• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

21 июня Юрий Вислогузов провел

21 июня Уполномоченный по правам в Алтайском крае Юрий Вислогузов провёл «Прямую линию» по приглашению редакции газеты «Комсомольская правда. Барнаул».

На поступившие звонки от жителей Барнаула, Бийска, Павловского района (а всего поступило более десятка звонков) Юрий Вислогузов ответил на вопросы, касающиеся нарушения прав и свобод граждан зафиксированные на Алтае, рассказал, кому и как написать жалобу о нарушении прав и свобод, кто может защитить права ребёнка и на другие вопросы.

22 – 24 июня 2006 года по приглашению главы Администрации Александра Карлина и Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Юрия Вислогузова с рабочим визитом в крае находился Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин.

Цель поездки предусматривала участие Федерального омбудсмена в обсуждении разработанного проекта «Концепции защиты прав человека в Алтайском крае», участие в мероприятиях по презентации книги «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» в Барнаульском юридическом институте МВД РФ и ознакомительная поездка по краю.

В весьма насыщенной программе визита, сразу после прилёта, Владимир Лукин встретился с главой Администрации края Александром Карлиным. Во встрече приняли участие заместитель главы администрации края Борис Ларин, Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Юрий Вислогузов, руководитель секретариата Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Наталья Мирза. Состоялся дружеский и откровенный разговор. «Рады побывать в Алтайском крае, пользуюсь Вашим приглашением и своего коллеги Юрия Вислогузова. Давно собирался побывать на Алтае и познакомиться с регионом» - отметил Владимир Лукин.

Александр Карлин рассказал о крае, отметив, что это один из густонаселённых регионов на востоке страны, где проживает более 2,5 млн. человек и второй по плотности населения, после Кемеровской области. «Живём напряжённо, но интересно», - подчеркнул глава администрации края. На встрече была обсуждена ситуация с соблюдением прав человека в Алтайском крае, в частности, исполнения трудового законодательства, было констатировано понимание аспектов правовой деятельности в крае.

Во второй половине дня Владимир Лукин принял участие в заседании «круглого стола» по обсуждению проекта «Концепции обеспечения и защиты прав человека и гражданина в Алтайском крае». В обсуждении приняли участие заместитель главы администрации края Борис Ларин, Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Юрий Вислогузов, представители общественных и религиозных объединений, политических партий.

Открывший заседание «круглого стола» Борис Ларин сказал: «… уже не первый раз собираемся в этом зале по обсуждению «Концепции обеспечения и защиты прав человека и гражданина в Алтайском крае». Владимир Петрович согласился поработать с нами, выслушать наши мнения, рассказать о принятии таких документов в субъектах Российской Федерации.

Инициатором разработки «Концепции…» выступил Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае Ю.А.Вислогузов. Глава администрации, администрация края и общественность в принципе поддерживают идею принятия «Концепции...», как комплекс основных идей и принципов, обозначенных для того, чтобы органы государственной власти и местного самоуправления, действовали в интересах человека, защиты прав и свобод человека и гражданина».

Начальник управления администрации края по работе с обращениями граждан и общественными объединениями Геннадий Зырянов отметил, что принятие «Концепции…» во многом связано с практикой работы органов власти и органов местного самоуправления по восстановлению нарушенных прав человека.

«В администрацию края ежемесячно поступает более 700 письменных обращений граждан. Значительная часть связана с реализацией прав человека на жилую площадь, вознаграждения за труд, образование, охрану здоровья и медицинскую помощь и др. Через обращения в государственные органы граждане реализуют своё конституционное право участвовать в управлении делами государства. Принимая активное участие в разработке «Концепции…» администрация края исходит из положения о том, что защита прав и свобод человека и гражданина, согласно части 1 статьи 72 Конституции РФ, является совместным ведением Российской Федерации и субъектов РФ. «Концепция…» отражает совокупность официально принятых взглядов на цели и стратегию действий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере защиты конституционных прав и свобод граждан в Алтайском крае. Предлагаемая система взглядов призвана, в дальнейшем, способствовать выработке единой стратегии и тактики реализации конституционных свобод и прав граждан во всех муниципальных образованиях края. Проект «Концепции …» вызвал широкую дискуссию представителей общественных организаций» - сказал в своём выступлении Геннадий Зырянов.

