Алтайские депутаты предлагают упростить самообложение на уровне поселений
После непродолжительного обсуждения депутаты решили (за – 40, против - 7, воздержались - 4, не голосовали – 5) направить в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Эта законодательная инициатива предусматривает упрощение процедуры принятия решений о самообложении на уровне поселений путем введения новой формы прямого волеизъявления граждан в виде заочного голосования в письменной форме. Как пояснил руководитель фракции «Единая Россия» Николай Рыжак, в связи с вступлением в силу ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления передан большой объем полномочий по решению вопросов местного значения. Однако вопрос достаточного финансирования осуществления данных полномочий за счет взимания местных налогов и сборов в необходимом объеме пока не решен. Средств, поступающих в бюджеты муниципальных образований в виде налогов и сборов, крайне недостаточно даже для решения первоочередных задач муниципалитетов. В связи с этим вопросы содержания автомобильных дорог общего пользования, мостов, расположенных в границах населенных пунктов, организация благоустройства, освещение, озеленение улиц, иные вопросы, требующие финансовых затрат, зачастую органами местного самоуправления решены быть не могут в связи с отсутствием в местном бюджете средств. При таких обстоятельствах одним из выходов является использование средств самообложения граждан – разовых платежей граждан, осуществляемых для решения конкретных вопросов местного значения. Вопросы самообложения граждан регулирует статья 56 Федерального закона. Как отмечается в пояснительной записке, в соответствии с частью 2 статьи 56 федерального закона вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан). Однако процедура проведения референдума достаточно сложна и затратна: зачастую средств, необходимых для организации и проведения местных референдумов, требуется намного больше, чем средств, которые необходимы муниципальным образованиям для решения конкретных вопросов местного значения. Это делает проведение местного референдума по данному вопросу нецелесообразным. Что касается схода граждан, то в соответствии со статьей 25 федерального закона он может быть проведен только в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек. На территории Алтайского края из 720 сельских поселений только одно поселение по численности подпадает под требования статьи 25 федерального закона, дающей возможность проведения схода граждан по вопросу самообложения граждан. Таким образом, нормы статей 56, 22, 25 федерального закона в части решения вопросов самообложения граждан применять на практике достаточно сложно, в связи с чем они фактически не действуют. В то же время имеются факты, когда органы местного самоуправления решают вопросы самообложения граждан без проведения референдумов и сходов, нарушая федеральное законодательство, права и законные интересы граждан. По данным фактам органы прокуратуры неоднократно вносили представления об устранении указанных нарушений. Предлагаемый проект федерального закона подготовлен в целях устранения изложенных выше сложностей практического применения федерального закона и предусматривает введение новой формы решения непосредственно населением отдельных вопросов местного значения путем проведения заочного голосования граждан в письменной форме. Решениям, принимаемым в форме заочного голосования граждан, в части вопросов самообложения, придается статус, аналогичный решениям, принимаемым на местном референдуме (сходе граждан). Таким образом, полностью соблюдается базовая концепция федерального закона, согласно которой принятие решений по самообложению может осуществляться исключительно в форме прямого волеизъявления граждан. При этом процедура заочного голосования граждан очевидно проще технически и существенно менее затратна по сравнению с организацией местного референдума. Аналогичный механизм уже успешно применяется в федеральном законодательстве. В частности, статьей 47 Жилищного кодекса РФ устанавливается возможность проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования. В дальнейшем, по решению федерального законодателя, перечень вопросов, которые могли бы решаться путем прямого волеизъявления граждан в форме заочного голосования, может быть существенно расширен. |
27.09.2007