МЭР ПО НАЙМУ
Идею отказа от прямых выборов градоначальников и переход на их назначение по контракту то и дело озвучивают политики и чиновники разного уровня. На прошедших в конце мая публичных слушаниях, посвященных обсуждению проекта новой редакции Устава города Барнаула, такое предложение прозвучало вновь. На этот раз введение должности "сити-менеджера" предложил депутат Алтайского краевого Законодательного Собрания, член фракции "Единая Россия", член комитета по законности, правопорядку и защите прав граждан Иван Мордовин. Сегодня он отвечает на вопросы "АП". - Иван Иванович, некоторые аналитики увидели в предложенных вами поправках ослабление демократических начал формирования местной власти. Так ли это? - Уже более трети муниципальных образований в России ввели у себя должность так называемого сити-менеджера, а мэра, как правило, выбирают из числа депутатов представительного органа местного самоуправления. Подобный способ формирования местной власти получает все большее распространение в нашей стране и уже доказал свою жизнеспособность. При этом он применяется как в небольших по численности муниципальных образованиях, так и в крупных городах, в том числе и столицах субъектов Федерации. Так, например, в Тюмени, Саратове, Перми, Калининграде и еще ряде административных центров России местную администрацию возглавляет наемный менеджер. Такую возможность предусматривает Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и здесь нет никаких противоречий с общепризнанными демократическими процедурами. Вообще данный закон предлагает муниципалитетам два варианта формирования органов местного самоуправления. В соответствии с первым - глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах. Такая схема действует в Барнауле сейчас: глава города избран всенародным голосованием и возглавляет орган исполнительной власти - администрацию. Второй предусмотренный законом вариант заключается в том, что главой муниципального образования становится председатель городской думы. Городским же хозяйством должен заниматься глава местной администрации - профессиональный менеджер, работающий по контракту. При этом необходимо подчеркнуть, что второй вариант, сторонником которого я являюсь, предусматривает возможность назначения именно главы местной администрации, но не главы муниципального образования. В такой модели глава муниципального образования возглавляет представительный орган, а глава администрации - местную администрацию, являющуюся исполнительным органом самоуправления. Главу администрации будет назначать по результатам конкурса представительный орган местного самоуправления (в нашем случае - Барнаульская городская дума). Контракт с ним после его назначения на срок, определяемый уставом муниципального образования, должен заключать глава муниципального образования. Таким образом, назначение главы администрации - полномочие органов местного самоуправления, а не государственных органов. Сегодня некоторые комментаторы пытаются внушить общественности мысль, что в случае реализации данной модели мэра будут назначать в администрации края. Это не соответствует действительности и противоречило бы нашей Конституции. Администрация края получает лишь возможность участвовать вместе с органами местного самоуправления в определении условий конкурса по замещению должности главы местной администрации и в работе конкурсной комиссии, производящей отбор претендентов. Считаю, что такой подход продуктивен, поскольку позволяет тесно взаимодействовать государственным и местным органам в кадровых вопросах без подрыва самостоятельности местного самоуправления. Очевидным преимуществом данной модели является ее эффективность, так как исполнительные функции осуществляются профессионалом, хорошо разбирающимся в муниципальных вопросах. Иными словами, когда за работу по исполнению местного бюджета отвечает высококлассный управленец, специально для этого нанятый, он не допустит, чтобы вместо ремонта домов, дорог и канализации приобретались лимузины и осуществлялись иные нецелевые расходы. Кроме этого увеличивается ответственность перед избирателями и повышается статус представительного органа местного самоуправления, поскольку именно в его компетенцию входит назначение сити-менеджера. Достоинства схемы назначения глав администраций по контракту по результатам конкурса оценили и в нашем регионе. На сегодняшний момент уже восемнадцать городов и районов края предусмотрели в своих уставах соответствующие нормы и перешли на контрактную модель. - Насколько распространено управление муниципальных образований менеджерами в мировой практике? - Модель "совет-менеджер" - отнюдь не российское изобретение. Во многих европейских странах давно пришли к выводу, что это оптимальная форма построения органов местной власти. Например, в США сити-менеджер есть примерно в трети муниципалитетов. Помимо США, институт муниципальных управляющих функционирует также в Канаде, Германии, Ирландии, Норвегии, Швеции, Финляндии. При этом работа западных сити-менеджеров поставлена в строго очерченные рамки стратегического плана развития города. Критерии оценки их работы - количество привлеченных средств в городской бюджет, новые рабочие места и бытовая инфраструктура. Таким образом, оперативное управление городом отдается в руки профессионала, который несет ответственность за свою работу в соответствии с четко предъявляемыми требованиями. Этот опыт, на мой взгляд, был бы полезен и для наших муниципальных образований. - На слушаниях вы также предложили изменить порядок формирования Барнаульской гордумы - избирать депутатов по смешанной системе: половину - по партийным спискам, половину - по одномандатным округам. Что изменит такая модель? - Роль политических партий все более усиливается в жизни нашего общества. Партийные структуры начинают активно работать на уровне муниципалитетов, особенно в городах. С точки зрения дальнейшего укрепления партийной системы предоставление возможности партиям выдвигать свои списки на муниципальных выборах представляется весьма своевременным. Кроме этого такой порядок формирования гордумы нужен прежде всего в интересах оппозиции. Например, сегодня в Барнаульской думе нет ни одного представителя компартии, и, думаю, они там никогда не появятся при сохранении действующей на сегодняшний день модели избрания думы только по округам. Смешанная модель даст реальный шанс представителям оппозиции принимать участие в решении городских проблем на уровне представительного органа местного самоуправления. Ну, а самое главное, смешанная система формирования городской думы необходима в интересах самих горожан. Дело в том, что когда мы выбираем городских депутатов только по округам, то и программы кандидатов, как правило, касаются исключительно проблем конкретного округа. Когда же на выборах в думу будут конкурировать еще и политические партии, то мы сможем выбирать между вариантами дальнейшего развития города в целом. Партии будут предлагать в своих программах решение городских проблем в комплексе. В результате и городская дума будет более ответственная, поскольку партийному депутату придется отчитываться о своей работе не только перед избирателями, но и перед партией. |
03.06.2008