В продолжение дискуссии Юрий Вислогузов отметил: «… в соответствии с Конституцией и Уставом Алтайского края все изменения, которые у нас происходят, касаются людей и должны проводится таким образом, чтобы не пострадал сам человек. Если коснуться непосредственно этих документов, то в Конституции более 40 статей о правах человека, в уставе Алтайского края таких статей 17. Сегодня на встрече с главой администрации края Александром Карлиным мы отметили, что не всё благополучно. Нарушается трудовой кодекс, жилищные права граждан, много рассматривается жалоб на действия или бездействия должностных лиц. Есть над, чем работать. Принятие «Концепции…» в Алтайском крае необходима ещё вот по какой причине, на которой хочу остановить ваше внимание. Алтайский край с 1 января этого года работает в режиме 131го закона «О принципах организации местного самоуправления в РФ». Проделана большая работа в плане подготовки нормативно правовой базы, подготовки кадров, идёт организационная работа на местах. Каждый из нас осознаёт то, что этот Закон напрямую проходит через человеческие судьбы. Хотелось бы, чтобы он прошёл с менее тревожными последствиями чем - то, что оставил после себя Закон «О монетизации».

С учётом реформирования растёт роль местного самоуправления в области соблюдения прав и свобод человека. Основными участниками соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина становятся органы местного самоуправления. Сегодня здесь ключевая роль.

Главное, что меня тревожит, а это я отмечал в своём ежегодном докладе, появились руководители, должностные лица, которые забыли, что работают для человека, во имя человека, они служат для них. Среди должностных лиц пошло такое расхожее положение - если не доволен, обращайся в суд. Такой посыл, не совсем корректный для людей, снимает ответственность с плеч должностных лиц за состояние самого человека.

Большая роль должна принадлежать гражданскому обществу, общественным организациям. Невозможно обеспечить защиту прав и свобод человека без совместной работы на уровне государства и институтов гражданского общества. Придаю большое значение Общественной палате и считаю, что институт Уполномоченного, который возглавляю, должен играть свою роль в этом вопросе».

Юрий Вислогузов также обратил внимание участников дискуссии на то, что недостаточно иметь документ, который регламентирует процесс опубликования нормативно-правовых актов. Много примеров, когда люди жалуются, что просто не понимают, как толковать законы. Настало время расписать процесс доведения и толкования законов Алтайского края до жителей.

В заключении Юрий Вислогузов отметил: «Концепция…» нужна, и её надо принимать. Положения «Концепции…», как основное направление движения развития Алтайского края в плане защиты свобод человека и гражданина, должны быть основой и в уставах, и в нормативно-правовых актах муниципальных образований. Только в таком случае демократичный подход будет значительно реализован в крае в плане свобод человека и гражданина».

В выступлениях участников «круглого стола» высказывалась одна мысль - о необходимости «Концепции…» её актуальности и своевременности, о необходимости создания внятного и понятного обществу документа. «Надо сосредоточиться на практической деятельности по исполнению, защите прав людей. Важно отразить в «Концепции…» воспитание государственной ответственности власти за любое нарушение прав человека», - отметил один из участников «круглого стола». Многие участники говорили о необходимости разработки механизма реализации «Концепции…», подчёркивали, что это скоре не политический, а стратегический документ для региона в области прав и свобод человека, подвергли критике предложенную «Концепцию…» как по структуре, так и по содержанию, отметив её не совершенство. В связи с этим вносились предложения дополнить «Концепцию…» положением об ответственности за нарушение прав человека и гражданина, необходимости отражения роли и взаимодействия с партийными и общественными организациями, судами, отражение прав граждан, попавших в орбиту правоохранительных органов.

Во время дискуссии была затронута и проблема детства. Высказалось предложение, поддержанное некоторыми участниками «круглого стола», об учреждении уполномоченного по правам ребёнка на Алтае, который являлся бы заместителем Уполномоченного по правам человека в Алтайском крае, о ювенальном судопроизводстве.

Была поднята проблема защиты прав пациентов и необходимости независимой медицинской экспертизы.

На «круглом столе» принято решение доработать проект «Концепции…» с учётом высказанных замечаний и пожеланий.

В своём выступлении Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин сказал: « С пользой для себя провёл время, так как нахожусь здесь. Не знаю, будет ли полезной «Концепция…» или нет, думаю, что будет. Но разговор о Концепции…» уже был полезен, потому что в этом разговоре была жизнь. Это был настоящий разговор. Говорили о жизненных проблемах и говорили по–человечески, с собственными чувствами, отношениями, темпераментом. Мне это понравилось. И по содержанию есть много вопросов, которые просто надо обдумать и обсудить подробно.

Остановлюсь на некоторых их них, потому что они часто соприкасаются с нашей работой в Москве. Кое-что мы уже обсуждали, кое-что учли, а кое-что нам надо учесть.

