В закон «О радиационной безопасности населения Алтайского края» внесут изменения
После непродолжительного обсуждения депутаты сразу в двух чтениях приняли (за – 55, против - 0, воздержались - 0, не голосовали – 2) закон «О внесении изменений в закон Алтайского края «О радиационной безопасности населения Алтайского края». Все предложенные изменения проводят краевой закон в соответствие с действующим федеральным законодательством. С докладом по этому вопросу выступала председатель комитета крайсовета по охране здоровья и социальной защите населения Ирина Солнцева. По ее словам, прокуратурой Алтайского края принесен протест на закон от 21.09.1998 г. № 47-ЗС «О радиационной безопасности населения Алтайского края» в связи с тем, что отдельные его положения противоречат федеральному законодательству. Так, часть 1 статьи 1 закона устанавливает, что его действие распространяется на органы государственного контроля и надзора. К таким органам, как следует из статьи 2 Закона края, относятся организации государственной санитарно-эпидемиологической службы, Алтайской инспекции Госатомнадзора России, Государственного комитета по охране окружающей среды Алтайского края, Алтайского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Кроме того, статьи 8 и 24 закона определяют полномочия органов государственного контроля и надзора за радиационной безопасностью в крае и содержание данного контроля и надзора. В соответствии с частью 2 ст.7 федерального закона «О радиационной безопасности населения» государственный контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности проводятся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с положениями об указанных органах. Конституция России вопросы установления порядка организации и деятельности федеральных органов государственной власти относит к ведению Федерации. Согласно п. 1 Положений о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службе по надзору в сфере природопользования эти службы являются федеральными органами исполнительной власти. Данные органы руководствуются в своей деятельности федеральными законами и иными федеральными нормативными актами. Такого органа, как Государственный комитет по охране окружающей среды Алтайского края, в настоящее время не существует. В этой связи в компетенцию органов государственной власти края, по мнению прокуратуры, не входит определение содержания государственного контроля и надзора в области обеспечения радиационной безопасности, системы и полномочий органов, осуществляющих данный контроль и надзор. Статьи 6 и 7 закона края установили полномочия органов государственной власти края и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения радиационной безопасности. Некоторые из закрепленных в данных статьях полномочий отнесены к компетенции указанных органов незаконно. В соответствии с частью 2 ст. 6 закона администрация края вводит и отменяет на территории края в зонах радиационного загрязнения особые режимы проживания населения и ведения хозяйственной деятельности, направленной на снижение радиационного воздействия. Данная норма краевого законодательства противоречит статье 5 Федерального закона «О радиационной безопасности населения», в силу которой к полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения. Кроме того, к полномочиям администрации края частью 2 ст. 6 закона отнесено принятие краевых программ в области обеспечения радиационной безопасности. Однако в соответствии с частью 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом. Таким образом, администрация не вправе принимать долгосрочные программы в области обеспечения радиационной безопасности. Статьей 7 закона края к ведению органов местного самоуправления по вопросам обеспечения радиационной безопасности отнесено ведение радиационно-гигиенических паспортов территорий. В соответствии со статьей 6 федерального закона «О радиационной безопасности населения» организация контроля за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий является компетенцией субъектов РФ. Статья 13 федерального закона предусматривает, что порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утверждается Правительством Российской Федерации. Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 28.01.97 г. № 93 «О Порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий» и предусматривает ведение радиационно-гигиенического паспорта территорий органами исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, ст. 14 - 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ведение радиационно-гигиенического паспорта территорий не отнесено к вопросам местного значения. А в силу пункта 1 ст. 18 названного федерального закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в федеральный закон. Таким образом, наделение оспариваемым нормативным актом органов местного самоуправления полномочием субъекта Российской Федерации по ведению радиационно-гигиенического паспорта территорий незаконно. К полномочиям органов местного самоуправления статьей 7 закона края отнесены также установление и отмена на территории муниципального образования в зонах радиоактивного загрязнения особых условий и режима проживания населения и ведения хозяйственной деятельности, направленных на снижение радиационного воздействия на здоровье населения. В тоже время федеральное законодательство подобного полномочия к ведению органов местного самоуправления не относит. Согласно статье 5 ФЗ «О радиационной безопасности населения» введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения находится в компетенции Федерации. В соответствии с частью 4 ст. 10 закона края персонал объектов, имеющих источники ионизирующего излучения, а также граждане, проживающие или осуществляющие трудовую деятельность вблизи этих объектов, имеют право на страхование от риска радиационного воздействия за счет средств собственников этих объектов. В силу статей 3 и 927 Гражданского кодекса РФ обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет может быть возложена на лиц только федеральным законом. |
22.02.2007