СРОЧНО ТРЕБУЮТСЯ ПРОФЕССИОНАЛЫ
Кадровый голод сегодня испытывают многие предприятия. Но особенно - крупные холдинги, где потребность в высококвалифицированных специалистах разного профиля растет по мере развития бизнеса. На страницах "Алтайской правды" идет обмен мнениями по этой актуальной проблеме. Свои предложения по реформе системы подготовки кадров высказывает Александр БЕДАРЕВ, депутат Алтайского краевого Законодательного Собрания, член Политсовета Алтайского регионального отделения партии "Единая Россия" и одноименной фракции в АКЗС, генеральный директор АПК "Мельник". - Александр Федорович, как вы оцениваете недостаток квалифицированных кадров на производстве? - Дефицит кадров существует во многих сферах, и не только на производстве. Думаю, что он будет только усугубляться. На первое место в рейтинге дефицитных профессий выходят инженеры (любой квалификации), техники, технологи производства и специалисты практически всех рабочих профессий. В промышленности России и Алтайского края особенно актуальны вопросы не столько дефицита кадров, сколько дефицита квалификации, т.е. нехватки отдельных групп работников, прежде всего - квалифицированных. Сегодняшний рынок труда и сложившаяся система подготовки все меньше удовлетворяют потребности высокотехнологических производств. Этому также способствуют сокращающийся жизненный цикл техники, ее ускоренная дифференциация, требующая новых квалификаций. За средний период трудовой деятельности (40 - 45 лет) квалифицированный работник должен "обновлять" свою квалификацию для освоения новой техники 6 - 8 раз. В российской промышленности, например, работают только 7% рабочих, имеющих высокую квалификацию, в то время как в Германии - 46%, а в США - 54%. Численность же вспомогательных рабочих на российских предприятиях составляет 45 - 60% от количества всех рабочих, причем их загрузка составляет всего 50 - 65% сменного времени. Не обошла стороной эта проблема и Алтайский край, где основная масса неконкурентоспособных предприятий расположена в малых городах и рабочих поселках, в частности, в городе Рубцовске. Именно наши предприятия, отличающиеся самыми низкими значениями показателей производительности труда, рентабельности и хронической невыплатой заработной платы, оказались наиболее неукомплектованными кадрами. Они продолжают терять работников, поскольку не в состоянии их удержать, формируя своеобразный "ареал бедности" и очаг социальной напряженности. - В чем кроются причины такого бедственного положения? - Недостаток кадров в нашей промышленности и сельском хозяйстве, который наблюдается сейчас, обусловлен несколькими факторами. Начнем с того, что многие молодые люди начала 90-х годов вообще не видели необходимости тратить несколько лет жизни на учебу, предпочитая "срубить" легкие деньги в торговле или иных, подчас криминальных, сферах жизнедеятельности. В обществе сформировалась "психология потребительства", быть рабочим стало не только не престижно, но и постыдно. В то же время в период спада производства эту сферу покинули многие ценные кадры. А наша система образования, поддавшись изменениям конъюнктуры рынка, стала в массовом порядке готовить специалистов экономического и юридического профилей. Появились многочисленные так называемые "коммерческие" высшие учебные заведения, ориентированные прежде всего на подготовку все тех же юристов, экономистов, бухгалтеров и менеджеров, а качество образования в них оставляет желать лучшего. Например, 45% выпускников средних школ края в прошлом году продолжили обучение в вузах, 33% - в среднеспециальных учебных заведениях и лишь 22% - в профтехучилищах. В итоге сейчас многие выпускники не могут найти себе работу, в то время как промышленные и сельхозпредприятия испытывают недостаток рабочих специальностей. А наши предприятия пока держатся за счет специалистов и рабочих, сформировавшихся еще в 70-80-е годы прошлого века. Большинство таких квалифицированных работников составляют люди предпенсионного возраста... - В чем, на ваш взгляд, должна заключаться роль государства в преодолении кадрового дефицита? - Разработанная Министерством экономического развития и торговли РФ "Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ" обозначила целевые индикаторы, позволяющие уточнять стратегические приоритеты развития отдельных сфер региональной экономики и ее кадрового обеспечения. Не буду останавливаться подробно на ее освещении, скажу только, что предусмотренный концепцией выход на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира, предполагает, что к 2008 году доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17 - 20% (в 2006 году - 10,5%). Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40 - 50% (в 2005 году - 9,3%); доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции - до 25 - 35% (в 2005 году - 2,5%). При этом для достижения таких результатов нужно повысить производительность труда не менее чем в четыре раза. Уже сегодня вопрос - с кем и какими силами мы будем добиваться таких результатов - стоит наиболее остро. Мы, работодатели, еще некоторое время можем решать эту проблему, прежде всего отдавая приоритет в оплате труда "синим воротничкам" перед "белыми", но недолго, остальное - за государством! - Для достижения таких высот в экономике нужно что-то менять в образовательной сфере. Нуждается ли российская система образования в переориентировании на подготовку специалистов, необходимых прежде всего в реальном секторе экономики? - Именно эту проблему не раз и не два поднимал в своих выступлениях президент РФ Дмитрий Медведев, предложивший ряд принципиальных мер по преобразованию системы высшего образования в нашей стране. По его словам, государственным вузам необходима переориентация в подготовке специалистов. И здесь, как мне кажется, стоит вернуться к советской системе среднего образования, которую во всем мире признают как наиболее эффективную. Вспомним, ведь тогда выпускник средней школы выходил в "большую жизнь", обладая не только теоретическими знаниями, но и полученной на уроках труда специальностью токаря, слесаря, швеи, водителя. Я сам в 1965 году окончил Веселоярскую среднюю школу и вместе со своими одноклассниками получил удостоверение тракториста-машиниста. Поверьте, в жизни пригодилось! Сегодня же в большинстве школ уроки труда вообще упразднили, у нас в Рубцовске только одна средняя школа N 7 сохранила производственные мастерские, обучает своих учеников и дает им специальность токаря 3-го разряда. Критерием оценки труда учителя стало количество выпускников, поступивших в вузы, а не количество достойных членов общества. Эту тенденцию подхватили и СМИ: по телевидению и в прессе нам рассказывают, сколько создано в крае компьютерных классов, сколько школ подключено к сети Интернет, и ни слова о том, сколько приобретено станков в школьную мастерскую, и ни одного школьника за станком, за рулем трактора или автомобиля. Необходимо возродить систему шефства предприятий над учебными заведениями, особенно школами и ПТУ. Если профессионалы предприятию нужны специалисты, то, может быть, оно выступит в роли заказчика и оплатит обучение своих будущих работников? Другая сторона этой "медали", если студент техникума, профтехучилища или вуза с самого начала обучения будет знать, что его гарантированно ждут работа и достойная заработная плата, будет знать, в каких условиях, каком коллективе он будет работать, то и учеба у него пойдет гораздо успешнее. Словом, нужна связка: школа - учебное заведение - предприятие. Самое важное, что положительный опыт такого сотрудничества в нашем крае есть. Недавно прочел в "Алтайской правде" статью генерального директора ОАО АПЗ "Ротор" Владимира Коновалова о сотрудничестве его предприятия с ПУ N 8 и профильными кафедрами АлтГТУ. В нашем городе группа компаний "Инсайдер" несколько лет готовит специалистов для своего машиностроительного производства в Рубцовском машиностроительным техникуме и профессиональном училище N 47. АПК "Мельник" также успешно сотрудничает с машиностроительным и сельскохозяйственным техникумами и городскими техническими вузами. Наши технические специалисты ведут практические занятия, входят в состав экзаменационных комиссий, ежегодно студенты этих учебных заведений проходят у нас производственную практику. За время практики изучаем друг друга, достойным предлагаем работу, ежегодно трудоустраиваем 5-7 выпускников. - Какие еще меры, по вашему мнению, необходимо принять на уровне страны и края для того, чтобы привлечь молодых людей на производство? - Нужно совершенствовать не только систему образования, но и законодательную базу. Необходимо создать такие законы, которые будут мотивировать людей овладевать нужными в народном хозяйстве профессиями и применять полученные знания на практике. Включить сюда различные гарантии, льготы и преференции, в первую очередь обеспечение молодых семей жильем или содействие в его приобретении. Нужно предоставить налоговые льготы предприятиям, вкладывающим деньги в обучение, в оснащение образовательных учреждений современным оборудованием, предоставляющим возможность прохождения практики на действующем производстве. Кроме того, нужно в корне менять идеологическую составляющую. Пока в общественном сознании, особенно у молодежи, не закрепится мнение, что быть квалифицированным рабочим престижно, приток молодых специалистов на производство останется минимальным. Эти задачи ставит президент России, решать их надо, в том числе и нам, депутатам Законодательного Собрания, в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти всех уровней, с руководителями промышленных предприятий, Союзом промышленников и предпринимателей, молодежными и общественными организациями. |
03.07.2008