Принят законопроект «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края»
После непродолжительного обсуждения депутаты приняли в первом чтении законопроект «О рассмотрении обращений граждан Российской Федерации на территории Алтайского края». Как сообщил председатель комитета КСНД по законности, правопорядку и защите прав граждан Даниил Бессарабов, ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которым предусматривается порядок подачи обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам и их рассмотрения, вступает в силу со 2 ноября 2006 года. Данный порядок распространяется на все обращения граждан. Исключение составляют те, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном иными федеральными законами. Федеральный закон также содержит исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. Кроме того, установлена обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц рассматривать поступившие в соответствии с их компетенцией обращения граждан, принимать по ним необходимые решения и организовывать личный прием граждан. Предусмотрены также конкретные сроки рассмотрения обращений граждан, которые не могут быть произвольно увеличены государственными органами и органами местного самоуправления. В соответствии с частью 1 статьи 3 федерального закона правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами, федеральными конституционными законами, данным федеральным законом и иными федеральными законами. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение. Таким образом, в федеральном законе заложены основные требования к порядку рассмотрения обращений граждан и допускается дополнительное правовое регулирование на уровне субъектов Российской Федерации. В настоящее время на территории Алтайского края действуют два закона, которые регулируют данные отношения: «О порядке обращения жителей Алтайского края в органы государственной власти, органы местного самоуправления, коммерческие, некоммерческие организации и к их должностным лицам» и «О петициях жителей Алтайского края». Закон о порядке обращения жителей в настоящее время содержит ряд моментов, не соответствующих действующему законодательству. Кроме того, сроки рассмотрения обращений граждан, установленные данным законом, не будут соответствовать срокам, предусмотренным новым федеральным законом. В свою очередь закон о петициях граждан, являющийся специальным законом, регулирующим порядок рассмотрения коллективных обращений к государственным органам Алтайского края, также не будет соответствовать новому федеральному закону, поскольку предусматривает более длительные сроки рассмотрения петиций. В связи с этим комитет по законности, правопорядку и защите прав граждан пришел к выводу о целесообразности разработки нового закона Алтайского края и отмене двух указанных законов (о порядке обращении жителей и о петициях). Предлагаемый проект закона разработан в соответствии с новым федеральным законом. Законопроектом устанавливаются положения, направленные на защиту права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления муниципальных образований Алтайского края. Данный закон состоит из 3 глав и 23 статей. Первая глава посвящена общим положениям, в том числе - общим требованиям к письменному обращению граждан. Во второй главе, посвященной порядку рассмотрения обращений граждан государственными органами Алтайского края, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Не дублируются нормы федерального закона, но включены нормы, устанавливающие порядок рассмотрения коллективных обращений граждан, в том числе петиций, а также регламентируется порядок проведения личного приема граждан (групп граждан). Третья глава законопроекта посвящена порядку рассмотрения обращений граждан государственными и муниципальными организациями. Федеральный закон данные отношения не регулирует. Вместе с тем, государственные и муниципальные организации в основном создаются для удовлетворения потребностей населения (коммунальное обслуживание, образование, здравоохранение и т.п.). Гражданам также приходится обращаться к данным организациям с жалобами, за информацией или за разъяснениями. Поэтому нормы, устанавливающие порядок и сроки рассмотрения государственными и муниципальными организациями обращений граждан, гарантируют защиту их прав и законных интересов. Вместе с тем, нормы законопроекта учитывают требования гражданского законодательства и не допускают вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность организаций со стороны граждан или контролирующих лиц. |
26.10.2006