Принят законопроект «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае»
После активного обсуждения в первом чтении принят (за – 53, против - 0, воздержались - 0, не голосовали – 9) законопроект «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае». Многие депутаты отмечали, что проект закона своевременен и необходим, но нуждается еще в значительной доработке ко второму чтению. "Поднимаемая проблема - проблема для планеты", - отметил председатель крайсовета Александр Назарчук. Как пояснил руководитель фракции «Единая Россия» Николай Рыжак, проект закона разработан в соответствии с федеральным законом «Об отходах производства и потребления» и регулирует отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления в части, отнесенной федеральным законодательством к ведению субъектов Федерации. Необходимость принятия законопроекта обусловлена сложившейся в Алтайском крае чрезвычайно сложной обстановкой со сбором, утилизацией, обезвреживанием, захоронением и переработкой отходов, не отвечающей требованиям действующего законодательства в области охраны окружающей среды и санитарно-гигиенического благополучия населения. В настоящее время общее количество отходов, образующихся на промышленных, сельскохозяйственных и иных объектах Алтайского края, а также бытовых отходов составляет по разным оценкам от 12 до 20 млн тонн в год, из которых только незначительное количество отходов используются или обезвреживаются в местах их образования. Отсутствие эффективной системы учета образующихся отходов привело к тому, что из более чем 100 тыс. хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории края, только 6 тыс. осуществляют платежи в бюджет за негативное воздействие отходов на окружающую среду. Вместе с объемом образования отходов растет число несанкционированных свалок. На территории края на сегодня имеется всего один полигон промышленных отходов, оборудованный в соответствии с установленными требованиями. Неорганизованный вывоз и размещение отходов, захламление территории, отрицательно сказываются на здоровье людей и негативно воздействует на биосферу в целом. Функции контроля распределены между Ростехнадзором, Роспотребнадзором и органами исполнительной власти. В связи с этим, разработка нормативных актов идет параллельно, они не согласованы между собой и часто противоречат друг другу. В соответствии с федеральным законодательством, организация вывоза, размещения, утилизации и переработки отходов производства и потребления относится к вопросам местного значения и должна осуществляться органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов. Однако, отсутствие у органов местного самоуправления достаточного количества финансовых ресурсов приводит к тому, что отходы размещаются на несанкционированных свалках, разбавляются и сбрасываются в водоемы, сжигаются, загрязняя воздушную среду или накапливаются на производственных площадках. Система раздельного сбора отходов и их последующая вторичная переработка в Алтайском крае находятся в зачаточном состоянии. Без координации данных вопросов на региональном уровне, оказания органам местного самоуправления организационно-методической и финансовой помощи, улучшить сложившуюся в крае ситуацию с отходами в обозримом будущем не представляется возможным, считают разработчики законопроекта. Представленный проект закона устанавливает на территории Алтайского края основы единой социально-экономической политики в области обращения с отходами, в том числе: 1) предотвращение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье человека; 2) сбережение природных ресурсов; 3) упорядочение процессов образования, транспортировки, размещения, использования, обезвреживания, переработки и утилизации отходов на территории Алтайского края; 4) уменьшение образования отходов, повышение эффективности их использования в процессе хозяйственной деятельности. В целях реализации указанных направлений предусматривается: 1) установление исчерпывающего перечня полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления Алтайского края в сфере обращения с отходами; 2) определение уполномоченного органа исполнительной власти Алтайского края в сфере обращения с отходами и его компетенции; 3) разработка и реализация краевых целевых программ в сфере обращения с отходами и использования вторичного сырья на территории Алтайского края; 4) создание экономических, социальных и правовых условий для стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению деятельности по сбору, переработке, обезвреживанию, транспортированию, размещению и уничтожению отходов, вторичному использованию отходов, уменьшению их образования, внедрению малоотходных технологий; 5) установление общих требований к обращению с отходами, в том числе некоторыми отдельными их видами. Принятие представленного проекта закона позволит более системно и эффективно решать вопросы: 1) охраны и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; 2) софинансирования за счет краевых целевых программ деятельности органов местного самоуправления по реализации установленных полномочий по организация вывоза, размещения, утилизации и переработки отходов; 3) использование методов экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами, привлечения частных инвестиций; 4) сокращения количества свалок отходов и захламления территории; 5) развития рынка вторичных материальных ресурсов и вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья; 6) повышения ответственности субъектов хозяйственной и иной деятельности в сфере обращения с отходами. |
31.10.2007