный орган управления. Это будет новая, пока не прописанная в законодательстве, форма государственного управления. Понятия агломерация в Федеральном законе № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации нет, и над этим придется серьезно поработать». Особенностью агломерации станет формирование узлов опережающего развития, так называемых «драйверов роста». Концепцией определены четыре территории перспективного развития: зона аэропорта Толмачево превратится в полноценный город Аэрополис с промышленными, коммерческими и резидентскими зонами, где будет работать около 50-60 тысяч человек. На базе уже имеющихся научных центров Кольцово, поселка Краснообск и новосибирского Академгородка будет сформирован Наукополис, который станет центром развития инновационных технологий. На территориях в районе Искитима и Бердска, где исторически сосредоточены предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых, уже сегодня складывается строительный кластер. Развитие центральной части Новосибирска определено как место сосредоточения банков и крупных компаний с наличием офисных и торговых площадей, многофункциональных деловых центров, социальной и развлекательной инфраструктуры. Представленная идея «экономического сжатия территорий», построения бизнеса на крупных развитых площадях, эффективности скоординированного развития экономических зон сегодня поддерживается и на федеральном уровне. Представители Минрегионразвития РФ на Х Красноярском экономическом форуме однозначно заявили о поддержке развития агломераций. Ведомство считает эти меры одним из инструментов развития Сибири и Дальнего Востока, где плотность населения составляет 2,3 человека на 1 кв. км. Всего в России планируется создание 15-20 агломераций, одной из которых станет Новосибирская. Первый заместитель председателя Законодательного собрания Александр Морозов выразил обеспокоенность перспективами сельскохозяйственного производства: « В трех районах, включенных в агломерацию - Искитимский, Коченевский и Новосибирский производится 30% всей продукции АПК в регионе. Не приведет ли образование агломерации к сокращению земель сельхозназначения?» Как заверили авторы проекта, проведен пространственный аудит территорий и те из них, которые перспективнее оставить как сельскохозяйственные, не будут менять своего назначения. По мнению заместителя председателя комитета Заксобрания по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Валентина Сичкарева, при создании агломерации важно обеспечить транспортную доступность в пределах агломерации, учесть рациональное расположение транспортно-пересадочных узлов, развитие скоростных видов транспорта, в том числе метрополитена. Разработчики предусмотрели в проекте создание транспортной инфраструктуры нового уровня. Предполагается организация трех транспортных коридоров со скоростными пассажирскими маршрутами, формирование железнодорожного обхода, по которому, минуя Новосибирск, пойдет транзитный грузовой поток, вынос речного порта в район Колывани, а также завершение автомобильного кольца вокруг Новосибирска, включающего не только Северный и Восточный, но и Южный обходы. Реализация этих проектов позволит сформировать внешний и внутренний агломерационный транспорт. Депутат от избирательного округа №4 (Барабинский и Здвинские районы) Вера Ганзя задала вопрос: «Не отразится ли ускоренное развитие агломерации на положении дел в других территориях?» Отвечая на него, Денис Вершинин пояснил, что Барабинско-Куйбышевский узел по потенциалу способен стать центром еще одной агломерации на территории региона. Разработчики и авторы проекта не скрывали от депутатов, что проект требует серьезных финансовых вложений, должной координирующей работы, продвижения на федеральном уровне. В его реализации невозможно рассчитывать только на средства областного бюджета, муниципалитетов, и даже федеральных ведомств. Основной упор будет сделан на инвестиции. А власть примет участие в проектах на условиях государственно-частного партнерства. «Мы сегодня слушали концепцию будущего развития Новосибирской области лет как минимум на пятьдесят, - высказал свое мнение заместитель председателя комитета по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности Сергей Канунников. Это была попытка заглянуть в будущее. Все это требует десятков и сотен миллиардов, а то и триллионов рублей. Без внесения таких сумм в планы федеральных министерств транспорта и дорожного хозяйства, промышленности, ничего не получится. Для нашего поколения, думаю, особых иллюзий, связанных с проектом, питать не стоит». Однако председатель комитета Виктор Осин, подводя итоги обсуждения плана создания Новосибирской агломерации, был настроен более оптимистично: «У меня очень приятное впечатление от сегодняшнего заседания комитета. Да, программа рассчитана лет на 50-100 вперед. Однако если иметь четкую профессионально проработанную концепцию и работать по ней, то даже не добившись конечного результата из-за нехватки средств, мы все равно получим хороший эффект развития территорий, вовлеченных в проект». |
23.01.2014