• Бессмертный полк
    • RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

Александр Молотов: Важно успеть на уровне региона сформулировать свое видение образовательной реформы

В Парламентском центре прошло заседание Совета по науке, наукоемким технологиям и инновационному развитию при АКЗС. На совещании обсудили тему «Концепции трансформации высшей школы: в поиске оптимальных решений». Участие в обсуждении путей развития системы высшего образования приняли участие представители регионального Правительства, алтайских вузов и научных организаций. 

Председатель Совета, глава комитета АКЗС по образованию и науке Александр Молотов напомнил, что в Послании Федеральному Собранию в феврале этого года Президент Владимир Путин заявил об отказе от дальнейшего участия России в Болонском процессе и запуске в стране масштабной образовательной реформы.

«Президент сказал, что стране необходимо вернуться к традиционной подготовке специалистов с высшим образованием и что отечественному образованию необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе и успешного опыта последних десятилетий», – добавил парламентарий.

Александр Молотов перечислил основные аспекты, которые должны найти отражение в реформе высшей школы. Вузы смогут устанавливать разные сроки обучения в рамках одного направления и одной специальности в зависимости от квалификации, отрасли экономики или социальной сферы. Прием студентов на специалитет расширится за счет соответствующего сокращения поступления на бакалавриат. Возможно появление программ обучения, которые объединят бакалавриат и магистратуру, и будут длиться 5-5,5 лет. Двухлетнюю магистратуру планируют использовать для углубленного изучения предметов в рамках одной специальности, таким образом этот формат будет использоваться незначительным числом обучающихся. При этом отказ от двухступенчатой системы получения высшего образования не коснется иностранных студентов и не повлияет на выпускников и тех, кто уже учится по программам бакалавриата или магистратуры. Сохранится аспирантура и адъюнктура, главной целью которых, как и раньше, будет подготовка преподавательских и научных кадров. Также сохранится и единый государственный экзамен как итоговая проверка выпускников школ и основное испытание для поступающих в вузы. Разработка целостной концепции образовательной реформы поручена федеральному Министерству науки и высшего образования.

«Срок исполнения этого поручения обозначен как 31 июля 2023 года. Никто не собирается откладывать эти вопросы в долгий ящик. Очень важно в это временное окно успеть на уровне региона сформулировать свои идеи, предложения, свое видение образовательной реформы и направить их на федеральный уровень», – подчеркнул Александр Молотов.

Заместитель министра образования и науки Алтайского края Галина Синицына рассказала о системе высшего образования, сложившейся в регионе, о проблемах и возможных направлениях реформирования отрасли. «Трансформация высшей школы необходима для того, чтобы система образования соответствовала уровню требований и задачам, которые стоят сегодня перед государством, перед обществом и экономикой», – отметила замминистра. 

С учетом приоритетной цели достижения научно-технического и производственного суверенитета страны основной задачей вузов, по словам Синицыной, становится подготовка необходимого количества высококвалифицированных и практикоориентированных кадров технического и инженерного профиля. При этом ориентация на социально-экономическую ситуацию в Алтайском крае должна стать определяющей для вузов региона при выборе программ и направлений для подготовки будущих специалистов. «Выстраивание образовательных программ должно проходить с учетом реальных запросов общества и работодателей», - считает замглавы Минобра.

Галина Синицына отметила также, что реформирование высшей школы должно повысить эффективность бюджетных вложений в подготовку профессиональных кадров. В связи с этим потребуется расширить целевые программы подготовки и активизировать профориентационную деятельность вузов. Среди успешных примеров работы региональных вузов со школьниками и предприятиями заместитель министра назвала Алтайский государственный медицинский университет и Алтайский государственный аграрный университет. Здесь, в частности, занимаются созданием совместных проектов со старшеклассниками, помогают им в подготовке к сдаче профильных предметов ЕГЭ. В результате выпускники осознанно выбирают ту или иную специальность для обучения, а весь процесс профессиональной подготовки становится значительно более результативным.

«Студент, который имеет мотивацию и понимание, где и кем он будет работать после окончания вуза, с большей вероятностью будет заинтересованно учиться и в дальнейшем трудоустроится по специальности», - отметила Синицына.

Свой взгляд на перспективы развития высшего образования представил заведующий кафедрой конституционного и международного права юридического института Алтайского государственного университета Евгений Аничкин. Он поддержал необходимость возрождения лучших традиций высшей школы, в том числе успешный опыт советского периода, когда при подготовке специалистов большую роль играла мощная связь образования с производством и практикой. «Перспективным представляется расширение целевой подготовки специалистов для предприятий и организаций путем формирования учебных групп, где студенты обучаются по заказу конкретного работодателя, по согласованному с ним учебному плану. При этом работодатель гарантирует выпускнику трудоустройство по окончании обучения. Такой вектор будет не только способствовать усилению практикоориентированности образования, но и позволит реально повысить уровень трудоустройства выпускников по своей специальности», – отметил он.

Итог обсуждения подвел Александр Молотов. Он поблагодарил участников Совета за высказанные идеи и мнения. «Итогом нашей работы должен стать перечень конкретных предложений по трансформации высшей школы. Комитет АКЗС по образованию и науке до конца апреля обобщит инициативы участников Совета. Эти предложения направим коллегам в Государственной Думе, чтобы они были учтены при подготовке нормативной базы, которая разрабатывается для сопровождения образовательной реформы», – резюмировал парламентарий.

Справка:

В Алтайском крае действуют 9 организаций высшего образования, в том числе Барнаульская духовная семинария, и 13 филиалов вузов, где по 197 программам обучаются около 52 тысяч студентов. В вузах учится 27,8% проживающей в регионе молодежи. Почти 58% от общего числа студентов, или 29,5 тыс. человек, обучаются в вузах за счет средств федерального бюджета. В 2020 году их число составляло только 27 тыс. человек.

В 2022 году вузам края по программам высшего образования выделено 8983 бюджетных места (в 2019 году их было 6881). Бюджетными местами были обеспечены почти 68% выпускников школ, сдававших единый государственный экзамен в 2022 году.

По данным мониторинга вузов, который ежегодного проводит Минобрнауки России, в нашем регионе 30% от общего числа студентов обучается по программам группы «Науки об обществе», 25% – «Инженерное дело, технологии и технические науки», 15% – «Здравоохранение и медицинские науки», 14,2% – «Образование и педагогические науки», 6,7% – «Математические и естественные науки», 5% – «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», 3,25% – «Искусство и культура», 2% – «Гуманитарные науки».

Трудоустройство выпускников вузов в 2021 году по специальности составило 75%. Стопроцентное трудоустройство показывают такие направления программ бакалавриата и специалитета, как «Медико-профилактическое дело», «Фармация», «Сестринское дело», «Архитектура», «Строительство уникальных зданий и сооружений», «Радиофизика».


13.04.2023 Теги: А.В. Молотов, образование

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Май 2024

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 01 02