В ст. 7 и 10 закона о системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних внесут изменения
Депутаты приняли (за – 53, против - 0, воздержались - 0, не голосовали – 6) в двух чтениях законопроект «О внесении изменений в статьи 7 и 10 закона Алтайского края «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае». Как сообщили заместитель прокурора края Александр Фомин, в 2006-2007 г.г. в регионе отмечается значительный рост подростковой преступности, связанный в определённой степени с освобождением несовершеннолетних от уголовной ответственности за ранее совершенные преступления. Так, в первом полугодии 2007 года судами рассмотрено 1 тыс. 458 уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, из которых по 804 (55%) приняты решения о прекращении уголовного преследования. Наибольшее количество дел (88%) прекращено в связи с примирением сторон по ст. 25 Уголовно-процессуального кодекса РФ. При этом каждый пятый подросток, в отношении которого уголовное дело было прекращено по указанному основанию, совершил новое преступление. Альтернативной освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания выступает возможность применения к ним принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст.90 УК РФ, являющихся особой мерой государственного принуждения. В отличие от наказания, они не влекут за собой судимость, назначаются при определённых законом условиях, прежде всего на основе данных о личности виновного и условиях его жизни. В 2006 г. судебными органами края вынесено 32 постановления об освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия в отношении 39 лиц, за 10 месяцев 2007 г. - 39 постановлений в отношении 40 лиц. Осуществление специализированным государственным органом качественного надзора за исполнением данных мер должно эффективно способствовать формированию стереотипа законопослушного поведения у подростка. Последствием неисполнения несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия является вероятность привлечения его к уголовной ответственности по представлению специализированного государственного органа и направления им материалов в суд. Вместе с тем, действующее законодательство не прописывает орган, который должен осуществлять надзор за исполнением несовершеннолетними принудительных мер воспитательного воздействия. В 2007 г. Топчихинским районным судом и Рубцовским городским судом в двух случаях применялась к несовершеннолетним подсудимым принудительная мера воспитательного воздействия в виде передачи под надзор комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии с п.п.4, 7 ч.1 ст.11 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают, в том числе, применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов; подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством РФ. В целях более широкого применения на территории края данного института разработчики законопроекта предложили дополнить ст.7 закона «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае» нормой, закрепляющей право комиссий выполнять функции специализированного государственного органа в случаях, когда суд передает под их надзор несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности и, соответственно, расширить полномочия комиссий (ст.10). Принятие законопроекта финансирования из краевого бюджета, а также внесения изменений в иные нормативные правовые акты региона не потребует. |
31.01.2008