Александр Кочергин направил протест на закон «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения»
Прокурор Алтайского края Александр Кочергин направил в крайсовет протест на краевой закон от 14.03.2003 №8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения». Как отмечается в документе, данным законом урегулированы отдельные отношения в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Алтайского края. Статьей 2 предусмотрен максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории сельского района или города краевого значения и могут одновременно находиться в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные (складочные) капиталы данных юридических лиц. В соответствии с ч. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Федеральный закон от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ст. 1 федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться законами субъектов, принимаемыми в соответствии с федеральным законодательством. При этом, принятие субъектами Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, кроме установленных федеральным законом, не допускается. По правилам ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 4 федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Федерации равным не менее чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. Статья 2 закона края противоречит вышеназванным положениям федерального законодательства, поскольку устанавливает максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые находятся на территории не только сельского района, но и города краевого значения, Кроме того, федеральным законом установление максимального размера земельных участков, которые могут находиться в собственности одного юридического лица, предусмотрено в отношении любого юридического лица независимо от доли участия в нем гражданина или его близких родственников. Однако, в нарушение нормы федерального закона ст. 2 закона края максимальный размер указанных земельных участков определен для юридических лиц, в которых гражданин или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие их уставные (складочные) капиталы. Ранее ч. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 4 федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действовавшие в редакции федерального закона от 07.07.2003 №113-Ф3, допускали установление максимального размера общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий на территории как муниципального района, так и городского округа и которые могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, перечисленных в ст. 2 Закона края. Однако федеральным законом от 18.07.2005 №87-ФЗ данная норма приведена в новой вышеназванной редакции. На основании изложенного, прокурор Алтайского края письменно предложил статью 2 закона Алтайского края от 14.03.2003 №8-ЗС «О регулировании отдельных отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения» привести в соответствие с федеральным законодательством. Заслушав и обсудив представленную информацию, депутаты признали (за – 50, против - 0, воздержались - 0, не голосовали – 6) данный протест обоснованным. Парламентарии поручили комитету крайсовета по аграрной политике и природопользованию подготовить проект правового акта об устранении указанных нарушений. Соответствующий законопроект будет представлен на рассмотрение очередной сессии краевого Совета народных депутатов. |
31.05.2007