Владимир Германенко представил доклад о состоянии законодательства в Российской Федерации
Член Совета Федерации РФ Владимир Германенко представил доклад «О состоянии законодательства в Российской Федерации (законодательное обеспечение основных направлений внутренней и внешней политики в 2005 году)». К сожалению сам он выступить с докладом не смог. Как отмечается в тесте доклада, Совет Федерации в течение последних 3 лет проводит масштабную, не имеющую аналогов в истории российского парламентаризма, работу по мониторингу российского законодательства. Акцент в этой деятельности намеренно делается на анализе законов, принимаемых в обеспечение стратегии правового развития России, определяемой президентом страны в посланиях Федеральному Собранию. По мнению членов Совета Федерации, в докладе С.М. Миронова «О состоянии законодательства в Российской Федерации», предпринята попытка, переосмыслить концептуальные подходы к законодательному обеспечению основных направлений внутренней и внешней политики государства, созданию эффективного механизма формирования правовой системы. Все это позволяет сделать вывод о необходимости выработки стратегии правового развития России. Значительное внимание уделяется новой форме реализации этой стратегии – президентским национальным проектам. Решение приоритетных задач государственного строительства в целом было подчинено общим стратегическим целям создания эффективного государства и обеспечения необходимых гарантий политических прав граждан. Ряд важнейших задач, поставленных главой государства, по-прежнему не находит необходимого подкрепления при концептуальной проработке правового обеспечения государственной политики. Так, например, отсутствуют серьезные концептуальные документы в сфере федеративной реформы, в области проведения региональной политики. Как следствие, нередко направленность принимаемых законов продолжает расходиться со стратегическими целями развития государства, либо законодателю приходится многократно возвращаться к уже принятым актам, внося в них все новые изменения, - считает член Совета Федерации. Не уделяется необходимое внимание вопросам тщательной подготовки условий для введения законов в действие; при принятии законов зачастую не учитывается тот массив нормативных актов, который следует принять либо скорректировать в связи с принятием закона; запаздывает финансово-бюджетное регулирование. Правительство Российской Федерации и субъекты Российской Федерации не всегда успевают подготовиться к реализации положений, содержащихся в принимаемых федеральных законах. Все это, в свою очередь, дестабилизирует действующее законодательство, затрудняет практику его применения, в конечном счете, недопустимо затягивает процессы реформирования жизненно важных сфер жизнедеятельности общества и государства. Решение перечисленных проблем должно стать одним из важнейших приоритетов перспективной политики государственного строительства. Лидерами среди законодательных органов субъектов Российской Федерации по числу законодательных инициатив, внесенных в форме законопроектов и ставших законами за весь период существования Федерального Собрания, являются Московская областная Дума, Московская городская Дума, Законодательное Собрание Краснодарского и Приморского краев. Авторами 3 тыс. 305 законопроектов являлись представители всех субъектов Российской Федерации, кроме Чеченской Республики. 38 законодательных органов субъектов Российской Федерации ни разу так и не смогли за указанный период достигнуть законодательного результата – принятия закона: внесенные ими законопроекты отклонялись или снимались с рассмотрения по разным основаниям. С 2003 года наметилась положительная динамика числа принятых законов, инициаторами которых являлись законодательные органы субъектов Российской Федерации. Несмотря на положительную динамику числа принятых в 2003 – 2005 годах законов по инициативе законодательных органов субъектов Российской Федерации, по-прежнему остается низким качество вносимых ими законопроектов. Многие из них, как и в предыдущих созывах, снимаются с рассмотрения Государственной Думы по причине отсутствия заключения Правительства Российской Федерации. Это является проблемой не только для законодательных органов субъектов Российской Федерации, но и для большинства других субъектов права законодательной инициативы. Нередки случаи, когда законопроекты вносят изменения в законодательные акты, утратившие силу, не всегда в числе сопроводительных документов к законопроекту прилагается перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного закона. Достаточно сложной является подготовка финансово-экономического обоснования (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат). По-прежнему в большинстве случаев остается низкой активность официальных представителей субъектов Российской Федерации на стадии предварительного (до первого чтения) рассмотрения законопроектов в ответственных комитетах Государственной Думы. Можно выделить и целый ряд других причин. К ним, в частности, следует отнести такие, как сложность процедуры внесения законодательных инициатив и отсутствие гарантий их надлежащего рассмотрения. Анализ федерального законотворческого процесса показал, что в 2005 году существенно возросла роль всех субъектов, имеющих в нашей стране право законодательной инициативы. Качественно улучшилась работа региональных законодателей, говорится в принятом Советом Федерации документе. На законодательном уровне необходимо принять все меры для исключения появления законов, которые сразу приходится "корректировать". Необходимо четко определить параметры и пределы взаимодействия в законодательной деятельности всех органов конституционного партнерства с тем, чтобы наполнить реальным содержанием конституционный принцип единства системы государственной власти. |
01.12.2006