• RU | EN | DE | CN


Алтайское краевое Законодательное Cобрание

В закон «О радиационной безопасности населения Алтайского края» внесут изменения

После непродолжительного обсуждения депутаты сразу в двух чтениях приняли (за – 55, против - 0, воздержались - 0, не голосовали – 2) закон «О внесении изменений в закон Алтайского края «О радиационной безопасности населения Алтайского края». Все предложенные изменения проводят краевой закон в соответствие с действующим федеральным законодательством. С докладом по этому вопросу выступала председатель комитета крайсовета по охране здоровья и социальной защите населения Ирина Солнцева.

По ее словам, прокуратурой Алтайского края принесен протест на закон от 21.09.1998 г. № 47-ЗС «О радиационной безопасности населения Алтайского края» в связи с тем, что отдельные его положения противоречат федеральному законодательству. Так, часть 1 статьи 1 закона устанавливает, что его действие распространяется на органы государственного контроля и надзора. К таким органам, как следует из статьи 2 Закона края, относятся организации государственной санитарно-эпидемиологической службы, Алтайской инспекции Госатомнадзора России, Государственного комитета по охране окружающей среды Алтайского края, Алтайского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Кроме того, статьи 8 и 24 закона определяют полномочия органов государственного контроля и надзора за радиационной безопасностью в крае и содержание данного контроля и надзора.

В соответствии с частью 2 ст.7 федерального закона «О радиационной безопасности населения» государственный контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности проводятся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с положениями об указанных органах. Конституция России вопросы установления порядка организации и деятельности федеральных органов государственной власти относит к ведению Федерации.

Согласно п. 1 Положений о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования эти службы являются федеральными органами исполнительной власти. Данные органы руководствуются в своей деятельности федеральными законами и иными федеральными нормативными актами. Такого органа, как Государственный комитет по охране окружающей среды Алтайского края, в настоящее время не существует.

В этой связи в компетенцию органов государственной власти края, по мнению прокуратуры, не входит определение содержания государственного контроля и надзора в области обеспечения радиационной безопасности, системы и полномочий органов, осуществляющих данный контроль и надзор. Статьи 6 и 7 закона края установили полномочия органов государственной власти края и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения радиационной безопасности. Некоторые из закрепленных в данных статьях полномочий отнесены к компетенции указанных органов незаконно.

В соответствии с частью 2 ст. 6 закона администрация края вводит и отменяет на территории края в зонах радиационного загрязнения особые режимы проживания населения и ведения хозяйственной деятельности, направленной на снижение радиационного воздействия. Данная норма краевого законодательства противоречит статье 5 Федерального закона «О радиационной безопасности населения», в силу которой к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения.

Кроме того, к полномочиям администрации края частью 2 ст. 6 закона отнесено принятие краевых программ в области обеспечения радиационной безопасности. Однако в соответствии с частью 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом. Таким образом, администрация не вправе принимать долгосрочные программы в области обеспечения радиационной безопасности.

Статьей 7 закона края к ведению органов местного самоуправления по вопросам обеспечения радиационной безопасности отнесено ведение радиационно-гигиенических паспортов территорий. В соответствии со статьей 6 федерального закона «О радиационной безопасности населения» организация контроля за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий является компетенцией субъектов РФ.

Статья 13 федерального закона предусматривает, что порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 28.01.97 г. № 93 «О Порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий» и предусматривает ведение радиационно-гигиенического паспорта территорий органами исполнительной власти субъектов РФ.

Кроме того, ст. 14 - 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведение радиационно-гигиенического паспорта территорий не отнесено к вопросам местного значения. А в силу пункта 1 ст. 18 названного федерального закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в федеральный закон. Таким образом, наделение оспариваемым нормативным актом органов местного самоуправления полномочием субъекта Российской Федерации по ведению радиационно-гигиенического паспорта территорий незаконно.

К полномочиям органов местного самоуправления статьей 7 закона края отнесены также установление и отмена на территории муниципального образования в зонах радиоактивного загрязнения особых условий и режима проживания населения и ведения хозяйственной деятельности, направленных на снижение радиационного воздействия на здоровье населения. В тоже время федеральное законодательство подобного полномочия к ведению органов местного самоуправления не относит. Согласно статье 5 ФЗ «О радиационной безопасности населения» введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения находится в компетенции Федерации.

В соответствии с частью 4 ст. 10 закона края персонал объектов, имеющих источники ионизирующего излучения, а также граждане, проживающие или осуществляющие трудовую деятельность вблизи этих объектов, имеют право на страхование от риска радиационного воздействия за счет средств собственников этих объектов. В силу статей 3 и 927 Гражданского кодекса РФ обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет может быть возложена на лиц только федеральным законом.


22.02.2007

Возврат к списку


E-mail  
Я даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Июль 2021

Предыдущий месяц       Следующий месяц Предыдущий год   |   Следующий год

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 01