Что касается самой «Концепции…», то мы прислали письменные замечания на неё. Они во многом совпадают с тем, что говорили. Поэтому не буду о них говорить.

Здесь много говорилось о том, что у нас не совершенное законодательство. Законодательства вообще совершенного нигде нет и у нас оно тоже несовершенно. Именно поэтому существует Парламент.

Много говорилось о законах, о 122м , 131м законах и они, конечно же, не совершенны.

Но когда выступают и говорят: «Уважаемый Уполномоченный обратите внимание на плохой закон, его несовершенство и т.д.!», хотел бы напомнит, что проблема закона и законодательства, законотворчества не проблема Уполномоченного. Федеральный Уполномоченный, в отличие от некоторых Уполномоченных в регионах, не обладает правом законодательной инициативы по Закону. Политикой не занимаюсь по закону.

Конечно, 122й считаю, в лучшем случае, преждевременно перебросил на регионы, большинство из которых дотационные, тяжкое бремя социальных проблем. Те, кто следит за работой Уполномоченного, знают наши отношения к этому. Мы публично его высказывали, везде, где только могли – и Президенту, и Премьеры, и законодателям. Надо правильней относиться к своим обязанностям в качестве граждан, избирателей.

Согласен, в представленной «Концепции…»должны быть вопросы связанные с нарушениями различных прав, в том числе политических.

Хотел бы обратить вот на что внимание – что такое Концепция вообще. На мой взгляд Концепция - это, нечто среднее, между философией вопроса и конкретной программой реализации дел. Это – дорожная карта, где выражено отношение к тому, что надо. В каком направлении идти. Поэтому здесь одинаково неправильный перебор: если мы начнём заниматься вопросами, а что такое права человека? Это вопрос другой, философический.

Недавно был Всемирный Российский конгресс, на котором такие вопросы затрагивались. Владыка Кирилл ставил вопрос соотношения между правами человека и базовыми понятиями нравственности и как они должны сочетаться. Эта инициатива интересна и заслуживает дальнейшей дискуссии, обсуждения и она состоится. Хотя, разумеется, на этот взгляд могут быть самые различные суждения и мнения.

Но вторая проблема, связанная с программой Концепции. Нужно на год принять программу в области прав человека. У вас в регионе существуют такие слабые точки и вы в течении года хотели бы, чтобы на эти слабые точки было обращено особое внимание.

Концепция должна быть более общая, чем программа, но она должна сопровождаться этой программой с упором на эти точки.

Здесь был поставлен вопрос о необходимости Федеральной Концепции. Федеральная Концепция это прежде всего Конституция России, где права человека описаны вполне удовлетворительным образом. Считаю, что наша Конституция РФ – это из наиболее разработанных Конституций. Другое дело, как она исполняется – это большой, интересный вопрос.

Было бы интереснее, если бы в регионах были созданы Концепции с упором на специфику проблем в каждом регионе, в том числе на специфику слабых мест в этом регионе.

После того, как критическая масса регионов создало бы такую Концепцию, можно было бы собраться на Всероссийское совещание и посмотреть, что же у нас происходит. И на базе этого сделать какое-то обобщение. Это было бы интересно.

Обращалось здесь внимание на проблему детей и совершенно справедливо. Это грандиозная, катастрофическая общероссийская проблема. Мы вместо того, чтобы как следует решать эту проблему, зачастую демагогизируем.

Что касается решения проблемы с помощью назначения уполномоченного по правам ребёнка, то это не решение проблемы. Вы сами говорите, что у нас огромное количество организаций, которые занимаются детьми и не могут состыковаться. Давайте ещё одну сделаем. Я не против, но опыт в других странах показывает, что, как только делают уполномоченного по какой-то отраслевой проблеме, сразу бегут другие, а почему по инвалидам не сделать, по женщинам, заключённым и т.д.? Мы наплодим огромное количество уполномоченных по всем вопросам, которые будут заниматься выяснением отношений между собой. Я боюсь такого варианта. В конечном счёте, как законодатели решат, так оно и будет. Но у нас в аппарате есть Управление, которое энергично занимается этими проблемами и вносит конкретные предложения.

Ювенальная юстиция, безусловно, нужна. Все это понимают и есть уже это на практике. Например, в Ростове и Самаре есть такие суды. Там хорошо работают. Но возникает вопрос, что такое ювенальная юстиция, при ком она держится, кому она принадлежит? МВД говорит, давайте нам, всё равно мы занимаемся всей преступностью. Если МВД - это криминальный уклон с самого начала. Пока этот вопрос не решён, это дело тянется. Президенту я бумагу по этому вопросу давал, чтобы Правительство решало эту проблему. Тоже самое сделано по патронажу.

Была затронута вами очень интересная проблема – проблема независимой медицинской экспертизы, тем более, что она связана со многим. Должен сказать, что на последней встрече с Президентом, когда я вручал ежегодный Доклад по правам человека, вручил несколько документов по обозначенному вопросу. И эти документы подписаны в Правительство, с просьбой создать Комиссии. И нам пришла бумага, чтобы мы приняли участие с соответствующими ведомствами в создании Комиссии по разработке этой проблемы».

На состоявшейся после «круглого стола» пресс-конференции, Владимир Лукин ответил на вопросы журналистов.

«Алтайский край, - отметил он,- один из регионов страны, где активно формируется гражданское общество не на бумаге, не для отчёта начальству, а для нужного дела в рамках закона».

На вопрос о Концепции предложил: « делать акцент на специфические проблемы края. В частности актуальна проблема несвоевременной выплаты заработной платы на ряде предприятий».

Он дал высокую оценку сформировавшемуся на Алтае движению в защиту Олега Щербинского. «То, что народ объединился, и смог мирно и цивилизованно обратить на себя внимание, отстоять права конкретного человека – вызывает только уважение», - отметил Владимир Лукин.

После встречи с журналистами Владимир Лукин принял участие в презентации учебного пособия «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел», работа над которым была поручена Барнаульскому юридическому институту МВД России в лице начальника кафедры теории и истории государства и права, кандидата юридических наук, полковника милиции Юрия Анохина.

В своём выступлении перед сотрудниками института и участниками презентации Владимир Лукин сказал: «…ваша работа исключительно важна для страны, для порядка и стабильности. В самом начале нашей работы мы установили теснейшие отношения с вашим ведомством – министерством внутренних дел. Работаем в очень тесном сотрудничестве. Подписан совместный меморандум. Сложился определённый механизм по реализации этого документа. Мы контролируем отделения милиции в различных регионах нашей страны по соблюдению основных прав. Иногда это делаем вместе с представителями МВД, иногда это делаем сами, с тем чтобы потом оповестить МВВД если видим какие-то непорядки, нарушения, или, наоборот, отметить хорошую работу.

По нашим предложениям принято много решений, административных и др. Мы заинтересованы в защите прав граждан, а защита прав граждан – ответственный вопрос. Было несправедливо, если бы не сказал, что существуют серьёзные правонарушения со стороны правоохранительных органов в отношении граждан, нарушение закона. И я бы так сказал, обращения, которые поступают в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, примерно половина жалоб на социальные проблемы, а одна треть всех жалоб – это жалобы на неправильное поведение представителей правоохранительных органов отношении граждан. Иногда это сделано необоснованно, иногда злонамеренно, иногда, к сожалению обосновано. Тогда мы вступаем в дело и стараемся нарушение устранить.

Но есть вторая сторона этого вопроса. Состоит в том, что работники правоохранительных органов – это такие же граждане России. И если они ведут себя в соответствии с законом и правильно, они нуждаются в любом случае защите, в том числе и в нашей защите, если выдвигаются несправедливые обвинения против них, е6сли их права нарушаются, если условия работы являются недостаточно достойными для них и т.д.

Поэтому должен сказать, что мы неоднократно обращались к самым высоким представителям нашего государства, включая Президента, с просьбой решить определённые проблемы правоохранительных органов. Особенно это касается ветеранов МВД, индексации их пенсий, устранения некоторых несправедливостей в пенсионном обслуживании. И кое-какие наши предложения, просьбы были учтены.

Наше сотрудничество для того, чтобы вы были популярны в народе. Сотрудничество для того, чтобы граждане научились уважать Закон. Огромное значение для этого имеет обучение и самообучение.

В этой связи, издание такой книги, которое сейчас представлено вашему вниманию «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» это очень полезная вещь. Такая книга отвечает на многие вопросы, содержит как общие сведения по вопросам прав человека, так и специальные направления, непосредственно относящиеся к деятельности подразделений органов внутренних дел. Вам будет легче работать».

23 июня Владимир Лукин находился в поездке по Алтайскому краю. Он познакомился с работой учреждений по реабилитации инвалидов и оздоровлению детей на курорте Белокуриха, здравниц курорта: санаторий «Белокуриха» и «Сибирь», оздоровительного комплекса «Бирюзовая Катунь», побывал на родине В.М. Шукшина.


26.06.2006

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Июнь 2018

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 01 02 03
04 05 06 07 08 09 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 01